Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента Миловановым С.Н. выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Староминский район 15 марта 2019 года


Вопрос 1. На основании закона об энергосбережении во всех МКД должен быть установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Включена ли в тариф ресурсоснабжающей организации установка данного прибора или нет, если нет, почему?

Ответ. Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23.11.2010 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 9 статьи 11 Федерального закона собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Федерального закона (в редакции от 29.07.2017) добавлены требования к собственникам объектов (собственники жилых домов, собственники помещений в МКД), максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 года.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями указанной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином-собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином-собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Таким образом, при расчете тарифа на тепловую энергию затраты на установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме не учитывают. Расчет за установку приборов учета ведется по договору, заключенному между заказчиками (собственниками объектов) и исполнителями.

Вопрос 2. Как рассчитываются тарифы на электроэнергию, почему предприятия не раскрывают информацию о тарифах, из чего они складываются?

Ответ. Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", а также положениями приказов федеральных органов власти об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов.

При этом цена (тариф) на электрическую энергию (мощность) устанавливается в рамках предельных уровней тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, и представляет собой сумму следующих слагаемых:

1) стоимость электрической энергии на оптовом и розничном рынках для населения и приравненным к нему категориям потребителей;

2) сумма цен (тарифов) на иные инфраструктурные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергией потребителей (плата за диспетчеризацию, плата оператора оптового рынка);

3) сбытовая надбавка гарантирующего поставщика для соответствующей категории потребителей, рассчитываемая в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом власти;

4) стоимость услуг по передаче единицы электроэнергии по электрическим сетям, с использованием которых осуществляется поставка электроэнергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяемая в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом власти.

Приказами ФАС России от 14.11.2016 № 1599а/16, от 13.10.2017 № 1354/17, от 12.11.2018 № 1544/18 приняты решения о величинах предельных уровней тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему потребителей на соответствующие периоды для субъектов Российской Федерации, в том числе и для Краснодарского края и Республики Адыгея, Ростовской области, города федерального значения Москва. В рамках, установленных федеральным органом власти предельных уровней уполномоченными органами соответствующих субъектов утверждены соответствующие тарифы:

 коп./кВтч

 

2-е полугодие 2017

2-е полугодие 2018

2-е полугодие 2019

Краснодарский край и Республика Адыгея

 

Минимальный уровень

444,0

459,0

473,0

Максимальный уровень

449,0

466,0

485,0

Утвержденный тариф

444,0

461,0

481,0

Ростовская область (в пределах социальной нормы)

 

Минимальный уровень

372,0

381,0

392,0

Максимальный уровень

378,0

390,0

402,0

Утвержденный тариф

372,0

383,0

396,0

Ростовская область (сверх социальной нормы)

 

Минимальный уровень

504,0

519,0

543,0

Максимальный уровень

529,0

544,0

561,0

Утвержденный тариф

519,0

534,0

553,0

г. Москва

 

Минимальный уровень

538,0

538,0

547,0

Максимальный уровень

564,0

564,0

566,0

Утвержденный тариф

538,0

538,0

556,0

Приказами РЭК-департамента от 19.12.2016 № 51/2016-э, от 19.12.2017 № 60/2017-э и от 14.12.2018 № 82/2018-э величины тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории региона на 2017, 2018 и 2019 годы утверждены исключительно в рамках предельных уровней в размерах, приведенных ниже.

Тарифы для городского населения (без учета применения понижающих коэффициентов):

 коп./кВтч

 

2017 год

2018 год

2019 год

1 полугодие

428,0

444,0

469,0

2 полугодие

444,0

461,0

481,0

Перечисленные составляющие занимают в конечной цене на 2019 год следующие доли:

стоимость единицы электрической энергии – 27,5%;

сумма цен (тарифов) на иные инфраструктурные услуги – 0,07%;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика – 7,3÷7,8%;

стоимость услуг по передаче электроэнергии – 64,7÷65,1%.

