Региональная энергетическая комиссия —департамент цен и тарифов Краснодарского края

Деятельность

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента С.Ю. Шуляк выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Северский район 14 сентября 2017 года

Вопрос 1. Почему в Северском районе тарифы на газ выше, чем в г. Краснодаре?

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, регулирование составляющих розничных цен на газ, реализуемый населению, — это оптовая цена на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа (ПССУ), осуществляется на федеральном уровне — Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).

Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются на региональном уровне, в Краснодарском крае — РЭК-департаментом, в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2, и устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Поставку газа населению Северского района и ещё потребителям 43 из 44 муниципальных образований Краснодарского края осуществляет ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", в г. Краснодаре — АО "Краснодаргоргаз".

Разница розничных цен на газ, установленных для населения Северского района и города Краснодара, обусловлена наличием различных поставщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвленность газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа АО "Краснодаргоргаз". При этом удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению по системе АО "Краснодаргоргаз".

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" на 781,56 руб./1000м3 газа выше установленного для АО "Краснодаргоргаз".

Таким образом, разница размеров региональных составляющих определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Северского района, действующей с 01.07.2017 — 6030,0 руб./1000м3 или 6,03 руб./м3, против — 5110,0 руб./1000м3 или 5,11 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в крае проводится.

Вопрос 2. Почему в других регионах цена на отопление намного ниже, чем в Северском районе?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производство, передача и распределение тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, осуществляемым по тарифам, установленным регулирующими органами в соответствии с принципами и методами регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой энергоснабжающей организации в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

Формирование экономически обоснованных тарифов на теплоэнергию осуществляется РЭК-департаментом в соответствии с действующим законодательством на основании результатов анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой прибыли, для реализации производственных и инвестиционных программ конкретного поставщика коммунальных ресурсов. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

Установленные тарифы отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей на реализацию производственных программ регулируемых организаций. Определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа ресурсоснабжающей организации оказывают условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, энергоемкость и объем производства.

Таким образом, тарифы на тепловую энергию для различных теплоснабжающих компаний отличаются друг от друга.

Основными причинами, влияющими на увеличение экономически обоснованных тарифов на теплоэнергию, являются ежегодное повышение цен на необходимые для производства тепловой энергии топливно-энергетические ресурсы (оптовой цены на природный газ и его транспортировку, тарифа на электроэнергию, цен на воду и водоотведение).

Поставщиком тепловой энергии на нужды отопления п. Ильский является МХО ООО "Тепловые сети", для которого приказом РЭК-департамента от 30.11.2015 № 55/2015-т (на 2017 год в ред. от 15.12.2016 № 90/2016-т) тарифы на тепловую энергию установлены в следующих размерах (с НДС): на 2016 год с 1 января — 2297,67 руб./Гкал (без роста к декабрю 2015 года), с 1 июля — 2391,77 руб./Гкал (с ростом на 4,1% к декабрю 2015 года); на 2017 год с 1 января — 2391,77 руб./Гкал (без роста к декабрю 2016 года), с 1 июля — 2487,49 руб./Гкал (с ростом на 4% к декабрю 2016 года).

Тарифы установлены в рамках ограничений роста платежей населения за коммунальные услуги (по отношению к декабрю предыдущего года при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребленных коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления), утвержденных:

распоряжениями Правительством Российской Федерации от 28.10.2015 № 2182-р, от 19.11.2016 № 2464-р и от 01.11.2014 № 2222-р — индексов изменения размера платы в среднем для населения Краснодарского края и предельных отклонений от величин указанных индексов (в I полугодии 2016 года и 2017 года — 0% (без роста); во II полугодии 2016 года — индекс 4,1% и предельное отклонение 2,5%; во II полугодии 2017 года — 4% и 2,5% соответственно;

постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2015 № 1232 и от 16.12.2016 № 1045 — предельных (максимальных) индексов в муниципальном образовании Ильское городское поселение Северского района (в I полугодии 2016 года и 2017 года — 0% (без роста); во II полугодии 2016 года — 9,4%; во II полугодии 2017 года — 4,2%).

Величина экономически обоснованных затрат существенно зависит от способа выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и, соответственно, ниже и тариф.

