Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги, цен на продукты питания

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги, цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента Негребой Д.В. выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Гулькевичский район 5 апреля 2019 года


Вопрос № 1: Почему потребители коммунальных услуг должны оплачивать комиссионное вознаграждение при их оплате не через кассы ресурсоснабжающих организаций? Особенно это касается потребителей пенсионного возраста, проживающих в отдаленных населенных пунктах, не имеющих возможности оплачивать в кассах ресурсоснабжающих организаций и с отсутствием навыков в пользовании интернетом.

Ответ. Оплата комиссионных вознаграждений за услуги по приёму платежей от населения за потребленную электроэнергию и по доставке квитанций, в полном объёме ежегодно учитываются РЭК-департаментом при формировании размеров НВВ гарантирующих поставщиков региона.

Расходы по оплате комиссионных вознаграждений за услуги по приёму платежей от населения за газ и доставке квитанций, в полном объёме учитываются при формировании размеров платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, устанавливаемых ФАС России для поставщиков газа.

Согласно пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказами ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э и от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах на содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила).

В соответствии с пунктами 28-30 Правил собственники помещений в многоквартирном доме за счет собственных средств несут бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, включая обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Исходя из указанных требований законодательства, расходы ресурсоснабжающих организаций в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения на оплату услуг сторонних организаций, осуществляющих истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, не подлежат включению в расчет необходимой валовой выручки регулируемых организаций.

Данная норма введена с целью исключения возможности двойной оплаты комиссионных сборов кредитных организаций потребителями коммунальных услуг.

Согласно пункту 2 статьи 60 Налогового Кодекса Российской Федерации без взимания платы осуществляется только перечисление налоговых платежей в бюджет. По другим видам платежей (в том числе оплате коммунальных услуг) перечисление без взимания платы не предусмотрено.

К сожалению, если на территории поселения отсутствует касса ресурсоснабжающей организации, оплатить услуги холодного водоснабжения и водоотведения без взимания комиссии возможно на официальном сайте предприятия www.gulvodokanal.ru, зарегистрировавшись в "Личном кабинете", остальные услуги – на портале Госуслуги в разделе "Оплата ЖКХ".

Вопрос № 2: Почему можно зачастую заметить значительную разницу в стоимости одного и того же лекарственного препарата в аптеках района?

Ответ. Лекарственные препараты делятся на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП.

Государственному регулированию подлежит установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, который ежегодно утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации по представлению министерства здравоохранения Российской Федерации.

 Цены на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, не подлежат государственному регулированию.

На территории Краснодарского края действует приказ РЭК-департамента, которым регулируются торговые надбавки на ЖНВЛП: единый уровень предельной оптовой надбавки – 15%, предельный уровень розничной надбавки на ЖНВЛП в зависимости от стоимости препарата в размере: до 50 рублей включительно – 25 %; свыше 50 рублей до 500 рублей включительно – 24 %; свыше 500 рублей – 23 %.

Таким образом, формирование отпускной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, осуществляется исходя из цены производителя и оптовой и розничной надбавки, не превышающих предельные оптовые и (или) предельные розничные надбавки.

Аптечные организации могут варьировать торговыми надбавками в рамках предельно установленного уровня оптовой и розничной надбавок. Исходя из этого, у каждой аптечной организации, реализующей данный препарат, розничная цена будет различная, но не выше предельного уровня.

Вопрос № 3: Каким образом формируется цена на хлеб, и кто ее контролирует в розничной сети?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, цены на продукты питания, в том числе и хлеб, не подлежат государственному регулированию. Формирование цен осуществляется предприятиями-производителями и предприятиями торговли самостоятельно, с учетом фактически сложившихся затрат и прибыли, а также спроса и предложений на рынке соответствующих товаров.

В условиях отсутствия механизма регулирования цен на продукты питания (в том числе и на хлеб), с 2007 г. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 октября 2007 г. № 900-р (с изменениями и дополнениями от 16 февраля 2015 г. № 64-р) "О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае" (далее – распоряжение № 900-р) рекомендовано предприятиям розничной торговли осуществлять реализацию отдельных социально значимых продуктов питания, в том числе и хлеб формовой из муки 1 сорта (социальный хлеб), на территории Краснодарского края с торговой наценкой не выше 10 %.

Администрациями муниципальных образований Краснодарского края в соответствии с распоряжением № 900-р осуществляется ведение еженедельного мониторинга цен на социальный хлеб. Информация еженедельно всеми администрациями муниципальных образований края представляется в РЭК-департамент. Анализ предоставленной информации направляется в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края для принятия (в случае необходимости) соответствующих мер по компетенции.

Одновременно РЭК-департаментом проводится ежемесячный мониторинг средних розничных цен на хлеб формовой из муки 1 сорта (далее – "социальный" хлеб) в разрезе муниципальных образований Краснодарского края с учётом объёмов его производства по обследованным хлебопекарным предприятиям Краснодарского края.