Кроме того, в рамках положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 в части понижающего коэффициента для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления, РЭК-департаментом тарифы для данных групп определены с учетом применения понижающего коэффициента 0,7. При этом применение понижающего коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.

Тарифы для сельского населения утверждены с учетом применения понижающего коэффициента к тарифу в размере 0,7 в следующих размерах:

 коп./кВтч

 

2017 год

2018 год

2019 год

1 полугодие

300,0

311,0

328,0

2 полугодие

311,0

323,0

337,0

Перечисленные составляющие занимают в конечной цене на 2019 год следующие доли:

стоимость единицы электрической энергии – 39,3%;

сумма цен (тарифов) на иные инфраструктурные услуги – 0,1%;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика – 10,4÷11,1%;

стоимость услуг по передаче электроэнергии – 49,6÷50,1%.

Необходимо отметить, что в значительной мере на величину стоимости услуг по передаче в регионе повлиял ряд факторов федерального масштаба, в том числе:

реализация инвестиционных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр в городе Сочи;

реализация инвестиционных мероприятий, связанных со строительством транспортного перехода через Керченский пролив;

реализация мероприятий, связанных с компенсацией инвестиционных расходов при присоединении к электрическим сетям льготных категорий потребителей;

интенсивное жилищное строительство, которое приводит, в конечном итоге, к значительному приросту объемов электропотребления населением, существенно опережающему прирост электропотребления прочими потребителями, и, соответственно, к росту объемов перекрёстного субсидирования.

При этом в стоимости услуг по передаче величина расходов по федеральной составляющей услуг (плата услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, стоимость энергии при покупке потерь на технологические цели) составляет более 40% от общей величины расходов на содержание сетей.

Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", тарифы на электроэнергию для населения составляют величины значительно ниже экономически обоснованной конечной стоимости электрической энергии для населения с учетом всех составляющих. Так, для городского населения утвержденная величина тарифа составляет порядка 79-82% от экономически обоснованной стоимости, а для сельского населения – порядка 55-57%.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности завершена в 2010 году. С 1 января 2011 года вся электроэнергия и мощность, реализуемая в ценовых зонах оптового рынка, к числу которых относится Краснодарский край, продается по нерегулируемым ценам, за исключением объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей.

В соответствии с положениями Стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, гарантирующие поставщики (далее – ГП) ежемесячно раскрывают информацию о цене на электроэнергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством. При этом отдельно раскрывается цена закупки энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки энергии потребителю.

Во исполнение указанных положений, на официальных сайтах ПАО "ТНС энерго Кубань", АО "НЭСК", осуществляющих свою деятельность на территории Краснодарского края, ежемесячно раскрывается информация о цене на электроэнергию для Прочих потребителей в разрезе ценовых категорий. Ссылка для просмотра информации на официальных сайтах ГП в разделе "Раскрытие информации" https://kuban.tns-e.ru/disclosure/reporting/predelnye-urovni-nereguliruemykh-tsen-na-elektroenergiyu... (ПАО "ТНС энерго Кубань") и https://www.nesk.ru/raschet-predelnih-urovney-nereguliruemih-tsen-na-elektricheskuyu-energiyu-dlya-p... (АО "НЭСК").

Необходимо отметить, что в рамках положений статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляют мониторинг уровня нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность) в порядке, установленном Правительством РФ. До настоящего времени указанный порядок Правительством РФ, либо иным уполномоченным органом, не определен.

Вместе с тем, РЭК-департаментом в рамках полномочий осуществляется мониторинг уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию. Результаты мониторинга размещаются на официальном сайте РЭК-департамента в сети Интернет (http://www.rek23.ru/urovni-tarifov/ut-elektroenergiya/ut-ee-monitoring-urovnya-nereguliruemykh-tsen-....

