Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителем РЭК-департамента Негрёбой Д.В. выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Тбилисский район 19 сентября 2019 года


Вопрос 1. В каких случаях органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать цены на тарифы?

Ответ. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 ноября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) полномочиями по установлению подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) и государственному контролю (надзору) за их применением, утверждению нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением нормативов накопления ТКО) и ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме наделен РЭК-департамент.

При этом, в соответствии с законом Краснодарского края от 15 октября 2010 г. № 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон) отдельные государственные полномочия Краснодарского края по регулированию тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения переданы органам местного самоуправления следующих муниципальных образований Краснодарского края: город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

Настоящий Закон также устанавливает порядок контроля со стороны органов государственной власти Краснодарского края за осуществлением государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления в Краснодарском крае.

Вопрос 2. Каковы причины ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги и почему они различны в муниципальных образованиях и ресурсоснабжающих организаций?

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании показателей одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюджете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, составляющих розничных цен на газ для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям. Повышение тарифов планируется 1 раз в год – с 1 июля.

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

На 2019 год в связи с повышением с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 18 % до 20 % Правительством Российской Федерации было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающем учет повышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,4 % к январю 2019 года в среднем по стране (в среднем по регионам эти значения составляют от 2 % до 4,8 %, в среднем для Краснодарского края – на 2,6 %).

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года. До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне прогнозной инфляции (4 %).

Таким образом, с 1 января 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) на 1,7% было обусловлено исключительно увеличением ставки НДС.

Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, являющихся плательщиками налога. Тарифы (цены) организаций, применяющих специальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты налога, с 1 января 2019 года не увеличились.

С 1 июля 2019 г. в тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) организаций Краснодарского края учтены: решения ФАС России об установлении предельных минимального и максимального уровней тарифов на электроэнергию для населения края (в максимальном варианте для края прирост предусмотрен на 3,4 %, принято увеличение на 2,6 %); составляющих розничных цен на сетевой газ для населения (оптовой цены на 1,4 % и тарифов на транспортировку до 3,1 %); повышение затрат ресурсоснабжающих организаций на газ – на 1,4 %, электроэнергию – до 7,2 %, жидкое топливо – на 4,3 %, оплату труда – на 4,6 % согласно Отраслевому тарифному соглашению, налогов (в частности, водного налога на 15 %) и прочих расходов производственной деятельности в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны.

В связи с чем, с 1 июля 2019 г. помимо роста на 1,7 % за счет изменения ставки НДС в Краснодарском крае тарифы (цены) по отношению к январю 2019 г. изменились:

на электроэнергию для городского населения края – 2,56 %, для городского населения в домах с электроплитами и (или) электроотопительными установками и сельского населения края – на 2,74 %. При этом для сельского населения края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроотопительные установки, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

на сетевой газ для населения (в среднем по краю) – на 1,7 %;

на газ для населения сжиженный – на 5,2 % вместо ранее планируемого на 2,6 % в связи с отменой в связи с отменой на федеральном уровне государственного регулирования основной составляющей розничной цены на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, – оптовой цены на сжиженный газ для населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. № 1442 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ";

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги (экономически обоснованные либо льготные тарифы для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов).

С 1 июля 2019 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации на 2,6 %. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6 %. Рост платежей выше 5,2 % в крае исключен. При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В 2019 году нормативы потребления коммунальных услуг, утверждаемые РЭК-департаментом, не пересматривались.

Таким образом, в 2019 году в среднем по Краснодарскому краю изменение платежей за коммунальные услуги для населения в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг), несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 года на 1,7 % (с 18 % до 20 %), не превысит прогнозный инфляционный уровень 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

Формирование экономически обоснованных тарифов осуществляется РЭК-департаментом на основании экономического обоснования расходов по статьям затрат индивидуально для каждой регулируемой организации, соответственно уровни тарифов коммунальных услуг различны.

Вопрос 3. Почему высокие тарифы на тепло в пос. Октябрьский? Разъясните структуру тарифа. Почему он был в недавнем прошлом увеличен на тысячу рублей? Почему в отопительный сезон оплата коммунальных платежей составляет от 5,0 до 6,0 тыс.руб. в мес. на квартиру 43 кв.м.? Почему высокие нормативы на горячую воду?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производство, передача и распределение тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, осуществляемым по тарифам, установленным регулирующими органами в соответствии с принципами и методами регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой энергоснабжающей организации в рамках, вводимых на федеральном и краевом уровнях ограничений.