Например, тепловая энергия, поставляемая АО "Сибирская энергетическая компания" (г. Новосибирск), ПОА "Мосэнерго" (г. Москва), вырабатывается в режиме комбинированной выработки, в то время как МХО ООО "Тепловые сети" производит тепловую энергию в режиме некомбинированной выработки, что приводит к более высоким значениям тарифов по отношению к вышеуказанным предприятиям.

Основная доля расходов при производстве тепловой энергии приходится на топливно-энергетические ресурсы, которые занимают порядка 70% в структуре себестоимости производства и передачи тепловой энергии. Так, например, затраты на необходимое топливо для выработки 1 Гкал, в АО "Сибирская энергетическая компания" — 339,75 руб., в ПАО "Мосэнерго" составляют 724,17 руб., в МХО ООО "Тепловые сети" — 1945,12 руб.

Следует отметить, что Краснодарский край отнесен ценовому поясу по оптовой цене на газ, где установлена одна из самых высоких оптовых цен по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Новосибирская область отнесена к 32 ценовому поясу, г. Москва — 52 ценовому поясу, Краснодарский край — 56 (одному из последних) ценовому поясу.

При расчете тарифов на тепловую энергию одной из определяющих величин является величина полезного отпуска тепловой энергии, которая определяется расчетным путем и зависит по услуге отопления от расчетной температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода.

Чем ниже температура окружающего воздуха и больше продолжительность отопительного периода, тем большее количество тепловой энергии необходимо отпустить для поддержания внутри помещения заданной температуры в течение отопительного периода. Так продолжительность отопительного периода в г. Новосибирске составляет 230 дней, г. Москве — 214 дней, в Северском районе — 183 дней.

Таким образом, в зависимости от географического расположения величина тепловой энергии, необходимой на отопление жилого помещения, в сопоставимых условиях может значительно увеличиваться. Это соответствующим образом сказывается на величине тарифов на тепловую энергию — чем выше объемы реализации, тем ниже величина тарифа на тепловую энергию.

Вопрос 3. Почему изменился способ оплаты коммунальной услуги по отоплению с круглогодичной оплаты на оплату с 1 октября по 30 апреля (п. Ильский)?

Ответ. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право принять решение о применении при расчете платы за отопление Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила № 307) с применением нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.

В соответствии с вступившим в действие с 30.12.2014 постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" принято решение о продлении до 01.07.2016 в Краснодарском крае (за исключением муниципальных образований, на территории которых по состоянию на 30.06.2012 не действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление), порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории соответствующих муниципальных образований края по состоянию на 30.06.2012.

Приказом РЭК-департамента от 06.09.2012 № 4/2012-нп (в редакции приказа от 30.12.2014 № 4/2014-нп) "Об определении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Краснодарского края в 2012-2014 годах" было установлено, что на территории Краснодарского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 307 до 01.07.2016.

Таким образом, на территории Краснодарского края в период до 01.07.2016 при начислении платы граждан за услуги отопления действовали Правила № 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012. При этом в подавляющем большинстве муниципальных образований нормативы потребления коммунальных услуг на отопление были установлены на отопительный период.

До 01.07.2016 в Ильском городском поселении Северского района действовали нормативы потребления коммунальных услуг на отопление, утвержденные решением Совета Ильского городского поселения Северского района от 25.12.2008 № 318, в размере 0,0153 Гкал/м2, рассчитанные на 12 месяцев и предусматривающие оплату за услуги отопления в течение всего года.

С 01.07.2016 вступили в силу единые по Краснодарскому краю нормативы потребления коммунальных услуг на отопление, утвержденные приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп, которые для центральной климатической зоны края, включающей и Северский район, составляют:

Нормативы потребления в календарный месяц отопительного периода (Гкал/на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном и жилом доме)
1-4 этажные дома 5-9 этажные дома 10 и более этажные дома
0,0216 0,0176 0,0175

Нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные указанным приказом, рассчитаны в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее — Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле:

где:
Qo — количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (обще-домовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
Nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).(4,9% к декабрю 2016 года).

В Правилах используется понятие "отопительный период", равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В Северском районе продолжительность отопительного периода средняя за 5 лет составляет 182 дня (с 16 октября по 15 апреля), что соответствует 7 неполным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом (Qо), поделено на 7 месяцев.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила № 354), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. В части начисления платы за услуги отопления Правила № 354 вступили в действие с 01.07.2016.

