Региональная энергетическая комиссия —департамент цен и тарифов Краснодарского края

Деятельность

Вопрос 1. Причины ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги и почему они различны в муниципальных образованиях и ресурсонабжающих организациях.

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюджете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, составляющих розничных цен на сетевой газ для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям. Повышение тарифов планируется 1 раз в год – с 1 июля.

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

На 2019 год в связи с повышением с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 18 % до 20 % Правительством Российской Федерации было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающем учет повышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,6 % к январю 2019 года в среднем по стране (в среднем по регионам эти значения составляют от 2 % до 4,8 %, в среднем для Краснодарского края – на 2,6 %).

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года. До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне прогнозной инфляции (4 %).

Таким образом, с 1 января 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) на 1,7% было обусловлено исключительно увеличением ставки НДС.

Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, являющихся плательщиками налога. Тарифы (цены) организаций, применяющих специальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты налога, с 1 января 2019 года не увеличились.

С 1 июля 2019 года помимо роста с 1 января на 1,7 %, обеспечивающего учет изменения ставки НДС для организаций-плательщиков данного налога, в Краснодарском крае тарифы (цены) по отношению к январю 2019 года изменились:

на электроэнергию для городского населения края – 2,56 %, для городского населения в домах с электроплитами и (или) электроотопительными установками и сельского населения края – на 2,74 %. При этом для сельского населения края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроотопительные установки, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

на газ для населения (в среднем) – на 1,7 % (сетевой) и на 5,2 % (сжиженный);

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2019 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации на 2,6 %. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6 %. Рост платежей выше 5,2 % в крае исключен. При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В 2019 году нормативы потребления коммунальных услуг РЭК-департаментом не пересматривались.

Таким образом, в 2019 году в среднем по Краснодарскому краю изменение платежей за коммунальные услуги для населения в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг), несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 г. на 1,7 % (с 18 % до 20 %), не превысит прогнозный инфляционный уровень 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

Формирование экономически обоснованных тарифов осуществляется РЭК-департаментом на основании экономического обоснования расходов по статьям затрат индивидуально для каждой регулируемой организации, соответственно уровни тарифов коммунальных услуг различны.

Вопрос 2. С приходом регионального оператора как будет начисляться плата за твердые коммунальные отходы и в каком размере? Кто будет контролировать ее сбор?

Ответ. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО и установление нормативов накопления ТКО с 1 января 2016 г. относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Законом № 89-ФЗ предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО в срок до 1 января 2020 г.

Данным нормативным правовым актом установлен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО для жилых домов может осуществляться только по договорам с региональным оператором (далее – регоператор).

В настоящее время на территории Краснодарского края с установленным единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с ТКО работает только один региональный оператор АО "Мусороуборочная компания" на территории муниципальных образований г. Краснодар и Динской район. В остальных муниципальных образованиях Краснодарского края услуги по сбору и вывозу ТКО осуществляют операторы по свободным (нерегулируемым) тарифам.

До даты оказания регоператором услуги по обращению с ТКО применяются положения действующего законодательства, где стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО определяется соглашением между организацией, оказывающей данную услугу, и потребителем.

По результатам конкурсного отбора региональным оператором по обращению с ТКО по Белореченском зоне деятельности (в состав которой входит Апшеронский район) выбрана организация АО "Крайжилкомресурс". Начало деятельности регионального оператора будет осуществляться после установления тарифа.

Документы для установления единого тарифа регионального оператора поданы указанной организацией 7 августа 2019 г. и находятся на рассмотрении в РЭК-департаменте. Тарифы будут установлены исходя из принципа экономически обоснованных затрат, необходимых региональному оператору для осуществления деятельности по сбору, вывозу и захоронению ТКО, а также соблюдения баланса экономических интересов и снижения нагрузки на потребителей.

Стоимость оказания услуг населению по обращению с ТКО складывается из расчета на одного человека, исходя из установленного тарифа и утвержденного норматива накопления.

 Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае для населения многоквартирного и частного жилого фонда, разработанные министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. № 175 (в редакции от 19 августа 2019 г. № 528) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".

Контроль за сборами платы по обращению с ТКО осуществляют региональные операторы.

Вопрос 3. Из чего состоит расчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению?

Ответ. Расчет нормативов потребления производился в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

РЭК-департаментом проводилась работа по сбору необходимой информации от муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний Краснодарского края. Так же в работу были вовлечены территориальные отделения Краевого БТИ, которыми предоставлялась информация об этажности многоквартирных домов и площадях помещений, входящих в состав общего имущества с выделением площадей чердаков и подвалов.