Ограничение роста коммунальных платежей на сегодняшний день осуществляется посредством реализации механизма ежегодного установления Правительством Российской Федерации предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах деятельности, параметрами роста тарифов (цен) на услуги инфраструктурных компаний и организаций ЖКХ, ежегодно определяемых в согласованном Правительством Российской Федерации прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, в рамках установленных ограничений роста тарифов и повышения платы населения за коммунальные услуги и с учетом предусмотренных периодов увеличения тарифов (их календарной разбивки).

В 2014 году теплоснабжающий комплекс поселка Октябрьский, эксплуатировался предприятием филиал РТРС "Краснодарский КРТПЦ", для которого теплоснабжение являлся не основным видом деятельности, таким образом часть расходов, относящихся на реализацию на тепловой энергии финансировались за счет основного вида деятельности данного предприятия. Утвержденный тариф для филиала РТРС "Краснодарский КРТПЦ" с 01.07.2014 составлял 1446,98 руб./Гкал (с НДС).

Согласно постановлению администрации Тбилисского сельского поселения от 23 марта 2015 г. № 150 "О закреплении муниципального имущества Тбилисского сельского поселения Тбилисского района в хозяйственное ведение МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района", теплоснабжающий комплекс поселка Октябрьский, ранее эксплуатируемый предприятием Филиал РТРС "Краснодарский КРТПЦ", передан в хозяйственное ведение МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения".

По результатам анализа представленных документов по регулированию тарифов на 2015 год для МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения" приказом РЭК-департамента от 10 июня 2015 г. № 17/2015-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду и о внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15 декабря 2014 года № 53/2014-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду" тарифы на тепловую энергию и компонент тепловая энергия в двух компонентном тарифе на горячую воду установлены на экономически обоснованном уровне в размере 1637,27 руб./Гкал (организация не является плательщиком НДС).

Ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (в частности, предельные индексы в муниципальных образованиях) устанавливаются в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 (далее - Основы).

Согласно пункту 43 Основ в целях организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, посредством согласования либо отказа в согласовании представительным органом муниципального образования соответствующего постановления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об установлении предельных индексов по муниципальным образованиям.

Согласно пункту 46 Основ основанием для установления по муниципальному образованию предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, является, в том числе, установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания данных коммунальных услуг.

В целях обеспечения расчетов населения поселке Октябрьский Тбилисского сельского поселения Тбилисского района за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и отоплению по экономически обоснованному уровню тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения", на тепловую энергию для МУП "Тепловые сети Тбилисского района" (СЦТ пос. Октябрьский) Решением Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 20 ноября 2015 г. № 127 согласовано постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 декабря 2014 № 1569 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2015 год" в части утверждения предельного индекса в Тбилисском сельском поселении Тбилисского района в размере 42,1%.

Таким образом установленные экономически обоснованные тарифы в полной мере обеспечивают соблюдение норм действующего законодательства Российской Федерации об ограничении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Тбилисский район на 2015 год.

Ежегодный рост тарифов обусловлен следующими основными причинами: ростом цен на топливно-энергетические ресурсы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на очередной год; повышением стоимости материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ; увеличением прочих расходов в соответствии с нормами законодательства, ожидаемыми по прогнозу социально-экономического развития страны общим инфляционными процессами в экономике, влияющими на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг.

В отношении вопросов касающихся величины тарифов на 2019 год в поселке Октябрьский и поселке Сахарного завода, сообщается следующее.

При установлении тарифов на регулируемые виды деятельности определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности осуществляется РЭК-департаментом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, на основании проверки представленных организацией документов, а также с учетом Сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития на установленный период, определяющих максимально возможное изменение расходов, оказывающих влияние на тариф. При формировании тарифов на регулируемый период РЭК-департаментом исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

Величина экономически обоснованных затрат существенно зависит от способа выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф.

