Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Разъяснительная работа в Динском районе


Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения руководителем РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Динской район 1 апреля 2016 года.

Вопрос № 1. Почему ежегодно происходит повышение тарифов на коммунальные услуги?

Вопрос № 2. Почему уровень тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление) в разных поселениях Динского района различен? Из чего складываются тарифы?

Ответ. Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах деятельности, и параметрами согласованного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, в рамках установленных на федеральном уровне для субъекта РФ ограничений повышения размера платы за коммунальные услуги и с учетом предусмотренных на очередной год периодов увеличения тарифов (их календарной разбивки).

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы подлежат установлению в экономически обоснованном размере, обеспечивающем финансовые потребности на реализацию производственных и (при наличии) инвестиционных программ регулируемых организаций (за исключением льготных тарифов для населения, устанавливаемых в рамках реализации норм статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ по ограничению повышения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги).

Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации.

Основными факторами увеличения тарифов являются: рост стоимости энергоносителей (расходы на которые составляют до 60-65 % в тарифах на тепловую энергию и до 30 % в тарифах на холодную воду и водоотведение); доведение заработной платы до уровня, предусмотренного федеральным и краевым тарифным соглашением работников ЖКХ (ФОТ с отчислениями составляет до 30 % расходов); повышение стоимости материалов, необходимых на выполнение ремонтных работ; рост обязательных налоговых платежей; увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства; общие инфляционные процессы.

Тарифы на электроэнергию для населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» подлежат установлению в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов для населения каждого субъекта РФ, утверждаемых на федеральном уровне.

В сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» розничные цены на газ утверждаются РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории с учётом установленных на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

Все предложения по установлению тарифов, поступившие от организаций в обязательном порядке проходят в РЭК-департаменте экспертизу экономически обоснованных расходов, результатом которой является сокращение излишних расходов и исключение необоснованных.

Вопрос 3. Почему садоводческие товарищества, территория которых включена в границы сельского поселения, рассчитываются за электрическую энергию по тарифу для городского населения?

Ответ. В адрес РЭК-департамента поступают многочисленные обращения граждан, руководителей садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан (далее СНТ), а также организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению коммунальных услуг в сфере электроснабжения на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, о порядке применения тарифов для СНТ.

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» садоводческие некоммерческие объединения граждан относятся к категории потребителей, приравненных к населению. Соответственно оплата электрической энергии должна осуществляться по тарифам, установленным для населения и приравненных к нему потребителей.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 06.11.2015 № ВК/62330/15 в отношении граждан, являющихся членами СНТ, применяются тарифы на электрическую энергию, утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для СНТ.

Приказами РЭК-департамента от 17.12.2014 № 74/2014-э и от 18.12.2015 № 78/2015-э на 2015 и 2016 годы утверждены тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Указанными разъяснениями также предусмотрено, что в случае, когда гражданин не является членом СНТ и ведет садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого объединения, оплата за потребленную электроэнергию должна производиться по тарифам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для населения в зависимости от того, находится ли территория СНТ в границах сельского населенного пункта и соблюдаются ли при этом условия о проживании на территории СНТ гражданином. При этом вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в сельской местности, не влияет на возможность применения тарифов, установленных для населения, проживающего в сельской местности.

Дополнительно РЭК-департамент информирует, что в адрес Гарантирующих поставщиков, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, (ОАО «Кубаньэнергосбыт», АО «НЭСК», ОАО «Оборонэнергосбыт») ранее направлялись разъяснения РЭК-департамента от 30.12.2015 № 57-12086/15-05 «О расчетах за электрическую энергию в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан».

Вопрос 4. В некоторых субъектах РФ были разработаны и введены в действие социальные нормы по электроэнергии. Проводится ли эта работа у нас в крае, в каком размере разработаны, с какого периода будут применяться социальные нормы и какой тариф по электроэнергии будет в пределах социальной нормы, а какой сверх нормы?

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с положениями постановления главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края» РЭК-департамент является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Исходя из проведенного анализа, определена базовая величина социальной нормы на уровне максимальных значений фактических среднегодовых объемов потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы (одно зарегистрированное в жилом помещении лицо) в 2012 году, в том числе на общедомовые нужды, в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку, в количестве не менее 10 000 домохозяйств.

Согласно актуальным и корректным данным выборки о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году одиноко проживающими гражданами, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, «Базовая величина социальной нормы» (среднемесячный объем потребления электрической энергии) домохозяйствами первой группы (одно зарегистрированное в жилом помещении лицо) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в условиях соблюдения требования о 70-ти процентном соотношении фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, составляет 250 кВт*час.

При этом все расчеты осуществлены в полном соответствии с методикой расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденной вышеуказанным постановлением Правительства РФ.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 29.02.2016 № 151 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614» определено, что в случае если решение о применении социальной нормы не принято до 1 марта 2016 г., то высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о применении социальной нормы не ранее 1 января 2017 г. Также определено самостоятельное принятие решения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации о необходимости и сроках установления и применения социальной нормы.

Таким образом, учитывая, что на 01.03.2016 социальная норма не введена, в течение 2016 года она применяться не будет.

Вопрос 5. Из чего складываются цены на природный газ? Почему цены для населения в Динском районе на природный газ выше, чем в Краснодаре?

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ — оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа утверждаются на федеральном уровне.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются на региональном уровне, в Краснодарском крае — РЭК-департаментом, в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2 (далее Методические указания), и, исключительно, при изменении их составляющих.