При расчетах за коммунальную услугу по отоплению, в случае отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии на отопление, начисление платы производится в соответствии с Правилами № 354 исходя из утвержденных нормативов и тарифов на тепловую энергию.

В связи с тем, что с 01.07.2016 вступили в действие нормативы, рассчитанные исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам, начисление оплаты за услуги отопления с 01.07.2016 также производятся в отопительный период.

Отмечается, что годовой объем тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра площади жилья, рассчитанный исходя из норматива, действующего до 01.07.2016, составлял 0,1836 Гкал/м2 в год (0,0153 Гкал/м 2 * 12 месяцев). Годовой объем тепловой энергии на отопление, рассчитанный исходя из норматива, действующего с 01.07.2016 для 1-4 этажных домов, составляет 0,1512 Гкал/м2 в год (0,0216 Гкал/м 2 * 7 месяцев). Таким образом, в части начисления платы за услуги отопления для граждан, проживающих в Ильском городском поселении, произошло снижение оплаты за отопление, в связи с изменением нормативов и периода оплаты за услуги отопления.

Вопрос 4. В каких случаях органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать тарифы?

Ответ. Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным ресурсоснабжающим организациям в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии-департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652, органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края является РЭК-департамент.

Законом Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ отдельные государственные полномочия Краснодарского края по регулированию тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения и утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, оказываемые организациями на территории соответствующих муниципальных образований, при условии, что потребители соответствующего муниципального образования потребляют 100% (в натуральном выражении) указанных товаров и услуг данных организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, водоотведение и утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов, передаются органам местного самоуправления городских округов — Анапа, Армавир, Геленджик, Горячий Ключ, Краснодар, Новороссийск, Сочи.

На уровень тарифов на коммунальные услуги в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения (в случае их опережающего роста, приводящего к превышению утвержденных ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги), представительные органы муниципального образования могут повлиять только по законодательно предусмотренным основаниям, приняв решение о согласовании либо отказе в согласовании соответствующего проекта постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края об установлении предельного индекса в муниципальном образовании на очередной год; при этом в случае отказа в таком согласовании подлежат установлению льготные тарифы для населения (ниже экономически обоснованного уровня в рамках ограничений роста платежей) с последующей компенсацией выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций за счет средств краевого бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", Закон Краснодарского края от 06.04.2015 № 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края").

Вопрос 5. Планируется ли увеличение нормативов потребления коммунальных услуг в 2017 году?

Ответ. В 2017 году пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг РЭК-департаментом не предполагается. В соответствии с пунктом 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет.

Вопрос 6. Почему ежегодно повышаются тарифы на электроэнергию, из чего они складываются?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, уполномоченный федеральный орган власти устанавливает предельные (минимальный и максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом власти, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов), которые представляют собой сумму следующих слагаемых:

стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности, определяемой исходя из величины средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии (мощности) на оптовом и розничном рынках для населения и приравненным к нему категориям потребителей;

суммы цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергией потребителей;

сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для соответствующей категории потребителей, рассчитываемой в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом власти;

стоимости услуг по передаче единицы электроэнергии по электрическим сетям, с использованием которых осуществляется поставка электроэнергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяемой в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом власти.

В рамках решений о величинах роста тарифов и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов (далее — Прогноз), разработанного Минэкономразвития России и принятым в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в рамках законопроекта "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" ФАС России приказом от 14.11.2016 № 1599а/16 определены величины предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на II полугодие 2017 года:

минимальный уровень — 444 коп./кВтч (3,7% к декабрю 2016 года);

максимальный уровень — 449 коп./кВтч (4,9% к декабрю 2016 года).

На 2017 год приказом РЭК-департамента от 19.12.2016 № 51/2016-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея" тарифы на электроэнергию для населения Краснодарского края установлены в едином размере на минимально возможном уровне в размере (с НДС): с 1 января — 4,28 руб./кВч (без роста к действовавшим в декабре 2016 года); с 1 июля — 4,44 руб./кВтч (с увеличением на 3,67%). При этом для населения сельских населенных пунктов, а также городских населенных пунктов в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, применен максимальный понижающий коэффициент — 0,7 (из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1), и тарифы установлены в размере: с 1 января — 3,00 руб./кВтч (без роста к декабрю 2016 года), с 1 июля — 3,11 руб./кВтч (с увеличением на 3,7%).