Тарифы на тепловую энергию для МУП "Тепловые сети Тбилисского района" в отношении потребителей системы централизованного теплоснабжения поселок Октябрьский установлены с 1 июля 2019 г. в размере 2214,21 руб./Гкал. (приказ РЭК-департамента от 20 декабря 2018 г. № 267/2018-т).

МУП "Тепловые сети Тбилисского района" эксплуатирует котельную в поселке Октябрьский установленной мощностью – 5,16 Гкал/час, при этом коэффициент используемой мощности – 0,42, что приводит к существенному увеличению расходов при эксплуатации теплоснабжающего комплекса поселка Октябрьский.

РЭК-департаментом приводится информация об удельном весе расходов в структуре тарифа на тепловую энергию, утвержденного для МУП "Тепловые сети Тбилисского района" по системе централизованного теплоснабжения поселка Октябрьский в 2019 году:

покупные энергетические ресурсы – 1576,88 руб./Гкал (71,22%), из них:

  •  газ – 1 215,49 руб./Гкал (54,89%);
  •  электроэнергия – 360,55 руб./Гкал (16,28%);
  •  вода на технологические нужды – 0,84 руб./Гкал (0,04%);
  • фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды – 310,78 руб./Гкал (14,04%);
  • амортизация - 1,81 руб./Гкал (0,08%),
  • затраты на техническое обслуживание котельной – 263,35 руб./Гкал (11,89%);
  • прочие расходы (общехозяйственные, цеховые) – 39,25 руб./Гкал (1,77 %);
  • налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 22,14 руб./Гкал (1,0%).

Поставщиком тепловой энергии для поселка Сахарный завод Тбилисского сельского поселения является МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения" для которого установлены тарифы на тепловую энергию (покупка, передача и сбыт) с 1 июля 2019 года в размере 1387,89 руб./Гкал.

МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения" осуществляет покупку тепловой энергии от ЗАО "Тбилисский сахарный завод" (комбинированная выработка тепловой энергии).

Тепловая энергия, поставляемая ЗАО "Тбилисский сахарный завод", вырабатывается в режиме комбинированной выработки, производства электрической и тепловой энергии, в то время как МУП "Тепловые сети Тбилисского района" производит тепловую энергию в режиме некомбинированной выработки, что в том числе приводит к более высокому уровню тарифов.

Дополнительно отмечается, что РЭК-департаментом принимаются исчерпывающие меры по недопущению необоснованного повышения тарифов, а также возможному сдерживанию их роста. При формировании тарифов предложения организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, экспертами проводится анализ фактических расходов на основании первичных бухгалтерских, технических, статистических документов и динамики изменения натуральных показателей организаций в предшествующих периодах, определяются финансовые потребности для реализации производственных и инвестиционных программ организаций.

По результатам анализа целевого использования средств, утвержденных в действующих тарифах по статьям затрат, необоснованные и неподтвержденные расходы исключаются в соответствующем объеме из тарифов в последующих периодах регулирования.

На основании вышеизложенного, тарифное регулирование осуществляется РЭК-департаментом в строгом соответствии с принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенными действующим законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении обращений граждан в части стоимости коммунальных услуг РЭК-департамент в рамках своей компетенции осуществляет проверку правильности применения установленных тарифов.

По результатам анализа расчетно-платежных документов, представленных МУП "Тепловые сети Тбилисского района" при расчете платежей за услуги теплоснабжения для домов, расположенных в Тбилисском сельском поселении, поселка Октябрьский по ул. Радио, дом 7, кв.12 и по ул. Южная дом 17, кв.38 за декабрь 2018 года, за январь-август 2019 года применялись тарифы, установленные уполномоченным органом. Нарушений в применении тарифов не выявлено.

По расчету платы за отопление за декабрь 2018 года, за январь-август 2019 года показал, что платежный документ, предъявляемый МУП "Тепловые сети Тбилисского района" потребителям, не соответствует рекомендуемой форме платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, утвержденной приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. № 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг". В предъявляемом МУП "Тепловые сети Тбилисского района" расчетно-платежном документе указана величина платы за услуги отопления из расчета на 1 м2 отапливаемой площади.