По данным мониторинга средняя розничная цена по состоянию на 1 марта 2019 г. составила 49,55 руб./кг. (рост к 01.01.2019 – 2,2%), в том числе в Гулькевичском районе 39,78 руб./кг. (рост к 01.01.2019 – 0,4%).

В части среднекраевых цен на социальный хлеб.

На основании проведённого анализа установлено, что основной объём "социального" хлеба реализуется через магазины шаговой доступности63,7 % реализации краевого объёма, со средней торговой наценкой 9,6 % по средневзвешенной цене (с учётом объёмов) 25,72 руб. за булку средним развесом 512 грамм (в пересчёте на 1 кг – 50,23 руб.), что на 1,3 % выше среднекраевого уровня цен (49,55 руб. за 1кг).

В 19 хлебопекарных предприятиях Краснодарского края продолжается работа по обеспечению малоимущего населения хлебом по минимальным ценам. Так, в феврале 2019 г. для малоимущего населения было реализовано 5,1 % краевого объёма "социального" хлеба со средней торговой наценкой 10,27 %, по средней розничной цене 22,25 руб. за булку средним развесом 515 грамм (в пересчёте на 1кг – 43,20 руб.). Средняя цена на хлеб для малоимущего населения (за 1 кг.) на 12,8 % ниже, чем среднекраевая цена на "социальный" хлеб (49,55 руб. за 1кг).

Поставка "социального" хлеба в магазины федеральных и локальных сетей осуществляют 28 предприятий хлебопечения. В феврале 2019 г. через эти торговые сети было реализовано 20,3 % краевого объема "социального" хлеба со средней торговой наценкой 12,8 % по средней цене 24,53 руб. за булку средним развесом 509 грамм (в пересчёте на 1кг – 48,19 руб.). Средняя цена на "социальный" хлеб, реализуемый через магазины федеральных и локальных сетей (за 1 кг.) на 2,7 % ниже, чем среднекраевая цена на "социальный" хлеб (49,55 руб. за 1 кг).

Реализацию хлеба формового из муки 1 сорта в фирменных магазинах предприятий хлебопечения осуществляют 31 предприятие. В феврале 2019 г. в данных магазинах было реализовано 10,8 % краевого объёма "социального" хлеба со средней торговой наценкой 9,54 %, по средней розничной цене 25,76 руб. за булку средним развесом 503 грамма (в пересчёте на 1 кг – 51,21 руб.). Средняя цена на "социальный" хлеб (за 1 кг) в фирменных магазинах на 3,4 % выше, чем среднекраевая цена (49,55 руб. за 1 кг).

Вопрос № 4: Как соотносятся тарифы на коммунальные услуги в Гулькевичском районе с другими муниципальными образованиями и среднекраевыми значениями?

Ответ. В сфере электроснабжения населения тарифы установлены РЭК-департаментом в рамках утвержденных ФАС России для Краснодарского края предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Тарифы на электрическую энергию установлены едиными для всего населения Краснодарского края. При этом для населения сельских населенных пунктов, а также городских населенных пунктов в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1.

В сфере газоснабжения населения розничные цены на газ утверждены РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории с учётом установленных на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен на газ для населения (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения тарифы установлены в экономически обоснованном размере, исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов на осуществление регулируемых видов деятельности (за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации об ограничении повышения размера платы граждан за коммунальные услуги с последующим возмещением выпадающих доходов организаций от реализации услуг по льготным тарифам для населения за счет средств краевого бюджета).

Расчет и установление тарифов на коммунальные ресурсы осуществляется для каждой организации индивидуально.

На размер тарифов влияют такие факторы как: объем реализации услуги (существует обратно пропорциональная зависимость – чем ниже объем реализации, тем выше тариф, т.к. условно-постоянные расходы, распределяются на меньший объем оказываемых услуг); протяженность обслуживаемых сетей, характер местности (например, в горной – дополнительные расходы электроэнергии на подъем воды (теплоносителя); площадь территории, на которой оказываются услуги; расположение объектов; производительность, режим работы и коэффициент использования мощности установленного оборудования; удельные нормы расхода энергоносителей; степень развития территории, вид топлива на котельных (жидкое и твердое топливо на территории края существенно дороже природного газа) и способ выработки тепловой энергии; наличие собственных источников воды либо необходимость ее покупки.

Так, по состоянию на 1 апреля 2019 г. тарифы для населения поставщикам коммунальных ресурсов (услуг) в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в Краснодарском крае на I полугодие 2019 г. установлены в диапазоне (с НДС):

на тепловую энергию (отопление) – от 453,25 руб./Гкал для МПКП "Жилкомхоз" в Костромском сельском поселение Мостовского района (геотермальная энергия) до 5978,96 руб./Гкал для ФГКУЗ "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации" в Туапсинском районе и горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию) – от 1245,35 руб./Гкал для ОАО "Медведовский мясокомбинат" в Тимашевском районе до 5978,96 руб./Гкал для ФГКУЗ "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации" в Туапсинском районе;

на холодную воду – от 6,13 руб./м3 для ОАО Сахарный завод "Свобода" в Усть-Лабинском районе до 89,53 руб./м3 для ООО "ИВ-Консалтинг" в Кущевском районе;

на водоотведение – от 9,71 руб./м3 для ЗАО "Сахарный комбинат Тихорецкий" в Тихорецком районе до 81,71 руб./м3 для АО "ОС" в Усть-Лабинском районе.