Отмечается, что с учетом положений законодательства тарифы на электроэнергию для населения ниже экономически обоснованной конечной стоимости электрической энергии для населения с учетом всех составляющих. Так, для городского населения утвержденная величина тарифа составляет порядка 80-83% от экономически обоснованной стоимости, а для сельского населения — порядка 55-58%.

Вопрос 7. Почему стоимость одного куба холодной воды в ст. Григорьевской составляет 31 рубль 56 копеек, а в ст. Смоленской 27 рублей 47 копеек. Организация обслуживающая оба поселения — ООО "Северский водоканал"?

Ответ. Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), а также постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее — постановление Правительства РФ № 406).

Поставщиком питьевой воды абонентам, проживающим (расположенным) на территории Смоленского и Григорьевского сельских поселений Северского района, в 2010 году являлось ООО "Коммунальщик".

Тарифы на питьевую воду на 2010 год для ООО "Коммунальщик" РЭК-департаментом были установлены приказом от 27.11.2009 № 12/2009-жк "Об установлении экономически обоснованных тарифов на холодную воду и водоотведение" в размере 18,90 руб./м3(НДС не предусмотрен, ввиду применения организацией упрощенной системы налогообложения).

Следует отметить, что с 23 октября по 31 декабря 2010 года для оказания услуг холодного водоснабжения абонентам, проживающим (расположенным) на территории Григорьевского сельского поселения, РЭК-департаментом приказом от 22.09.2010 № 7/2010-жкх "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение" был установлен тариф на питьевую воду в размере 19,34 руб./м 3 (НДС не предусмотрен) в отношении ООО "АкваТранс".

При этом рост относительно уровня тарифа, установленного для ООО "Коммунальщик", ранее оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Григорьевского сельского поселения, составил 2,33%.

Тарифы на питьевую воду на 2011 год были установлены приказом РЭК-департамента от 19.11.2010 № 14/2010-жкх "Об установлении экономически обоснованных тарифов на холодную воду и водоотведение" (НДС не предусмотрен) для: ООО "Коммунальщик" в размере 22,18 руб./м3 (рост на 17,35% по отношению к декабрю 2010 года); ООО "АкваТранс" — 22,32 руб./м3(рост на 15,41% по отношению к декабрю 2010 года).

Тарифы на питьевую воду на 2012 год РЭК-департаментом установлены приказом от 29.11.2011 № 31/2011-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод" (НДС не предусмотрен) для:

ООО "АкваТранс" с 1 января — 22,32 руб./м3 без роста, с 1 июля — 23,20 руб./м3, с ростом на 3,94% по отношению к декабрю 2011 года;

ООО "Коммунальщик" с 1 января — 22,18 руб./м3 без роста, с 1 июля — 23,51 руб./м3 и с 1 сентября 23,73 руб./м3, с ростом на 6,0% и 7,0% соответственно по отношению к декабрю 2011 года.

Следует отметить, что поставщиком питьевой воды абонентам, проживающим (расположенным):

на территории Григорьевского сельского поселения, в том числе, станицы Григорьевской, с 22.10.2013 является ООО "Северский водоканал";

на территории Смоленского сельского поселения, в том числе, станицы Смоленской, с 01.01.2014 — ООО "Смоленский водоканал".

При этом с 22.10.2013 про 31.12.2013 для оказания услуг холодного водоснабжения абонентам, проживающим (расположенным) на территории Григорьевского сельского поселения, РЭК-департаментом приказом от 09.10.2013 № 43/2013-окк "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение" установлен тариф на питьевую воду в размере 25,55 руб./м 3 (НДС не предусмотрен) в отношении ООО "Северский водоканал".

Рост относительно уровня тарифа, установленного для ООО "АкваТранс", ранее оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Григорьевского сельского поселения, сложившегося по состоянию на 31.12.2012 составил 10,13%.

Тарифы на питьевую воду на 2014 год приказом РЭК-департамента от 28.11.2013 № 63/2013-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" были установлены с календарной разбивкой по периодам (НДС не предусмотрен) для:

ООО "Северский водоканал" с 1 января — 25,55 руб./м3, без роста, и с 1 июля — 26,77 руб./м3, с ростом на 4,8% относительно уровня тарифа, сложившегося по состоянию на 31.12.2013.

