Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги, цен на продукты питания

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги, цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента Негреба Д.В. выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Лабинский район 26 июля 2019 года


Вопрос 1. Каковы причины ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги и почему они различны в муниципальных образованиях и для ресурсонабжающих организаций?

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюджете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, составляющих розничных цен на сетевой газ для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям.

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

На 2019 год в связи с повышением с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 18 % до 20 % Правительством Российской Федерации было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающем учет повышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,4 % к январю 2019 года в среднем по стране (в среднем по регионам эти значения составляют от 2 % до 4,8 %, в среднем для Краснодарского края – на 2,6 %).

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 г. и на 1 июля 2019 г. До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне прогнозной инфляции (4 %).

Таким образом, с 1 января 2019 г. изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) на 1,7% было обусловлено исключительно увеличением ставки НДС.

Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, являющихся плательщиками налога. Тарифы (цены) организаций, применяющих специальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты налога, с 1 января 2019 г. не увеличились.

С 1 июля 2019 г. помимо роста с 1 января на 1,7 %, обеспечивающего учет изменения ставки НДС для организаций-плательщиков данного налога, в Краснодарском крае тарифы (цены) по отношению к январю 2019 года изменились:

на электроэнергию для городского населения края – на 2,56 %, для городского населения в домах с электроплитами и (или) электроотопительными установками и сельского населения края – на 2,74 %. При этом для сельского населения края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроотопительные установки, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

на газ для населения (в среднем) – на 1,7 % (сетевой) и на 5,2 % (сжиженный);

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2019 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации на 2,6 %. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6 %. Рост платежей выше 5,2 % в крае исключен. При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В 2019 году нормативы потребления коммунальных услуг РЭК-департаментом не пересматривались.

Таким образом, в 2019 году в среднем по Краснодарскому краю изменение платежей за коммунальные услуги для населения в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг), несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 г. на 1,7 % (с 18 % до 20 %), не превысит прогнозный инфляционный уровень 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

Формирование экономически обоснованных тарифов осуществляется РЭК-департаментом на основании экономического обоснования расходов по статьям затрат индивидуально для каждой регулируемой организации, соответственно уровни тарифов коммунальных услуг различны.

Вопрос 2. Как будет начисляться плата за твердые коммунальные отходы и в каком размере? Кто будет контролировать ее сбор?

Ответ. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) и установление нормативов накопления ТКО с 1 января 2016 г. относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Законом № 89-ФЗ предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО в срок до 1 января 2020 г.

Данным нормативным правовым актом установлен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО для жилых домов может осуществляться только по договорам с региональным оператором (далее – регоператор).

В настоящее время на территории Краснодарского края с установленным единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с ТКО работает только один региональный оператор АО "Мусороуборочная компания" на территории муниципальных образований г. Краснодар и Динской район. В остальных муниципальных образованиях Краснодарского края услуги по сбору и вывозу ТКО осуществляют операторы по свободным (нерегулируемым) тарифам.

До даты оказания регоператором услуги по обращению с ТКО применяются положения действующего законодательства, где стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО определяется соглашением между организацией, оказывающей данную услугу, и потребителем.

В Лабинском районе услуги по сбору и вывозу ТКО осуществляют в основном МУП "Санитарная очистка" по тарифам от 410,42 руб./м3 или 64,85 руб./чел. в месяц до 1678,07 и руб./м3 или 125,86 руб./чел. в месяц. Исключение составляет сбор и вывоз ТКО в Вознесенском сельском поселении, где данные услуги осуществляет МУМПКХ ст. Вознесенской по тарифам 392,71 руб./м3 или 36,00 руб./чел. в месяц.

В ближайшее время будут определены региональные операторы по обращению с ТКО на территории всего Краснодарского края. Лабинский район войдет в сферу деятельности одного из них.

Начало деятельности регионального оператора будет осуществляться после установления тарифа.

Стоимость оказания услуг населению по обращению с ТКО складывается из расчета на одного человека, исходя из установленного тарифа и утвержденного норматива накопления.

 Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае для населения многоквартирного и частного жилого фонда, разработанные министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. № 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".

