Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителем РЭК-департамента Шуляк С.Ю. выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Тимашевский район 15 августа 2019 года


Вопрос 1. Каковы причины ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги и почему они различны в муниципальных образованиях и ресурсоснабжающих организаций?

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании показателей одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюджете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, составляющих розничных цен на газ для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям. Повышение тарифов планируется 1 раз в год – с 1 июля.

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

На 2019 год в связи с повышением с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 18 % до 20 % Правительством Российской Федерации было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающем учет повышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,6 % к январю 2019 года в среднем по стране (в среднем по регионам эти значения составляют от 2 % до 4,8 %, в среднем для Краснодарского края – на 2,6 %).

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года. До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне прогнозной инфляции (4 %).

Таким образом, с 1 января 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) на 1,7% было обусловлено исключительно увеличением ставки НДС.

Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, являющихся плательщиками налога. Тарифы (цены) организаций, применяющих специальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты налога, с 1 января 2019 года не увеличились.

С 1 июля 2019 г. в тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) организаций Краснодарского края учтены: решения ФАС России об установлении предельных минимального и максимального уровней тарифов на электроэнергию для населения края (в максимальном варианте для края прирост предусмотрен на 3,4 %, принято увеличение на 2,6 %); составляющих розничных цен на сетевой газ для населения (оптовой цены на 1,4 % и тарифов на транспортировку до 3,1 %); повышение затрат ресурсоснабжающих организаций на газ – на 1,4 %, электроэнергию – до 7,2 %, жидкое топливо – на 4,3 %, оплату труда – на 4,6 % согласно Отраслевому тарифному соглашению, налогов (в частности, водного налога на 15 %) и прочих расходов производственной деятельности в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны.

В связи с чем, с 1 июля 2019 г. помимо роста на 1,7 % за счет изменения ставки НДС в Краснодарском крае тарифы (цены) по отношению к январю 2019 г. изменились:

на электроэнергию для городского населения края – 2,56 %, для городского населения в домах с электроплитами и (или) электроотопительными установками и сельского населения края – на 2,74 %. При этом для сельского населения края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроотопительные установки, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

на сетевой газ для населения (в среднем по краю) – на 1,7 %;

на газ для населения сжиженный – на 5,2 % вместо ранее планируемого на 2,6 % в связи с отменой в связи с отменой на федеральном уровне государственного регулирования основной составляющей розничной цены на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, – оптовой цены на сжиженный газ для населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. № 1442 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ";

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2019 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации на 2,6 %. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6 %. Рост платежей выше 5,2 % в крае исключен. При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В 2019 году нормативы потребления коммунальных услуг РЭК-департаментом не пересматривались.

Таким образом, в 2019 году в среднем по Краснодарскому краю изменение платежей за коммунальные услуги для населения в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг), несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 года на 1,7 % (с 18 % до 20 %), не превысит прогнозный инфляционный уровень 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

Формирование экономически обоснованных тарифов осуществляется РЭК-департаментом на основании экономического обоснования расходов по статьям затрат индивидуально для каждой регулируемой организации, соответственно, уровни тарифов коммунальных услуг различны.

Вопрос 2. На основании закона об энергосбережении во всех МКД должен быть установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Включена ли в тариф ресурсоснабжающей организации установка данного прибора или нет, если нет, то почему?

Ответ. Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23 ноября 2010 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Федерального закона (в ред. от 29 июля 2017 г.) добавлены требования к собственникам объектов (собственники жилых домов, собственники помещений в МКД), максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 года.

Таким образом, при наличии приборов учета оплата производится за фактически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используется.

Согласно положениям статьи 13 Федерального закона организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией обязаны совершить действия по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, распределив расходы по установке на собственников равными долями в течение пяти лет при условии, что собственниками не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

В соответствии с положениями пунктов 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (ред. от 6 мая 2011 г.) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее – Правила) в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, отопления, а также коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды, тепловой энергии.

Согласно пункту 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирного дома.

Из совокупности вышеназванных норм следует, что точкой поставки соответствующего коммунального ресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников.

Таким образом, затраты ресурсоснабжающей организации по установке и обслуживанию общедомовых приборов учета не могут включаться и не включаются РЭК-департаментом в регулируемый тариф на производство, передачу и распределение тепловой энергии в соответствии с принципами и методами государственного регулирования тарифов, так как должны возмещаться собственниками помещений посредством платы за содержание и ремонт общедомового имущества.

Вопрос 3. Каковы структура платы за технологическое присоединение жилого дома к газораспределительным сетям? Регулирует ли государство размер платы за подключение или газораспределительные организации сами устанавливают свои расценки? Зависит ли это от расстояния газопровода до границ участка?