При этом стоимость одного киловатт-часа (кВтч) электрической энергии для потребителей, не относящихся к группе "Население", с 2011 года не утверждается РЭК-департаментом и в соответствии с законодательством складывается из следующих составляющих:

1-я составляющая.       Стоимость произведенной и (или) приобретенной на оптовом (розничном) рынке электрической энергии и мощности. Данная величина является свободной, ежемесячно складываются под воздействием спроса и предложения на рынке и не подлежит государственному регулированию. Для гарантирующих поставщиков (далее – ГП) определяется ежемесячно и публикуется на официальном сайте ГП с учетом средневзвешенной стоимости энергии (мощности) приобретаемой с оптового рынка и публикуемой администратором торговой системы (АО "АТС"). Для энергосбытовых компаний, не являющихся ГП, данная величина определяется соглашением сторон в договоре.

2-я составляющая.       Стоимость услуг по передачи и распределению электрической энергии (мощности) по электрическим сетям региона. Данная величина подлежит государственном регулированию в разрезе уровней напряжения в зависимости от границ раздела балансовой принадлежности потребителя и сетевой организации.

3-я составляющая.       Стоимости сбытовых услуг (сбытовая надбавка) ГП или энергосбытовых компаний. При этом следует отметить, что согласно статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию подлежит сбытовая надбавка только для ГП на территории региона – АО "НЭСК" и ПАО "ТНС энерго Кубань".

4-я составляющая.       Суммы тарифов инфраструктурных услуг оптового рынка – тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО "АТС" субъектам оптового рынка, и тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, оказываемые АО "СО ЕЭС", утверждаемых на федеральном уровне.

Таким образом, конечная стоимость для потребителей группы "Прочие" складывается из составляющих с учетом вышеперечисленных факторов. На примере, по итогам ноября 2018 года конечная цена приведена в табличном виде:

                                                                            (руб./кВтч без учета НДС)

 

Уровни напряжения

ВН

(110 кВ и выше)

СН 1

(35 кВ)

СН 2

(10-6 кВ)

НН

(до 1 кВ)

Стоимость энергии

2,827

2,827

2,827

2,827

Услуги по передаче

1,889

2,194

3,383

4,517

Сбытовая надбавка ГП

0,25

0,25

0,25

0,25

ИТОГО Конечная цена

5,06

5,37

6,55

7,69

Доля федеральных факторов

70,4%

68,5%

63,3%

59,7%

Сравнительный анализ по итогам мониторинга стоимости энергии для потребителей группы "Прочие" по ряду субъектов Российской Федерации приведен в табличных формах.

Конечная стоимость энергии для потребителей группы "Прочие" (1-я ценовая категория с максимальной мощностью до 150 кВт)


Вопрос 3.  С чем связан рост тарифа на водоотведение в Староминском сельском поселении с 1 июля?

Ответ. В сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы подлежат установлению в экономически обоснованном размере, исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов на осуществление регулируемых видов деятельности (за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с последующим возмещением выпадающих доходов организаций от реализации услуг по льготным тарифам для населения за счет средств краевого бюджета).

Тарифы на 2019 год установлены с учетом показателей одобренного Правительством Российской Федерации Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2023 годов к проекту закона о бюджете страны.

На 2019 год в связи с повышением с 1 января 2019 г. ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 18 % до 20 % (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") Правительством Российской Федерации было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающем учёт повышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,4% к январю 2019 года в среднем по стране (в среднем по регионам эти значения составляют от 2 % до 4,8 %, в среднем для Краснодарского края – на 2,6 %).

Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года. В целом за 2019 год индексация платы за коммунальные услуги в среднем по Краснодарскому краю несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 года не превысит прогнозный инфляционный уровень – 4,3 % (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).

До 2019 года времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, также как правило, в среднем на уровне прогнозной инфляции (4 %).

Таким образом, с 1 января 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) на 1,7% обусловлено исключительно увеличением ставки НДС. Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, являющихся плательщиками НДС. Тарифы (цены) организаций, применяющих специальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты НДС, с 1 января 2019 года не увеличились.