Методическими указаниями предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Поставку газа населению в муниципальном образовании Динской район осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», в городе Краснодаре —ОАО «Краснодаргоргаз».

Разница в уровне розничных цен на газ, установленных для населения Динского района и города Краснодара, обусловлена наличием различных поставщиков и транспортировщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа ОАО «Краснодаргоргаз». При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению по системе ОАО «Краснодаргоргаз».

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 727,76 руб./тыс.м³ газа выше установленного для ОАО «Краснодаргоргаз».

Таким образом, при равной оптовой цене — 3473 руб./тыс.м³, разница размеров региональных составляющих, определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Динского района с 1 июля 2015 г. — 5650,0 руб./тыс.м³ или 5,65 руб./м³, против — 4790,0 руб./тыс.м³ или 4,79 руб./м³ в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в крае проводится.

Вопрос 6. Почему при отсутствии прибора учета холодного водоснабжения ресурсоснабжающие организации начисляют за полив сельскохозяйственных культур, зеленых насаждений, газонов и цветников?

Ответ. Согласно статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах до 1 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов и помещений индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в отношении потребителей коммунальных услуг (абонентов) определена обязанность по установке приборов учета коммунальных ресурсов в местах, определенных договором о предоставлении коммунальных услуг.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с пунктом 49 Правил № 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее — Правила № 306) норматив потребления коммунальной услуги — это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. При этом норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек — это норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Правилами № 306 предусматривается определение нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек отдельно по каждому направлению использования: полив земельного участка; водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных; водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке; водоснабжение иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.

Приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» установлены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению по направлениям использования: «полив земельного участка» и «водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных».

Разделение нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по направлениям использования холодной воды исключает завышение объемов нормативного водопотребления при начислении платы за потребление коммунальной услуги при отсутствии приборов учета.

Согласно вышеуказанному приказу РЭК-департамента, норматив потребления холодной воды на полив сельскохозяйственных культур, зеленых насаждений, газонов и цветников установлен в размере 0,1830 м³/м2 в месяц поливного сезона.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная:

с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета;

с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц.

Таким образом, включение в состав платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению платы за полив сельскохозяйственных культур возможно только при наличии у ресурсоснабжающей организации документального подтверждения о потреблении абонентом холодной воды на полив сельскохозяйственных культур.

В случае необходимости определения правильности начислений платы за предоставляемые коммунальные услуги абонент вправе обратиться с заявлением в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края, с приложением соответствующих платежных документов.

Вопрос 7. Правомерно ли применение ресурсоснабжающими организациями повышающих коэффициентов для потребителей, проживающих в индивидуальном жилом помещении или в МКД, и не имеющих приборов учета коммунального ресурса?

Ответ. Правилами № 306 с 1 января 2015 года в целях стимулирования потребителей к установке приборов учета введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг холодного (горячего) водоснабжения, электрической и тепловой энергии в жилом помещении, к нормативам на общедомовые нужды и к нормативам на полив земельного участка применяются повышающие коэффициенты.

Повышающие коэффициенты применяются при определении нормативов потребления коммунальных услуг для расчета платежей гражданам, проживающим в многоквартирных и жилых домах, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, в размерах: с 1 января 2015 г. — 1,1; с 1 июля 2015 г. — 1,2; с 1 января 2016 г. — 1,4; с 1 июля 2016 г. — 1,5; с 2017 года — 1,6.

Приказами РЭК-департамента от 19.12.2014 № 3/2014-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» и от 30.12.2014 № 4/2014-нп «О внесении изменений в приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» утверждены нормативы на холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, а также нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению с учетом повышающих коэффициентов.

В отношении тепловой энергии на услуги отопления.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (письмо от 18.03.2015 № 7288-АЧ/04) даны разъяснения, касающиеся применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления на услугу отопления.

В соответствии с разъяснениями, в случае если органом государственной власти субъекта РФ при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению принято решение о применении (сохранении) порядка, предусмотренного пунктами 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, то при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются базовые нормативы (т.е. без повышающих коэффициентов).

В муниципальных образованиях, где по состоянию на 30 июня 2012 года действовали нормативы на отопление, утвержденные органами местного самоуправления, повышающие коэффициенты не применяются и данные нормативы продолжают действовать до 1 июля 2016 года.

Вопрос 8. Согласно каким нормативно-правовым актам регулируются тарифы на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в настоящее время?

Ответ. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 29.12.2014 № 458-ФЗ, далее соответственно — Закон № 89-ФЗ и Закон № 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования названных норм права сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта обеспечивается региональным оператором, определенным путем конкурсного отбора и на основании публичного договора (пункт 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

На сегодняшний день региональный оператор и зоны его деятельности не определены на территории Краснодарского края.

РЭК-департамент не является уполномоченным органом в области определения юридического лица в качестве регионального оператора, зоны его деятельности, а также установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3.26 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 № 1310 «О министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства» Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства осуществляет: расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организацию деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края.

Также сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 23 Закона № 458-ФЗ дополнена пунктом 7, содержащим следующие положения: «до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ вводится переходный период в отношении деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами до 01.01.2017, в том числе, к выбору регионального оператора и введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из изложенного, утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться после выбора регионального оператора и определения зоны его деятельности.