Контроль за сборами платы по обращению с ТКО осуществляют региональные операторы.

Вопрос 3. Почему отопительный период фактически начинается и заканчивается 15 числа, а оплату за отопление берут за полный месяц?

Ответ. Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департамента от 31 августа 2012 г. № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае", производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

В Правилах № 306 используется понятие "отопительный период", равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В муниципальном образовании Лабинский район продолжительность отопительного периода средняя за 5 лет составляет 181 день (с 16 октября по 15 апреля), что соответствует 7 неполным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом, поделено на 7 месяцев. При отмечается, что если период равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), то норматив увеличится на 14,3%.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, не предусмотрено. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. При этом проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Оплате потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.

Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распределена на 7 месяцев, то есть с 1 октября по 30 апреля.

Установка в многоквартирных домах общедомовых узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", является, по мнению РЭК-департамента, наиболее объективным решением вопроса о соответствии объемов фактического потребления тепловой энергии оплачиваемым.

Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23 ноября 2010 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…" (далее – Закон № 261-ФЗ). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Закона № 261-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 г.) добавлены требования к собственникам объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 г.

Таким образом, при наличии приборов учета оплата производится за фактически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используются.

Вопрос 4. Из чего состоит расчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению?

Ответ. Расчет нормативов потребления производился в соответствии с Правилами № 306.

РЭК-департаментом проводилась работа по сбору необходимой информации от муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний Краснодарского края. Так же в работу были вовлечены территориальные отделения Краевого БТИ, которыми предоставлялась информация об этажности многоквартирных домов и площадях помещений, входящих в состав общего имущества с выделением площадей чердаков и подвалов.

На основании анализа собранной информации выполнены расчеты нормативов потребления коммунальных услуг.

В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее – норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами № 354.

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами № 354.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Вопрос 5. Основания оплаты центрального отопления в МКД при установке индивидуальной системы отопления в квартире. Должен ли собственник оплачивать ОДН на отопление?

Ответ. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливается и определяется в соответствии с Правилами № 306.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов, за исключением тепловой энергии.

Приказом РЭК-департамента от 18 мая 2017 г. № 3/2017-нп утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов (электрической энергии, холодной (горячей) воды, отведение сточных вод) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, установление норматива потребления коммунального ресурса тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Дополнительно РЭК-департамент сообщает, что порядок взаиморасчетов за коммунальные услуги между поставщиками коммунальных услуг и потребителями установлены Правилами № 354.

Вступившими с 1 января 2019 г. изменениями в Правила № 354 (постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 1708) скорректирован порядок взимания платы за отопление в многоквартирных домах. Данными изменениями исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При этом объем тепловой энергии на общедомовые нужды определяется как разница между объемом (количеством) тепловой энергии по коллективному (общедомовому) прибору учета тепловой энергии и объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, определенного по индивидуальным приборам учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе на общедомовые нужды, определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Кроме того, региональный государственный жилищный надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства по определению размера платы за коммунальные услуги в соответствии с нормами постановлений Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 "О государственном жилищном надзоре" и главы администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 г. № 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края", а также с учетом внесения изменений в Закон Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. № 3700-КЗ (в редакции от 5 октября 2018 г. № 3856-КЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

Вопрос 6. При поставке горячей воды в многоквартирные дома управляющие компании определяют количество тепла не по счетчику, а по нормативу теплосодержания, установленному РЭК-департаментом. При этом теплоснабжающая компания несет убытки. Будет ли пересматриваться норматив? Как управляющая компания должна рассчитываться с теплоснабжающей организацией и каков механизм компенсации убытков нашей компании при данной системе расчетов.

Ответ. Порядок взаиморасчетов за коммунальные услуги между поставщиками коммунальных услуг и потребителями, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлены Правилами № 354.