Ответ. В соответствии со статьёй 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 (далее – Правила подключения).

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за техно-логическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 (далее – Основные положения).

Основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, определены в Методических указаниях по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, утверждённых приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16 августа 2018 г. № 1151/18 (далее – Методические указания).

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается РЭК – департаментом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными ФАС России.

Согласно действующему законодательству, размер платы за подключение определяется в зависимости от технических параметров проекта газоснабжения.

На территории муниципального образования Тимашевский район газораспределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа по газораспределительным сетям, является АО "Газпром газораспределение Краснодар", для которого на 2019 год экономически обоснованной платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования заявителей была установлена в размере – 68 374,00 руб. за объект без НДС или 82 048,8 руб. с учётом НДС.

Вышеуказанный размер экономически обоснованная плата не применяется при расчётах с заявителями, а учитывается РЭК – департаментом при определении выпадающих доходов газораспределительной организации (далее – ГРО), компенсируемых за счет тарифных источников.

Размер экономически обоснованной платы определяется РЭК – департаментом из фактических данных об исполненных договорах о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении).

Для расчета размера платы за технологическое присоединение и размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих мероприятий:

выполнение ГРО технических условий, в том числе разработку проектной документации и проведение экспертизы проектной документации, и (или) проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации) и осуществление строительных мероприятий;

мониторинг ГРО выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения.

В состав расходов ГРО на выполнение технических условий, в том числе входят экономически обоснованные расходы:

на разработку проектной документации (в том числе: инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, на разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории, на подготовку рабочей документации, на проведение землеустроительных и кадастровых работ);

на осуществление строительных мероприятий (в том числе: на выполнение строительно-монтажных работ по созданию газораспределительных сетей, работы по сбору исходно-разрешительной документации, услуги технического надзора за строительством, проверка исполнительно-технической документации, на выполнение пусконаладочных работ на газораспределительных сетях на осуществление государственной регистрации права собственности на созданную ГРО газораспределительную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства Заявителя);

расходы ГРО на мониторинг выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства Заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование, (в том числе: на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим, на участие в приемке скрытых работ на сети газопотребления, на составление акта готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования, акта о подключении, на направление уведомлений, на выполнение технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) газораспределительной сети с сетью газопотребления объекта капитального строительства, на отключение и возобновление подачи газа в сети газоснабжения, на приобретение газа, используемого на продувку газопроводов и газоиспользующего оборудования.

При этом плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 м3/час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), и не превышающим 5 м3/час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 м и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа), установлена в размере 35,0 тыс. руб. (приказ РЭК – департамента от 20 марта 2019 г. № 2/2019-газ), то есть более чем на 47,05 тыс. руб. меньше экономически обоснованной платы за технологическое подключение.

Согласно ранее действующему законодательству, плата за подключение не дифференцировалась в зависимости от расстояния сооружаемого газопровода-ввода до границы земельного участка заявителя.

При таких обстоятельствах жители Краснодарского края оплачивали 35 тыс. руб. за подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения, как при необходимости строительства газопровода-ввода протяжённостью до 200 м, так и при необходимости создания сети, протяжённостью 1 м и менее.

В декабре 2018 года были внесены изменения в Основные положения, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с дифференциацией по расстоянию строящегося газопровода при условии сохранения общего расчетного размера выручки газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению.

На основании вышеизложенного приказом РЭК – департаментом на 2019 год плата за технологическое присоединение установлена с дифференциацией по расстоянию строящегося газопровода.

Вопрос об установлении платы за подключение на 2019 года с вышеуказанной дифференциацией был рассмотрен и одобрен Общественным советом РЭК-департамента.

В связи с чем, плата за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Краснодар", осуществляющего технологическое присоединение на территории Тимашевского района, для физических лиц установлена в следующих размерах (с НДС):

для случаев, когда протяжённость строящейся сети газораспределения, от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотребления, составляет не более 2 м (включительно) – 11 467,00 руб.;

для случаев, когда протяжённость строящейся сети газораспределения, от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотребления, составляет более 2 м – 35 000,00 руб.

Вопрос 4. Какой тариф на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов будет на территории Тимашевского района при работе регионального оператора?

Ответ. В настоящее время на территории Краснодарского края тариф на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) установлен только для АО "Мусороуборочная компания", которая оказывается на территории муниципальных образований г. Краснодар и Динского района.

РЭК-департамент обращает внимание, что Правительством РФ уже приняты решения, направленные на оптимизацию расходов региональных операторов в части освобождения от уплаты НДС, снижения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также разрабатывается вопрос о нормировании транспортных затрат в составе тарифов региональных операторов.