С 1 июля 2019 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года (исходя из набора коммунальных услуг, предоставленных в декабре 2018 года) в среднем по Краснодарскому краю ограниченно Правительством Российской Федерации на 2,6 %. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6 %. Повышение совокупного платежа потребителя-гражданина в муниципальном образовании за набор потребляемых коммунальных услуг выше индекса по краю более чем на величину предельного отклонения (т.е. более 5,2 %) возможно только по законодательно предусмотренным основаниям, по согласованию с представительными органами муниципалитетов и с предварительным уведомлением ФАС России.

При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платежа за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года при неизменном по отношению к декабрю предыдущего года порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов потребления коммунальных услуг; во II полугодии 2019 г. – по отношению к январю 2019 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 13.11.2018 № 1347 "Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году").

На 2019 год для МУП МО Староминский район "Служба водоснабжения" (организация не является плательщиком НДС) тарифы на водоотведение потребителям Староминского сельского поселения Староминского района установлены приказом РЭК-департамента от 26.12.2018 № 351/2018-вк с календарной разбивкой по полугодиям в размере: с 1 января по 30 июня экономически обоснованный тариф – 51,09 руб./м3, льготный тариф для населения – 15,50 руб./м3 (на уровне установленных на II полугодие 2018 года экономически обоснованного тарифа и льготного тарифа для населения); установленный в настоящее время с 1 июля по 31 декабря экономически обоснованный тариф – 52,41 руб./м3 (с увеличением на 2,58 % к действующему экономически обоснованному тарифу в январе 2019 года) отвечает принципу экономической обоснованности.

В I полугодии 2019 года плановые выпадающие доходы МУП МО Староминский район "Служба водоснабжения" в связи с реализацией услуги по водоотведению по льготному тарифу для населения (ниже экономически обоснованного уровня тарифа) составляют более 1,5 млн руб. и подлежат компенсации за счет средств краевого бюджета согласно Закону Краснодарского края от 06.04.2015 № 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края".

Учитывая сроки вступления в силу тарифов – с 1 июля 2019 года, решение об уровне льготного тарифа для населения в данной сфере будет принято РЭК-департаментом до 20 июня 2019 года, исходя из необходимости безусловного обеспечения соблюдения утвержденного индекса изменения платежей в среднем по Краснодарскому краю – в размере 2,6 %, предельных индексов в муниципальных образованиях – по результатам указанных согласований с представительными органами местного самоуправления, а также минимизации расходов средств краевого бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций от реализации ресурсов (услуг) по льготным тарифам для населения, ниже установленного экономически обоснованного уровня согласно краевому закону от 06.04.2015 № 3161-КЗ.

Это сложившаяся в крае ежегодная практика для всех поставщиков ресурсов (услуг) в муниципальных образованиях края с опережающим ростом экономически обоснованных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения, теплоснабжения, горячего водоснабжения либо применением в декабре предыдущего года и I полугодии текущего года льготных тарифов для населения в данных сферах.

Так, в 2018 году приказы РЭК-департамента об установлении льготных тарифов для населения для 38 ресурсоснабжающих организаций края с опережающим ростом экономически обоснованных тарифов либо применением льготных тарифов для населения, включая МУП МО Староминский район "Служба водоснабжения", были одобрены на заседании Общественного совета РЭК-департамента 19 июня 2018 года, приняты на заседаниях правления РЭК-департамента 19 и 20 июня 2018 года, вступили в действие с 1 июля 2018 года и обеспечили соблюдение утвержденных ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

Отмечается, что РЭК-департаментом принимаются исчерпывающие меры по недопущению необоснованного повышения тарифов, а также возможному сдерживанию их роста. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери. Так, для утверждения тарифа на 2019 год МУП МО Староминский район "Служба водоснабжения" была направлена заявка и расчет тарифа на услугу по водоотведению в размере 68,68 руб./м3 (НДС не предусмотрен). По результатам проведенной РЭК-департаментом проверки экономического обоснования, заявленные МУП МО Староминский район "Служба водоснабжения" для установления тарифа на услугу по водоотведению, финансовые потребности снижены на 24,65%.