Правилами № 354 предусматривается, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию для потребителей, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется с применением компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Правилами № 354 также регламентировано распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Порядок оплаты коммунальных услуг по горячему водоснабжению установлен пунктами 42, 44 и 48, в соответствии с которыми при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы определяется по формулам 23 и 25 Приложения № 2 к Правилам № 354. В указанных формулах применяется показатель объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из объемов потребленной воды и утвержденного норматива тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Приказом РЭК-департамента от 18 мая 2017 г. № 2/2017-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые вступили в силу с 1 июня 2017 г.

Пунктом 14 Правил № 354 определен срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, который составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами № 354.

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется уполномоченными органами в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон № 190-ФЗ) , Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования (цен) тарифов в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее – Методические указания).

В соответствии с Правилами № 1075 регулируемая организация до 1 мая текущего года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложения об установлении цен (тарифов) и необходимые документы и материалы в соответствии с Перечнем, предусмотренным пунктом 16 настоящих Правил № 1075, в том числе расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций.

Согласно пункту 13 Основ ценообразования и пункту 12 Методических указаний в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности регулируемая организация понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), а также выявлены выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов и расходов может учитываться органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Вопрос 7. С момента применения норматива на отопление, установленного РЭК-департаментом, теплоснабжающая организация в нашем сельском поселении несет убытки. Возможно ли в дальнейшем увеличение тарифа, превышающее темп роста платежа населения для вывода ресурсоснабжающей компании из постоянного убытка?

Ответ. Тарифы в сфере теплоснабжения в соответствии с Законом № 190-ФЗ устанавливаются РЭК-департаментом в экономически обоснованном размере, обеспечивающем обоснованные финансовые потребности организаций на осуществление регулируемых видов деятельности.

Исключением является установление льготных тарифов для населения (ниже экономически обоснованного уровня тарифов) в рамках исполнения законодательства об ограничении повышения платежей населения за коммунальные услуги в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций от поставки ресурсов (услуг) по льготным тарифам для населения (ниже экономически обоснованного уровня тарифов) в соответствии с законодательством подлежат компенсации за счет средств региональных бюджетов.

Вопрос 8. Какие документы являются необходимыми и достаточными для установления потребителю пониженного тарифа (электроплиты)?

Ответ. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике" для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.

Под понятием "в установленном порядке" понимается установка электрических плит для приготовления пищи и (или) электроотопительных установок в соответствии с утвержденным проектом, при наличии паспорта на домовладение, в котором указано на установку электрооборудования, разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановок органами Ростехнадзора.

В соответствии с разъяснениями Минэнерго России от 4 февраля 2015 г. № 09-292 основанием для применения тарифа на электрическую энергию для населения проживающего в жилых домах, оборудованных электрическими плитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, могут являться документы, составленные в ходе осуществления технологического присоединения и подтверждающие оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок, составленные территориальными органами Ростехнадзора, акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителями и сетевыми компаниями, в которых указаны характеристики энергопринимающих устройств).

Также со стороны Минэнерго России письмом от 4 октября 2016 г. № 09-5351 предоставлены разъяснения, согласно которым, по мнению Минэнерго России, по данному вопросу необходимо руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации, предусматривающим проектную документацию на объект капитального строительства, в состав которой включаются в том числе и сведения об источниках электро-, газо- и теплоснабжения, схемах размещения электрооборудования и другие сведения.

Кроме того, со стороны ФАС России письмом от 12 июля 2017 г. № ВК/47554/17 даны дополнительные разъяснения, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектной документацией или если произведена реконструкция электрических сетей дома и соответствующие изменения были внесены в технический паспорт.

При этом, федеральные органы власти в своих разъяснениях относительно установленного порядка оборудования жилых помещений стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и, соответственно, применения понижающего коэффициента 0,7 к тарифу для населения, не привязывают возможность применения понижающих коэффициентов в условиях лишь отсутствия газоснабжения, а акцентируют внимание на соблюдении установленного порядка оборудования жилых помещений электроустановками с соблюдением правил и норм электробезопасности.

Таким образом, РЭК-департамент считает, что применение тарифа на электроэнергию с применением понижающего коэффициента, как для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, определяется в том числе из наличия в техническом паспорте на домовладение сведений об установке электрооборудования.