Тарифы на услугу регионального оператора в Тимашевском районе будут установлены после завершения процедуры по его выбору. Размер тарифа будет определен исходя из принципа экономически обоснованных расходов, необходимых региональному оператору для осуществления деятельности по сбору, вывозу и захоронению ТКО и с учетом баланса интересов потребителей и поставщика услуг.

Вопрос 5. Из чего состоит расчет нормативов потребления коммунальных услуг?

Ответ. Расчет нормативов потребления производился в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

РЭК-департаментом проводилась работа по сбору необходимой информации от муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний Краснодарского края. Так же в работу были вовлечены территориальные отделения Краевого БТИ, которыми предоставлялась информация об этажности многоквартирных домов и площадях помещений, входящих в состав общего имущества с выделением площадей чердаков и подвалов.

На основании анализа собранной информации выполнены расчеты нормативов потребления коммунальных услуг.

В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее – норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Вопрос 6. Почему постоянно растут цены на бензин?

Ответ. Отличие в розничных ценах на автомобильное топливо зависит от сложившейся в регионе системы договоров оптовых поставок топлива, количества и мощности региональных перерабатывающих производств, мест хранения и перевалки топлива, развитой сети АЗС, а также принадлежности АЗС, многообразие которого предполагает развитие конкуренции между ними.

Факторами роста цен на топливо являются: рост отраслевых технологических издержек при его производстве; налоговая нагрузка, составляющая до 60 % расходов в цене; общие инфляционные процессы; динамика мировых цен на топливо.

Правительством РФ предпринимаются меры, направленные на стабилизацию роста цен на топлива на внутреннем рынке. В частности, с 1 июля 2019 года прекратил свое действие мораторий на рост цен на топливо в 2018-2019 гг. полностью выполнив свою задачу. В настоящее время планируется принять федеральные законы, ограничивающие ежегодное увеличение оптовых цен на бензин и дизельное топливо до 5 %. Предусмотрено создание демпфирующего механизма, ограничивающего воздействие мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты.

По смыслу применения демпфирующего механизма при любой цене на нефть, цены внутреннего рынка не должны расти выше инфляции, а приведенные выше механизмы конкурентного формирования розничной цены на АЗС станут менее зависимы от оптовых поставок.

Вопрос 7. Почему отопительный период фактически начинается и заканчивается 15 числа, а оплату за отопление берут за полный месяц?

Ответ. Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департамента от 31 августа 2012 г. № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае", производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

В Правилах № 306 используется понятие "отопительный период", равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В муниципальном образовании Лабинский район продолжительность отопительного периода средняя за 5 лет составляет 181 день (с 16 октября по 15 апреля), что соответствует 7 неполным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом, поделено на 7 месяцев. При отмечается, что если период равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), то норматив увеличится на 14,3%.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, не предусмотрено. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. При этом проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Оплате потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.

Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распределена на 7 месяцев, то есть с 1 октября по 30 апреля.

Установка в многоквартирных домах общедомовых узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", является, по мнению РЭК-департамента, наиболее объективным решением вопроса о соответствии объемов фактического потребления тепловой энергии оплачиваемым.

Вопрос 8. Почему в Тимашевском районе газ дороже, чем в г. Краснодаре?

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ – оптовые цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, и региональная составляющая - тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа (далее – ПССУ), утверждаются на федеральном уровне.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются на региональном уровне. В Краснодарском крае – РЭК – департаментом в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными Приказом ФСТ России от 27 октября 2011 г. № 252-э/2, и, исключительно, при изменении их составляющих.

Разница в размерах розничных цен на газ, установленных для населения Тимашевского района и г. Краснодара обусловлена различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК – департаментом при расчёте розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде имущества, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по выделенной системе поставки газа населению, в которою включены 41 муниципальное образование края, в том числе Тимашевский район, протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа потребителям г. Краснодара. При этом удельный вес объёмов поставки газа населению по системе более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению г. Краснодара.

В связи с чем, размер региональной составляющей по выделенной системе поставки газа в которой, в том числе учтён Тимашевский район, установленный на федеральном уровне с 1 июля 2019 года на 791,7 руб./1000 м3 газа выше размера региональной составляющей для выделенной системы поставки газа потребителям г. Краснодара.

Таким образом, при равной оптовой цене – 3858 руб./1000 м3 разница размеров региональных составляющих определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Тимашевский района, действующей с 1 июля 2019 года – 6430,0 руб./1000 м3 или 6,43 руб./м3, против – 5480,0 руб./1000 м3 или 5,48 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, возможно осуществить путём объединения выделенных систем поставки газа.

В Краснодарском края данная работа проводится поэтапно с учетом необходимости соблюдения ограничений по изменению размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.