Для МУП МО Староминский район "Служба водоснабжения" льготный тариф на водоотведение для населения был установлен приказом РЭК-департамента от 19.06.2018 № 18/2018-вк, вступил в силу с 1 июля 2018 года и находился в рамках утвержденных ограничений роста платежей населения за коммунальные услуги.

Вопросы уровня и сроков установления и введения льготных тарифов для населения на услугу по водоотведению для МУП МО Староминский район "Служба водоснабжения", а также высокого уровня экономически обоснованного тарифа на водоотведение данной организации по сравнению с экономически обоснованным тарифом предыдущего поставщика услуги (АО фирма "Агрокомплекс им. Ткачева" "МПК" Староминский") разъясняются специалистами РЭК-департамента при рассмотрении поступающих в РЭК-департамент обращений.

Вопрос 4.  Почему оплата за отопление по нормативу производится за полный месяц, хотя подается за полмесяца?

Ответ. Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31.08.2012 № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" (далее – Приказ), производился в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 к Правилам норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по формуле 18:

,

где:

количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);

общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

Согласно Правилам продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

В связи с чем, в подпункте 1 пункта 7 Приказа нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи.

При расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению величина продолжительности отопительного периода принималась в размере 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что, если период, равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев, что противоречит Правилам, норматив увеличится на 14,3 %.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням Правилами № 354 не предусмотрено. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

В соответствии с вышеизложенным сообщаем, что к оплате потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.

Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распределена на 7 месяцев, то есть с 1 октября по 30 апреля.

Установка в многоквартирных домах общедомовых узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", является, по мнению РЭК-департамента, наиболее объективным решением вопроса о соответствии объемов фактического потребления тепловой энергии оплачиваемым.

Вопросы 5, 8. Дифференцируется ли размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения в зависимости от расстояния сооружаемого газопровода до границ земельного участка?

Ответ. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается РЭК-департаментом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФАС России.

На территории муниципального образования Староминский район газораспределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа по газораспределительным сетям, является АО "Газпром газораспределение Краснодар", для которого размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования заявителей был установлен в размере – 92 386,00 руб. за объект без НДС или 116 863 руб. с учётом НДС.

Вышеуказанный размер экономически обоснованной платы не применяется при расчётах с заявителями, а учитывается РЭК – департаментом при определении выпадающих доходов газораспределительной организации (далее – ГРО), компенсируемых за счет тарифных источников.

Размер экономически обоснованной платы определяется РЭК – департаментом с учетом статистических данных за последние 3 года по подключениям, при которых осуществлялось строительство газопровода-ввода до границ земельного участка и расходов, предусмотренных действующим законодательством, на выполнение ГРО следующих обязательных мероприятий:

а) разработку ГРО проектной документации (в том числе: инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания);

б) выполнение ГРО технических условий (в том числе: строительно-монтажные работы, работы по сбору исходно-разрешительной документации, услуги технического надзора за строительством, проверка исполнительно-технической документации);

в) проверку ГРО выполнения заявителем технических условий;

г) осуществление ГРО фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

При этом плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования для всех газораспределительных организаций края в случае, если расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения ГРО, в которую подана заявка, составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), в соответствии с утверждённой в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения, а максимальный расход газа, с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования, не превышает 5 куб. метров в час, а для предпринимательской (коммерческой) цели – 15 куб. метров в час, установлена в размере 35 тыс. руб. (приказ РЭК- департамента от 15.11.2017 № 26/2017-газ), то есть более чем на 81,8 тыс. рублей меньше экономически обоснованной платы за технологическое подключение.

При этом, согласно ранее действовавшему законодательству, размер платы за подключение не дифференцировался в зависимости от расстояния сооружаемого газопровода-ввода до границы земельного участка заявителя.

При таких обстоятельствах жители Краснодарского края оплачивали 35 тыс. рублей за подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения, как при необходимости строительства газопровода-ввода протяжённостью до 200 метров, так и при необходимости создания сети, меньшей протяжённостью.