ООО "Смоленский водоканал" с 1 января — 23,73 руб./м3, без роста, и с 1 июля — 24,89 руб./м3, с ростом на 4,9% относительно уровня тарифа, сложившегося по состоянию на 31.12.2013.

Тарифы на питьевую воду на 2017 год РЭК-департаментом установлены приказом от 20.11.2015 № 32/2015-окк (с изменениями от 07.12.2016 № 60/2016-вк) "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" с календарной разбивкой по периодам (НДС не предусмотрен) для:

ООО "Смоленский водоканал" с 1 января — 27,47 руб./м3, без роста, с 1 июля — 28,56 руб./м3, с ростом на 4% по отношению к декабрю 2016 года;

ООО "Северский водоканал" с 1 января — 31,56 руб./м3, без роста, с 1 июля — 32,83 руб./м3, с ростом на 4% по отношению к декабрю 2016 года.

Рост установленных на II полугодие 2017 года тарифов (цен) находится в рамках ограничений повышения платежей, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 № 2464-р, от 01.11.2014 № 2222-р, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2016 № 1045, а также показателей прогнозируемой на 2017 год инфляции, определенной Прогнозом и Федеральным законом 19.12.2016 № 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на уровне 4%.

Следует отметить, что тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, органом регулирования устанавливаются индивидуально для каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства и отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей, необходимых для осуществления соответствующего регулируемого вида деятельности.

Приведенная выше "историческая" справка демонстрирует, что на размер тарифа влияет и структура поставщиков и количество зон обслуживания.

При формировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предложения организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, определяются финансовые потребности для реализации производственных и инвестиционных программ организаций.

Определяющее влияние на себестоимость услуги, а значит, и на формирование тарифа, оказывают состояние и степень износа основных производственных фондов организации, структура технологического процесса, характер местности, энергоемкость производства. Не менее важный фактор — объем реализации услуги, зависящий от количества потребителей, степени благоустройства жилья, уровня развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

На рост уровня тарифов оказывают влияние также следующие факторы: рост цен на топливно-энергетические ресурсы, зависящий, в первую очередь, от федеральных факторов; повышение стоимости материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ; увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, общие инфляционные процессы в экономике, ожидаемые по прогнозу социально — экономическогоразвития РФ, оказывающие влияние на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг.

Следует отметить, что на увеличение тарифа на питьевую воду, установленного на 2017 год для ООО "Смоленский водоканал" оказали влияние следующие факторы:

увеличение суммы расходов, запланированных на приобретение электроэнергии, на 13,73% относительно величины указанных расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки данной организации на 2016 год;

увеличение суммы расходов, запланированных на уплату водного налога, на 15,08% относительно аналогичных расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки данной организации на 2016 год. Необходимо отметить, что в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации в 2017 году увеличилась ставка водного налога относительно ставки, установленной на 2016 год;

увеличение суммы расходов, запланированных на формирование фонда оплаты труда основных производственных рабочих и административно-управленческого персонала, и, соответственно, увеличение расходов на отчисления на социальные нужды указанной категории специалистов, на 3,65% относительно аналогичных расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки данной организации на 2016 год;

увеличение суммы расходов на осуществление ремонтных работ на 3,65% относительно аналогичных расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки данной организации на 2016 год;

увеличение суммы расходов, запланированных на оплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 5,55%, в связи с изменением налогооблагаемой базы в сторону увеличения на основании вышеуказанных факторов.

На увеличение тарифа на питьевую воду, установленного на 2017 год для ООО "Северский водоканал",оказали влияние следующие факторы:

увеличение суммы расходов, запланированных на приобретение электроэнергии, на 10,10% относительно величины указанных расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки данной организации на 2016 год;

увеличение суммы расходов, запланированных на уплату водного налога, на 18,98% относительно аналогичных расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки данной организации на 2016 год;

увеличение суммы расходов, запланированных на формирование фонда оплаты труда основных производственных рабочих и административно-управленческого персонала, и, соответственно, увеличение расходов на отчисления на социальные нужды указанной категории специалистов, на 3,65% относительно аналогичных расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки данной организации на 2016 год;

увеличение суммы расходов на осуществление ремонтных работ, на 3,65% процента относительно аналогичных расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки данной организации на 2016 год;

увеличение суммы расходов, запланированных на оплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 3,55%, в связи с изменением налогооблагаемой базы в сторону увеличения на основании вышеуказанных факторов.