Порядок взаиморасчетов за коммунальные услуги между поставщиками коммунальных услуг и потребителями, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Правилами предусматривается, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию для потребителей, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется с применением компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Правилами регламентировано распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Приказом РЭК-департамента от 18 мая 2017 г. № 2/2017-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые вступили в силу с 1 июня 2017 г.

Порядок определения и установления нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению регламентирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлены со следующей дифференциацией: при наличии и отсутствии наружной сети горячего водоснабжения, при наличии и отсутствии полотенцесушителей, а также при наличии и отсутствии изоляции на стояках внутридомовой системы горячего водоснабжения.

Дополнительно необходимо отметить, что письмами Минстроя России от 22 марта 2017 г. № 9268-00/04, от 25 августа 2017 г. № 30394-00/04 даны разъяснения о порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Вопросы, касающиеся расчета и распределения исполнителями коммунальных услуг объемов потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, между потребителями жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, проведение проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения Правил, не входит в компетенцию РЭК-департамента, а является функцией органов государственного жилищного надзора.

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, в соответствии с нормами постановлений Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 "О государственном жилищном надзоре" и главы администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 г. № 861
"О государственной жилищной инспекции Краснодарского края" осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

Вопрос 4. Почему отопительный период фактически начинается и заканчивается 15 числа, а оплату за отопление берут по нормативам за полный месяц?

Ответ. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23 ноября 2010 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 261-ФЗ). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Закона № 261-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) добавлены требования к собственникам объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 года.

Таким образом, при наличии приборов учета оплата производится за фактически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используется.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о РЭК-департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652 "О региональной энергетической комиссии – департаменте цен и тарифов Краснодарского края", одной из функций РЭК-департамента является утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.

Расчет нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31 августа 2012 г. № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" (далее – Приказ № 2/2012-нп), производился в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.

В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по формуле 18:

,

где:

Q - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);

S - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

n - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

В соответствии с Правилами № 306 продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил № 306 в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

В связи с чем, в подпункте 1 пункта 7 Приказа № 2/2012-нп нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом, поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), норматив увеличится на 14,3 %.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены РЭК-департаментом в одинаковом размере для каждого календарного месяца отопительного периода без дифференциации в зависимости от температур наружного воздуха по месяцам. Утвержденные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению отражают среднее за отопительный период расчетное количество тепловой энергии на отопление 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома различной этажности в календарный месяц отопительного периода.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила № 354), не предусмотрено. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 ноября 2015 г. № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. При этом проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

В соответствии с вышеизложенным к оплате потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.

Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распределена на 7 месяцев, то есть с 1 октября по 30 апреля.

Вопрос 5. Что предпринимается властью для сдерживания роста цен на бензин?

Ответ. Цены на бензин и дизельное топливо на законодательном уровне, как в России, так и в большинстве стран мира, не подлежат государственному регулированию, а это значит, что предприятия самостоятельно определяют свою цену исходя из спроса и предложения на рынке нефтепродуктов. В свою очередь государство воздействует на цены косвенными мерами регулирования, фискальной нагрузкой, а также антимонопольным регулированием и принятием антимонопольных мер.

С целью сдерживания резкого роста цен на автомобильное топливо в 2018 году Правительством Российской Федерации принято решение о снижении акцизов на автомобильное топливо с 1 июня 2018 года и не повышении их с 1 июля 2018 года. Так, Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" были снижены акцизы на бензин с 1 июня на 3000 руб. за тонну и дизель – 2000 руб. за тонну.

Также Правительством Российской Федерации была достигнута договоренность с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке (60 % рынка), о замораживании оптовых цен на дизельное топливо и розничных цен, об увеличении поставок на внутренний рынок моторного топлива и увеличении объёма биржевых торгов.

Таким образом, на вопрос о сдерживании цен на бензин в 2019 году следует учитывать, что вопросы стабилизации цен на нефтепродукты находятся на контроле у Президента Российской Федерации. Правительством Российской Федерации совместно с федеральными министерствами и ведомствами через косвенные меры регулирования делается все возможное по стабилизации цен на бензин и дизельное топливо.

Можно с уверенность утверждать, что Правительство Российской Федерации примет все необходимы меры по недопущению резкого увеличения цен на нефтепродукты и поддержки тех секторов экономики и категорий населения, которые в этом нуждаются.