В связи с чем, в адрес РЭК-департамента поступали многочисленные обращения граждан по вопросу обоснованности размера платы за подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения при необходимости создания газопроводов-вводов до границы их участков небольшой протяжённости (до 2 метров), а также несопоставимости при таких обстоятельствах размера платы за подключение к сетям газораспределения фактическим затратам ГРО.

РЭК-департамент неоднократно обращался в федеральные исполнительные органы власти с предложением предусмотреть возможность дифференциации размера платы за подключение в зависимости от расстояния строящегося газопровода-ввода.

В 2018 году были внесены изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения), согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с дифференциацией по расстоянию строящегося газопровода при условии сохранения общего расчетного размера выручки газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению.

Согласно положениям Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, для газораспределительных сетей вдоль трасс наружных газопроводов устанавливаются охранные зоны в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.

При этом любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей при наличии разрешения ГРО на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети, а также в присутствии и под наблюдением представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети.

Организации-собственники газораспределительных сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав сведений о границах охранных зон газораспределительных сетей, направляемых указанными организациями в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлением об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей.

Таким образом, ГРО должны владеть полной информацией о рельефе и местности, расположенных коммуникациях, свойствах и состоянии грунта в охранных зонах газораспределительных сетей и прочими исходными данными, необходимыми для создания сети газораспределения в охранной зоне существующего газопровода, при этом в основном ряде случаев дополнительные расходы на геологические и геодезические изыскания не требуются.

Обращается внимание на то, что в соответствии с пунктом 26 (22) Основных положений, плата за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 4 Методических указаний устанавливается на 2019 год в размере не менее 27 560 рублей и не более 68 900 рублей (с учетом индексации на прогнозный среднегодовой уровень инфляции) исходя из экономически обоснованной величины, определяемой на очередной календарный год.

В случае если экономически обоснованная величина ниже минимального уровня платы за технологическое присоединение, то плата устанавливается в размере экономически обоснованной.

РЭК-департаментом по результатам анализа материалов, представленных ГРО для установления платы за технологическое присоединение на 2019 год установлено, что расходы ГРО на создание газопроводов-вводов протяжённостью до 2 метров до границ земельных участков заявителей, составили от 6,8 тыс. рублей до 12,7 тыс. рублей, в зависимости от типа прокладки газопровода: надземный и подземный.

При этом средние расходы ГРО на создание газопроводов-вводов протяжённостью до 3 - 5 метров до границ земельных участков заявителей, в среднем составляют более 29 тыс. рублей, при таких расходах плата за подключение, с учётом необходимости включения в неё налога на добавленную стоимость по ставке 20 %, должна составляет не менее 35 тыс. рублей.

В связи с чем, приказом РЭК-департамента от 20.03.2019 № 2/2019-газ "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям" плата за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Краснодар", осуществляющего технологическое присоединение на территории Староминского района, для физических лиц установлена в следующих размерах (с НДС):

для случаев, когда протяжённость строящейся сети газораспределения от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотребления составляет не более 2 метров (включительно) – 11 467,00 рублей;

для случаев, когда протяжённость строящейся сети газораспределения от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотребления составляет более 2 метров – 35 000,00 рублей.

Вопрос об установлении платы за подключение на 2019 год с вышеуказанной дифференциацией и соответствующими ей размерами платы также был рассмотрен и одобрен 15 марта 2019 года членами Общественного совета РЭК-департамента.

Вопрос 6. Чем объясняется резкий рост тарифов на сбор и вывоз ТКО с 1 июля? Планируется ли установление льготного тарифа для населения по сбору и вывозу ТКО?

Ответ. В части тарифа на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО).

С учетом положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" услуга по обращению с ТКО отнесена к коммунальным услугам, предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления.

Услуги по захоронению ТКО на территории Староминского сельского поселения Староминского района оказывает ООО "СтройДизайн" (далее – Организация).