Кроме того, одним из факторов, повлиявшим на рост тарифа на питьевую воду на 2017 год, установленного для ООО "Северский водоканал", явилось снижение уровня объема реализации питьевой воды:

на 1,93% запланированного для данной организации на 2016 год, относительно величины, определенной РЭК-департаментом на 2015 год;

на 0,54% запланированного для данной организации на 2017 год, относительно величины, определенной РЭК-департаментом на 2016 год.

Следует отметить, что тарифы на питьевую воду, установленные на 2017 год для ООО "Смоленский водоканал" и ООО "Северский водоканал" для оказания услуг холодного водоснабжения абонентам, проживающим (расположенным) на территории Григорьевского и Смоленского сельских поселений Северского района, составили величину, которая ниже уровня величины тарифов на питьевую воду на 2017 год, сложившихся в среднем по Краснодарскому краю, по состоянию на 1 января в размере 33,09 руб./м3 и на 1 июля — 34,79 руб./м3 , а именно:

по Смоленскому сельскому поселению по состоянию на 01.01.2017 — на 16,98%, по состоянию на 01.07.2017 — на 17,91%;

по Григорьевскому сельскому поселению по состоянию на 01.01.2017 — на 4,62%, по состоянию на 01.07.2017 — на 5,63%.

Вопрос 8. В каких случаях могут приниматься тарифы выше утвержденных предельных индексов?

Ответ. В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее — Основы).

Согласно пункту 43 Основ в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, посредством согласования либо отказа в согласовании представительными органами муниципальных образований соответствующего проекта постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края об установлении предельных индексов по муниципальным образованиям.

Согласно пункту 46 Основ основаниями для установления по муниципальному образованию предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, могут являться:

реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, реализация утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества, оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг;

установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100% установленных экономически обоснованных тарифов;

выравнивание уровня тарифов на коммунальные ресурсы в субъекте Российской Федерации, устанавливаемых для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях такого субъекта Российской Федерации в сопоставимых условиях;

соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения;

реализация утвержденных до 1 ноября 2015 г. инвестиционных программ регулируемых организаций.

Вопрос 9. Почему ежегодно повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, на сколько процентов они повысятся в 2018 году?

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, составляющих розничных цен на природный газ, реализуемый населению, и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям.

На заседании Правительства Российской Федерации 29 июня 2017 года были одобрены сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, где был указан главный ориентир индексации тарифов на ближайший год — это 4%, целевой уровень инфляции, и именно на этой отметке установлен предельный рост платежа для населения по жилищно-коммунальным услугам.

Формирование экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги осуществляется РЭК-департаментом в соответствии с действующим законодательством на основании результатов анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой прибыли, для реализации производственных и инвестиционных программ конкретного поставщика коммунальных ресурсов. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

Определяющее влияние на себестоимость услуги оказывают состояние и степень износа основных производственных фондов организации, структура технологического процесса, характер местности, энергоемкость производства. Не менее важный фактор — объем реализации услуги, зависящий от количества потребителей, степени благоустройства жилья, уровня развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

На рост тарифов оказывают влияние также следующие факторы: рост цен на топливно-энергетические ресурсы, зависящий, в первую очередь, от федеральных факторов; увеличение уровня заработной платы с учетом отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края; повышение стоимости материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ; увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, общие инфляционные процессы в экономике, ожидаемые по прогнозу социально — экономическогоразвития Российской Федерации, оказывающие влияние на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг.

Вопрос 10. Кто осуществляет контроль над установленными ценами и тарифами?

Ответ. Постановлением Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе" определено, что федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполно-моченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

В соответствии с Положением о РЭК-департаменте, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652, РЭК-департамент осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и региональный государственный контроль (надзор) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РЭК-департаментом применяются меры административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных в частности частью 1 статьи 14.6 (завышение установленных цен (тарифов), частью 1 статьи 14.6 (занижение установленных цен (тарифов), применение цен (тарифов), не установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, иное нарушение порядка ценообразования), частью 1 статьи 19.8.1 (несоблюдение стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса), частью 1 статьи 19.7.1 (непредставление информации для установления, изменения, введения или отмены тарифов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За совершение указанных правонарушений виновным лицам назначаются административные штрафы. За 2017 год до настоящего времени сумма начисленных штрафов составила порядка 3,3 млн. руб.

В соответствии с частью 3 пункта 1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861, осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги отнесено к полномочиям государственной жилищной инспекции Краснодарского края.

Вопрос 11. В каких случаях тарифы на коммунальные услуги могут быть пересмотрены досрочно? Каковы сроки действия тарифов и надбавок?

Ответ. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" цены (тарифы) на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду и водоотведение вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в I полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во II полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Действия тарифов указаны в нормативных правовых актах регулирующего органа.

Действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, не предусмотрен досрочный пересмотр тарифов, за исключением оснований, по которым приняты следующие решения:

органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации или о приведении размеров тарифов в соответствие с предельными индексами, утвержденными федеральным органом регулирования тарифов;

органов регулирования тарифов об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным системам теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случаях, когда такая плата устанавливается в индивидуальном порядке;

органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

органов регулирования тарифов об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

органов регулирования тарифов в рамках исполнения решений федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке или по результатам рассмотрения разногласий;

органов регулирования тарифов по исполнению требований федерального органа регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов;

органа регулирования тарифов, принимаемые до 1 мая 2016 года в рамках реализации решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, превышающих индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации более чем на величину предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса по субъекту Российской Федерации по основаниям, указанным в подпунктах "д" и (или) "е" пункта 46 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее — Основы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";

органов регулирования, принятые в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ;

органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;

органов регулирования, принятые в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации;

об установлении единых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией теплоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, прочим теплоснабжающим организациям, тарифов на теплоноситель, поставляемый единой теплоснабжающей организацией потребителям, прочим теплоснабжающим организациям, в отношении назначенной в установленном порядке единой теплоснабжающей организации, единой теплоснабжающей организации в случае изменения зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации в соответствии с утвержденной (актуализированной) схемой теплоснабжения, а также в отношении регулируемой организации, утратившей в течение периода регулирования статус единой теплоснабжающей организации.

Вопрос 12. Может ли потребитель коммунальных услуг требовать у предприятий, оказывающих коммунальные услуги, сведения о расходах на производство услуг, включенных в тариф?

Ответ. Постановлениями Правительства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации от 05.07.2013 № 570 (в сфере теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии), от 17.01.2013 № 6 (в сфере водоснабжения и водоотведения) установлены состав, порядок, сроки и периодичность раскрытия информации юридическими лицами, осуществляющими указанные виды деятельности.

Регулируемой организацией подлежит раскрытию информация:

а) о регулируемой организации (общая информация);

б) о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги);

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности);

г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации;

д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;

е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения;

ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;

з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;

и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией;

к) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации. Обязательная к раскрытию информация размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте РЭК-департамента (http://www.rek23.ru, раздел "Раскрытие информации"), а также по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интеренет".

Кроме того, потребитель вправе письменно обратиться в регулируемые организации для получения информации, подлежащей раскрытию.

В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети "Интернет" и (или) в официальных печатных изданиях, регулируемая организация вправе сообщить, не раскрывая информацию по письменному запросу, адрес указанного официального сайта и (или) наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена запрашиваемая информация.

Ответственность за нарушение регулируемыми организациями установленных стандартов раскрытия информации и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации, предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос 13. Сообщите контактную информацию специалистов, являющихся кураторами муниципального образования Северский район в рамках полномочий РЭК-департамента.

Ответ. В сфере электроснабжения — Нечесов Юрий Владимирович, тел. (861) 268-28-04; газоснабжения — Жиров Денис Александрович, тел. (861) 259-26-51; теплоснабжения — Аладина Мария Александровна, тел. (861) 267-06-63; холодного водоснабжения и водоотведения — Камардина Татьяна Александровна, тел. (861) 262-99-15; ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги — Колесникова Алла Викторовна, тел. (861) 255-09-33.



Руководитель

С.Н. Милованов