На основании анализа собранной информации выполнены расчеты нормативов потребления коммунальных услуг.

В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее – норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Вопрос 4. Должен ли собственник оплачивать ОДН на отопление в домах с централизованным отоплением, если у него в квартире установлено индивидуальное отопление?

Ответ. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливается и определяется в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливается по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов, за исключением тепловой энергии.

Приказом РЭК-департамента от 18.05.2017 № 3/2017-нп утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов (электрической энергии, холодной (горячей) воды, отведение сточных вод) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, установление норматива потребления коммунального ресурса тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Дополнительно РЭК-департамент сообщает, что порядок взаиморасчетов за коммунальные услуги между поставщиками коммунальных услуг и потребителями установлены правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Вступившими с 1 января 2019 г. изменениями в Правила (постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 1708) скорректирован порядок взимания платы за отопление в многоквартирных домах. Данными изменениями в Правила исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При этом объем тепловой энергии на общедомовые нужды определяется как разница между объемом (количеством) тепловой энергии по коллективному (общедомовому) прибору учета тепловой энергии и объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, определенного по индивидуальным приборам учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе на общедомовые нужды, определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Кроме того, региональный государственный жилищный надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства по определению размера платы за коммунальные услуги в соответствии с нормами постановлений Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 "О государственном жилищном надзоре" и главы администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 г. № 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края", а также с учетом внесения изменений в Закон Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. № 3700-КЗ (в редакции от 5 октября 2018 г. № 3856-КЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

Вопрос 5. Почему отопительный период ежегодно начинается и заканчивается числа 15 октября и апреля соответственно, а за отопление берут за полный месяц?

Ответ. Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департамента от 31 августа 2012 г. № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае", производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.

В Правилах № 306 используется понятие "отопительный период", равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В муниципальном образовании Апшеронский район продолжительность отопительного периода средняя за 5 лет составляет 181 день (с 16 октября по 15 апреля), что соответствует 7 неполным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом, поделено на 7 месяцев. При отмечается, что если период равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), то норматив увеличится на 14,3%.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, не предусмотрено. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. При этом проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Оплата потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.

Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распределена на 7 месяцев, то есть с 1 октября по 30 апреля.

Установка в многоквартирных домах общедомовых узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", является, по мнению РЭК-департамента, наиболее объективным решением вопроса о соответствии объемов фактического потребления тепловой энергии оплачиваемым.

Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23 ноября 2010 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…" (далее – Закон № 261-ФЗ). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Закона № 261-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 г.) добавлены требования к собственникам объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 г.

Таким образом, при наличии приборов учета оплата производится за фактически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используются.

Вопрос 6. Почему розничная цена на природный газ для населения в г. Краснодаре дешевле, чем в Апшеронском районе?

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ – оптовые цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, и региональная составляющая – тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа (далее – ПССУ), утверждаются на федеральном уровне.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются на региональном уровне (в Краснодарском крае – РЭК-департаментом) в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными Приказом ФСТ России от 27 октября 2011 г. № 252-э/2, и при изменении их составляющих.

Разница в размерах розничных цен на газ, установленных для населения Апшеронского района и г. Краснодара обусловлена различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчете розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде имущества, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объеме поставки газа (чем выше удельный вес объемов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяженности и разветвленности сетей (чем больше протяженность и разветвленность газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по исторически сложившейся выделенной системе поставки газа населению, в которою включены 41 муниципальное образование края, в том числе Апшеронский район, протяженность газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа потребителям г. Краснодара. При этом, удельный вес объемов поставки газа населению по системе более чем в 2 раза выше, удельного веса объемов поставки газа населению г. Краснодара.

В связи с чем размер региональной составляющей по выделенной системе поставки газа в которой, в том числе учтен Апшеронский район, установленный на федеральном уровне с 1 июля 2019 г. на 791,7 руб./1000м3 газа выше размера региональной составляющей для выделенной системы поставки газа потребителям г. Краснодара.

Таким образом, при равной оптовой цене – 3858 руб./1000м3 разница размеров региональных составляющих определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Апшеронского района, действующей с 1 июля 2019 г. – 6430,0 руб./1000м3 или 6,43 руб./м3, против – 5480,0 руб./1000м3 или 5,48 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, возможно осуществить путем объединения выделенных систем поставки газа.

В Краснодарском края данная работа проводиться поэтапно с учетом необходимости соблюдения ограничений по изменению размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.