На 2019 год для ООО "СтройДизайн" тарифы на услуги по захоронению ТКО установлены приказом РЭК-департамента от 19.12.2018 № 43/2018-тко с календарной разбивкой в размере (НДС не предусмотрен):

с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 29,67 руб./м3, на уровне декабря 2018 г.;

с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 123,30 руб./м3, рост в 4,2 раза.

При формировании тарифа на услуги по захоронению ТКО предложение Организации, представленное в РЭК-департамент, прошло проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, в результате которой был определен экономически обоснованный размер финансовых потребностей для реализации производственной программы в области обращения с ТКО, со снижением относительно средневзвешенного тарифа, заявленного Организацией, на 51,52 %.

При этом в составе необходимой валовой выручки учтены необходимые и достаточные затраты и обязательные платежи согласно действующему законодательству (налоги и сборы) для оказания услуг по захоронению ТКО.

На уровень экономически обоснованного тарифа на услуги по захоронению ТКО на 2019 год оказали влияние следующие факторы:

расчетный объем ТКО, размещаемых на полигоне, принят в соответствии со схемой, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.09.2016 № 747 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае" и определен в размере 100,81 тыс. м3 (20,142 тыс. тонн);

в связи с увеличением расчетного объема ТКО, размещаемых на полигоне, сумма расходов Организации на содержание полигона, запланированная на 2019 год, составила 4805,69 тыс. руб., которая возросла более чем на 100 % относительно суммы расходов, определенной по данной статье на 2018 год;

увеличение расходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, запланированной на 2019 год в размере 1175,05 тыс. руб., которая возросла на 106,62 % относительно суммы расходов, определенной по данной статье на 2018 год.

Справочно отмечается, что средневзвешенный тариф, установленный для ООО "СтройДизайн" на 2018 год в размере 29,67 руб./м3 (НДС не предусмотрен), был значительно снижен относительно, величины средневзвешенного тарифа, установленного для данной Организации на 2017 год (63,61 руб./м3 (НДС не предусмотрен), снижение составило 53,36 %.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 № 156 "О внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)" снижены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, РЭК-департаментом будет произведено снижение тарифа на услуги по захоронению ТКО, установленного для данной организации на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 года, ориентировочно, на 9,6 %.

В части установления льготного тарифа для населения по сбору и вывозу ТКО.

Законом Краснодарского края "О мерах дополнительной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края" от 6 апреля 2015 № 3161-КЗ предусмотрена возможность установления льготного тарифа для населения на услуги по сбору и вывозу ТКО, если эти услуги оказываются региональным оператором в сфере обращения с ТКО.

При этом, частью 6 статьи 23 Закона № 458-ФЗ установлено, что до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО действуют договоры, заключенные собственниками твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на их сбор и вывоз.

Согласно части 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2020 года.

Таким образом, до установления тарифов на услуги по обращению с ТКО для регионального оператора услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, их цена определяется договором, а в случае оказания услуг по сбору и вывозу ТБО организациями муниципальной формы собственности, а также, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, стоимость таких услуг подлежит установлению органами местного самоуправления.

При этом расходы на захоронение ТКО, определенные исходя из установленного РЭК-департаментом тарифа, являются только составляющей расходов, связанных со сбором, транспортировкой и размещением ТКО.

Соответственно, порядок расчетов организации, оказывающей услуги по сбору и вывозу ТБО, с потребителями подпадает под нормы действия Федеральных законов от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Вопрос 7. Существует ли норматив потребления тепловой энергии на ОДН в многоквартирных домах?

Ответ. С 01.01.2019 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708, которым скорректированы правила взимания платы за отопление в многоквартирных домах. Указанное Постановление издано в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 30-П, которым отдельные положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В частности, предусматривается, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета.

Кроме того, постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Правительству РФ было предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Поправками в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Уточняется, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу согласно соответствующим пунктам указанных Правил.

Также уточняется, что переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, должно быть осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ.