Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги, цен на продукты питания

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги, цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента Миловановым С.Н. выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город-курорт Геленджик


Вопрос 1. Каковы причины ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги и почему они различны в муниципальных образованиях и ресур-сонабжающих организаций?

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюджете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, составляющих розничных цен на сетевой газ для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям. Повышение тарифов планируется 1 раз в год – с 1 июля.

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

На 2019 год в связи с повышением с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 18 % до 20 % Правительством Российской Федерации было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающем учет повышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,4 % к январю 2019 года в среднем по стране (в среднем по регионам эти значения составляют от 2 % до 4,8 %, в среднем для Краснодарского края – на 2,6 %).

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года. До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне прогнозной инфляции (4 %).

Таким образом, с 1 января 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) на 1,7% было обусловлено исключительно увеличением ставки НДС.

Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, являющихся плательщиками налога. Тарифы (цены) организаций, применяющих специальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты налога, с 1 января 2019 года не увеличились.

С 1 июля 2019 года помимо роста с 1 января на 1,7 %, обеспечивающего учет изменения ставки НДС для организаций-плательщиков данного налога, в Краснодарском крае тарифы (цены) по отношению к январю 2019 года изменились:

на электроэнергию для городского населения края – 2,56 %, для городского населения в домах с электроплитами и (или) электроотопительными установками и сельского населения края – на 2,74 %. При этом для сельского населения края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроотопительные установки, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

на газ для населения (в среднем) – на 1,7 % (сетевой) и на 5,2 % (сжиженный);

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2019 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации на 2,6 %. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6 %. Рост платежей выше 5,2 % в крае исключен. При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В 2019 году нормативы потребления коммунальных услуг РЭК-департаментом не пересматривались.

Таким образом, в 2019 году в среднем по Краснодарскому краю изменение платежей за коммунальные услуги для населения в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг), несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 года на 1,7 % (с 18 % до 20 %), не превысит прогнозный инфляционный уровень 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

Формирование экономически обоснованных тарифов осуществляется РЭК-департаментом на основании экономического обоснования расходов по статьям затрат индивидуально для каждой регулируемой организации, соответственно уровни тарифов коммунальных услуг различны.

Вопрос 2. Почему отопительный период фактически начинается и заканчивается 15 числа, а оплату за отопление берут за полный месяц?

Ответ. Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департамента от 31 августа 2012 г. № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае", производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.

В Правилах № 306 используется понятие "отопительный период", равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В муниципальном образовании город-курорт Геленджик продолжительность отопительного периода средняя за 5 лет составляет 181 день (с 16 октября по 15 апреля), что соответствует 7 неполным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом, поделено на 7 месяцев. При отмечается, что если период равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), то норматив увеличится на 14,3%.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, не предусмотрено. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. При этом проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Оплата потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.

Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распределена на 7 месяцев, то есть с 1 октября по 30 апреля.

Установка в многоквартирных домах общедомовых узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", является, по мнению РЭК-департамента, наиболее объективным решением вопроса о соответствии объемов фактического потребления тепловой энергии оплачиваемым.

Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23 ноября 2010 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…" (далее – Закон № 261-ФЗ). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Закона № 261-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 г.) добавлены требования к собственникам объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 г.

Таким образом, при наличии приборов учета оплата производится за фактически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используются.

Вопрос 3.   Из чего состоит расчет нормативов потребления коммунальных услуг? Справочно: по уточненной информации заявителя интересуют нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению

Ответ. Расчет нормативов потребления производился в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

РЭК-департаментом проводилась работа по сбору необходимой информации от муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний Краснодарского края. Так же в работу были вовлечены территориальные отделения Краевого БТИ, которыми предоставлялась информация об этажности многоквартирных домов и площадях помещений, входящих в состав общего имущества с выделением площадей чердаков и подвалов.

На основании анализа собранной информации выполнены расчеты нормативов потребления коммунальных услуг.

В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее – норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Вопрос 4.   Как складывается плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям?

Ответ. В соответствии со статьёй 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 (далее – Основные положения).

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 (далее – Правила подключения).

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Краснодарского края, установлена приказом РЭК-департамента от 20 марта 2019 г. № 2/2019-газ дифференцировано в зависимости от протяженности строящегося газопровода.

Так, на сегодняшний день размер платы за подключение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения, при-надлежащей ГРО, составляет не более 200 м, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа), а максимальный расход га-за с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования не должен превышать 5 м3/час., а для предпринимательской (коммерческой) деятельности – 15 м3/час, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотреб-ления не более 2 м (включительно) – составляет от 7,7 до 15,2 тыс. руб. (с учетом НДС).

При этом если протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотребления составляет более 2 м, то размер платы за подключение газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения составляет 35,0 тыс. рублей.

С1 апреля 2019 года вступили в силу законодательные акты, предусматривающие применение вышеуказанной льготной платы в том числе для случаев, когда мероприятия предполагают строительство распределительных газопроводов, а не только газопроводов-вводов, как было ранее.

В других случаях, не указанных выше, плата определяется исходя из установленных стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту в зависимости от технических параметров подключения.

Так за плату, подлежащую государственному регулированию, ГРО должны выполнить только мероприятия по подключению до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил подключения).

Также приказом ФАС России от 16 августа 2018 г. № 1151/18 были утверждены новые Методические указания по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее – Методические указания), которые вступили в силу с 17 декабря 2018 г.

Методическими указаниями значительно изменены процедура и порядок расчёта размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и размеров стандартизированных тарифных ставок, а также предусмотрен порядок расчёта размера платы за технологическое присоединение внутри границ земельных участков заявителей.

В случае если сеть газораспределения проходит вдоль границы земельного участка или в пределах границы земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границы земельного участка, плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения и пуска газа.

При этом заявители вправе свободно выбирать специализированные проектную и строительно-монтажную организации для выполнения мероприятий, связанных с созданием системы газопотребления (внутренней и внешней) в пределах границ своего земельного участка, а также обращаться в ГРО с заявкой на осуществление указанных мероприятий.

В соответствии действующим законодательством, организация газоснабжения населения в границах городских и сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений.

Вопросы 5. На сколько поднимутся тарифы на вывоз и утилизацию ТБО и ТКО? Как они будут регулироваться с приходом регионального оператора?

Ответ. Ответ: Согласно жалобам, в мае 2019 оплата за мусор в МО город-курорт Геленджик, предъявленная МУП БХО, составляла 95,19 руб./чел., в июне была поднята решением муниципальных властей до 101,11 руб./чел. По плану МинТЭК и ЖКХ Краснодарского края доведение платы до экономически обоснованного уровня в МО город –курорт Геленджик запланировано во 2 квартале 2019 года до 129,98 руб./чел. и в 4 квартале 2019 года до 145 руб./чел.

Информация, предоставленная администрацией города Геленджика на 26 июля 2019 г.

Наименование муниципального образования (района, округа, поселения)

Наименование организации по сбору, вывозу ТБО (ТКО)

Плательщик НДС / не плательщик НДС (да, нет)

Конечный тариф для населения (с учетом захоронения и т.п.) , руб./м3 (с НДС)

Применяемый норматив (объем) ТБО (ТКО) для населения, м3/чел/мес или м3/чел./год, др.

Конечный размер платы
для населения (руб./чел/мес.) с НДС

Установленный тариф для регоператора, руб./м/3 с НДС

ООО "Мехуборка-Юг"

МКД

ЧД

МКД

ЧД

Геленджик

МУП БХО

да

491

2,50

2,50

102,29

102,29

696,22

МУП "Александрия"

нет

588,9

2,50

2,50

122,69

122,69

696,22

МУП "Коммунальщик"

нет

625,46

2,50

2,50

130,30

130,30

696,22

МУП "Паритет"

нет

585,7

2,50

2,50

122,02

122,02

696,22

МУП "Пшада"

нет

551,77

2,50

2,50

114,95

114,95

696,22

Новый норматив накопления для Геленджика по постановлению главы № 175 планируется 2,5 м3 для МКД, и 3,3 м3 для ЧД. Рост для ЧД - 132 %.

С 1 января 2020 г. Геленджик войдет в Западную зону территориального обслуживания региональным оператором, предположительно ОАО "Мусороуборочная компания". Тариф будет рассчитан после утверждения новой территориальной схемы, с учетом консолидированных затрат регионального оператора с операторами, действующих в настоящее время в Западной зоне. Спрогнозировать уровень тарифа для регионального оператора на данный момент не представляется возможным. В зону ответственности регионального оператора, помимо г. Краснодара и Динского района, планируется включить Славянский, Калининский, Красноармейский, Темрюкский, Анапский, Крымский, Абинский, Северский районы, города Геленджик и Новороссийск. В настоящее время РЭК-департаментом снижены расходы регионального оператора по уплате НВОС, ожидается снижения ставки НДС.

Ориентировочная готовность новой территориальной схемы - октябрь 2019 года, сроки расчета тарифа для регионального оператора – декабрь 2019 года.

С приходом регионального оператора ответственность за весь цикл сбора и утилизации мусора будет нести региональный оператор. Регулирование будет носить долгосрочный характер. Тарифы для населения будут корректироваться с учетом предельного индекса роста для коммунальных платежей. Убытки регионального оператора от установления льготного тарифа для населения будут компенсироваться из бюджета края, непосредственно региональному оператору.