На официальном сайте РЭК-департамента для удобства граждан в разделе "Важная информация" создан подраздел "Ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (https://rek.krasnodar.ru/plata_kom/), в котором размещена сводная информация об уровнях установленных на текущий год тарифов (цен) в разрезе муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций с указанием нормативных правовых актов по их установлению, которая актуализируются ежемесячно по состоянию на 1 число.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей теплоэнергии, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей. Таким образом, при установлении тарифов для АО "АТЭК", филиал "Гулькевичские тепловые сети" определен единый баланс тепловой энергии по предприятию с учетом выработки тепловой энергии на всех источниках (как на котельных на дизельном топливе, так и газовых котельных), а также покупной тепловой энергии, и установлены единые тарифы на тепловую энергию для всех потребителей, включая категорию "население".

В Краснодаре тарифы крупнейших поставщиков ниже, чем в Гулькевичском районе в силу того, что существенный объем покупки тепла осуществляется от Краснодарской ТЭЦ, производящей также электрическую энергию. Величина экономически обоснованных затрат существенно зависит от способа выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф.

Также на уровень тарифа филиала АО АТЭК "Гулькевичские тепловые сети" влияет, зачастую, низкая загрузка котельного оборудования. В ряде населенных пунктов нагрузка на котельное оборудование составляет 12 %. Например, в Отрадо-Кубанском сельском поселении при мощности котельных 16,344 Гкал/час подключенная нагрузка составляет лишь 2 Гкал/час (12,2 %), в сельском поселении "Венцы-Заря" мощность котельных составляет 16,6 Гкал/час, а подключенная нагрузка 1,99 Гкал/час или 11,987 %. Столь низкая загрузка оборудования приводит к снижению КПД, и, как следствие к работе теплоэнергетического оборудования в неэффективном режиме.

При этом РЭК-департаментом принимаются исчерпывающие меры по недопущению необоснованного повышения тарифов, а также возможному сдерживанию их роста. При формировании тарифов предложения организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, проводится анализ фактических расходов на основании первичных бухгалтерских, технических, статистических документов и динамики изменения натуральных показателей организаций в предшествующих периодах, определяются финансовые потребности для осуществления регулируемой деятельности.

По результатам анализа целевого использования средств, утвержденных в действующих тарифах по статьям затрат, необоснованные и неподтвержденные расходы исключаются в соответствующем объеме из тарифов в последующих периодах регулирования. При формировании расходов на выработку тепловой энергии потери в тепловых сетях, удельные расходы топлива, электроэнергии, воды на технологические нужды на выработку 1 Гкал тепловой энергии принимаются только в пределах нормативных значений.

Так, по результатам проведенной РЭК-департаментом проверки экономического обоснования долгосрочных тарифов на тепловую энергию в соответствии с действующим порядком ценообразования, заявленные АО "АТЭК" "Гулькевичские тепловые сети" для установления тарифов на тепловую энергию на 2019 г. финансовые потребности снижены на 45,3 %.

При установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 г. РЭК-департаментом проводился анализ фактической деятельности АО "АТЭК" "Гулькевичские тепловые сети" за 2017 г. на основании статистической и бухгалтерской отчетности, по результатам необходимая валовая выручка предприятия на 2019 г. была уменьшена на 4526,1 тысяч рублей.

На значительный уровень тарифов на водоснабжение и водоотведение у основного поставщика МП "Водоканал", прежде всего, оказывает фактор разбросанности объектов, так как оказание услуг осуществляется по всему Гулькевичскому району (по водоснабжению – на территории всех 15 поселений, района, по водоотведению – на территории 13 поселений). Протяженность сетей МП "Водоканал" составляет: по водоснабжению – 763,7 км, по водоотведению – 169,7 км, что влечет за собой увеличение расходов на транспортировку воды и стоков, содержание сетей в рабочем состоянии и контролем за их сохранностью, а также увеличение нормативных потерь воды.

Вопрос № 5: Каким образом муниципальное образование, депутаты муниципального образования могут влиять на размер тарифов?

Ответ. Полномочия администрации муниципального образования и депутатского корпуса в процессе тарифообразования заключается, в первую очередь, в формировании территориальных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, схемы обращения с твердыми коммунальными отходами. Производственные и инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций основываются на данных схемах. Мероприятия, не отраженные в вышеуказанных схемах, не могут войти в инвестиционные программы регулируемых организаций.

Вопрос № 6: Что можно сделать со злостными неплательщиками коммунальных услуг?

Ответ. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, ее внесения, а также приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

В соответствии с пунктами 34, 63 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 32 исполнитель коммунальных услуг имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) и приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг определен в главе XI Правил.

Кроме того, исполнитель коммунальных услуг вправе обратиться в судебные органы.