Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента Шуляк С.Ю. выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Приморско-Ахтарский район 20 сентября 2019 года


Вопрос 1. Каковы причины ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги и почему они различны в муниципальных образованиях и ресурсонабжающих организаций Приморско-Ахтарского района?

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюджете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям. Повышение тарифов планируется 1 раз в год – с 1 июля.

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

На 2019 год в связи с повышением с 1 января 2019 г. ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 18 % до 20 % Правительством Российской Федерации было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 г. на уровне 1,7 %, обеспечивающем учёт повышения НДС, а с 1 июля 2019 г. дополнительно на уровне 2,6 % к январю 2019 года в среднем по стране (в среднем по регионам эти значения составляют от 2 % до 4,8 %, в среднем для Краснодарского края – на 2,6 %).

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 г. и на 1 июля 2019 г. До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне прогнозной инфляции (4 %).

Таким образом, с 1 января 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) на 1,7 % обусловлено исключительно увеличением ставки НДС.

Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, являющихся плательщиками налога. Тарифы (цены) организаций, применяющих специальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты налога, с 1 января 2019 г. не увеличились.

С 1 июля 2019 г. помимо роста с 1 января на 1,7 %, обеспечивающего учет изменения ставки НДС для организаций-плательщиков данного налога, в Краснодарском крае тарифы (цены) по отношению к январю 2019 года изменятся:

на электроэнергию для сельского населения края – на 2,74 %;

на газ сетевой для населения – на 2 % в среднем по краю;

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2019 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года (исходя из набора коммунальных услуг, предоставленных в декабре 2018 года) в среднем по Краснодарскому краю ограниченно Правительством Российской Федерации на 2,6 %. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6 %. При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года.

Таким образом, в 2019 году в среднем по Краснодарскому краю изменение платежей за коммунальные услуги для населения в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг), несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 г. на 1,7%, не превысит прогнозный инфляционный уровень 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

Формирование экономически обоснованных тарифов осуществляется РЭК-департаментом на основании экономического обоснования расходов по каждой статье затрат регулируемой организации, соответственно уровни тарифов коммунальных услуг различны.

Вопрос 2. Почему на территории Краснодарского края утвержденные тарифы на природный газ для населения различны? Так тариф на территории Приморско-Ахтарского района равен 6,43 руб. за 1 м3 газа, а в г. Краснодаре – 5,48 руб. за 1 м3 газа.

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ – оптовые цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, и региональная составляющая – тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа (далее – ПССУ), утверждаются на федеральном уровне.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются на региональном уровне, в Краснодарском крае – РЭК-департаментом, в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными Приказом ФСТ России от 27 октября 2011 г. № 252-э/2, и, исключительно, при изменении их составляющих.

Разница в размерах розничных цен на газ, установленных для населения Приморско-Ахтарского района и г. Краснодара обусловлена различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде имущества, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по исторически сложившейся выделенной системе поставки газа населению, в которою включено 41 муниципальное образование края, в т.ч. Приморско-Ахтарский район, протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа потребителям города Краснодара. При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе более чем в 2 раза выше, удельного веса объёмов поставки газа населению города Краснодара.

В связи с чем, размер региональной составляющей по выделенной системе поставки газа, в которой, в т.ч. учтён Приморско-Ахтарский район, установленный на федеральном уровне с 1 июля 2019 г. на 791,7 руб. за 1 тыс. м3 газа выше размера региональной составляющей для выделенной системы поставки газа потребителям города Краснодара.

Таким образом, при равной оптовой цене – 3858,0 руб. за тыс. м3, разница размеров региональных составляющих, определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Приморско-Ахтарского района, действующей с 1 июля 2019 г. – 6430,0 руб./тыс. м3 или 6,43 руб./м3, против – 5480,0 руб./тыс. м3 м или 5,48 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, возможно осуществить путём объединения выделенных систем поставки газа.

В Краснодарском края данная работа проводиться поэтапно, с учетом необходимости соблюдения ограничений по изменению размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Вопрос 3. Кто и как устанавливает плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования?

Ответ. В соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, подлежат государственному регулированию.

РЭК-департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов), который и устанавливает тарифы на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину,

Согласно действующему законодательству размер платы за подключение определяется в зависимости от технических параметров проекта газоснабжения.

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Краснодарского края установлена приказом РЭК-департамента от 20 марта 2019 г. № 2/2019-газ дифференцировано, в зависимости от протяженности строящегося газопровода.

На территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район транспортировку газа по газораспределительным сетям осуществляет АО "Газпром газораспределение Краснодар".

В соответствии с приказом РЭК-департамента от 20 марта 2019 г. № 2/2019-газ размер платы за подключение газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Краснодар", при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения, принадлежащей газораспределительной организации (далее – ГРО), составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа), а максимальный расход газа, с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования, не должен превышать 5 м3/ч, а для предпринимательской (коммерческой) деятельности – 15 м3/ч, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, от границы земельного участка до сети газо-распределения или газопотребления – не более 2 метров (включительно), составляет 11 467,00 рублей (с учетом НДС).

При этом если протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотребления составляет более 2 метров, то размер платы за подключение газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Краснодар" составляет 35 000 рублей.

Действующие на сегодняшний день размеры стандартизированных тарифных ставок установлены приказом РЭК-департамента от 25 апреля 2019 г. № 5/2019-газ.

Необходимо обратить внимание на то, что за плату, подлежащую государственному регулированию, ГРО должны выполнить только мероприятия по подключению до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил подключения).

В случае если сеть газораспределения проходит вдоль границы земельного участка или в пределах границы земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границы земельного участка, плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения (врезка) объектов капитального строительства к сети газораспределения и пуска газа.

Заявитель вправе свободно выбирать специализированные проектную и строительно-монтажную организации для выполнения мероприятий, связанных с созданием системы газопотребления (внутренней и внешней) в пределах границ своего земельного участка, а также обращаться в ГРО с заявкой на осуществление указанных мероприятий.

Вопрос 4. На территории Приморско-Ахтарского района отопительный сезон начинается с 15 октября и заканчивается 15 апреля. Почему жители многоквартирных домов, где не установлены общедомовые приборы учета тепла, оплачивают коммунальную услугу "отопление" за полные месяцы октябрь и апрель?

Ответ. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23 ноября 2010 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Федерального закона (в ред. от 29 июля 2017 г.) добавлены требования к собственникам объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 г.

Таким образом, при наличии приборов учета оплата производится за фактически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используется.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о РЭК-департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652 "О региональной энергетической комиссии – департаменте цен и тарифов Краснодарского края", одной из функций РЭК-департамента является утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.

Расчет нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31 августа 2012 г. № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" (далее – Приказ), производился в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.

В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по формуле 18:

,

где:

Q - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);

S - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

n - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

В соответствии с Правилами № 306 продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил № 306 в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

В связи с чем, в подпункте 1 пункта 7 Приказа нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом, поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), норматив увеличится на 14,3 %.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены РЭК-департаментом в одинаковом размере для каждого календарного месяца отопительного периода без дифференциации в зависимости от температур наружного воздуха по месяцам. Утвержденные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению отражают среднее за отопительный период расчетное количество тепловой энергии на отопление 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома различной этажности в календарный месяц отопительного периода.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила № 354), не предусмотрено. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 ноября 2015 г. № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. При этом проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

В соответствии с вышеизложенным к оплате потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.

Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распределена на 7 месяцев, то есть с 1 октября по 30 апреля.

Вопрос 5. В ближайшее время в 2019 году будет определен региональный оператор по обращению с ТКО. Как будет начисляться плата за твердые коммунальные отходы и в каком размере.

Ответ. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652 "О региональной энергетической комиссии – департаменте цен и тарифов Краснодарского края" к полномочиям РЭК-департамента отнесены:

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Стоимость оказания услуг населению по обращению с ТКО складывается из расчета на одного человека, исходя из установленного тарифа и утвержденного норматива накопления.

Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае для населения многоквартирного и частного жилого фонда, разработанные министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. № 175 (в ред. от 19 августа 2019 г.).

РЭК-департамент обращает внимание, что Правительством Российской Федерации уже приняты решения, направленные на оптимизацию расходов региональных операторов в части освобождения от уплаты НДС, снижения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также разрабатывается вопрос о нормировании транспортных затрат в составе тарифов региональных операторов.

Тарифы на услугу регионального оператора в Приморско-Ахтарском районе будут установлены после завершения процедуры по его выбору. Размер тарифа будет определен исходя из принципа экономически обоснованных расходов, необходимых региональному оператору для осуществления деятельности по сбору, вывозу и захоронению ТКО и с учетом баланса интересов потребителей и поставщика услуг.