Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Разъяснительная работа в Кавказском районе


Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Кавказский район.

Вопрос № 1. Осуществление расчетов на электроэнергию с 1 июля 2016 года по объемам превышающим «социальную норму».

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с положениями постановления главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края» РЭК-департамент является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Исходя из проведенного анализа, определена базовая величина социальной нормы на уровне максимальных значений фактических среднегодовых объемов потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы (одно зарегистрированное в жилом помещении лицо) в 2012 году, в том числе на общедомовые нужды, в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку, в количестве не менее 10 000 домохозяйств.

Согласно актуальным и корректным данным выборки о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году одиноко проживающими гражданами, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, «Базовая величина социальной нормы» (среднемесячный объем потребления электрической энергии) домохозяйствами первой группы (одно зарегистрированное в жилом помещении лицо) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в условиях соблюдения требования о 70-ти процентном соотношении фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, составляет 250 кВт*час.

При этом все расчеты осуществлены в полном соответствии с методикой расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденной вышеуказанным постановлением Правительства РФ.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 29.02.2016 № 151 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614» определено, что в случае если решение о применении социальной нормы не принято до 1 марта 2016 г., то высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о применении социальной нормы не ранее 1 января 2017 г. Также определено самостоятельное принятие решения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации о необходимости и сроках установления и применения социальной нормы.

Таким образом, учитывая, что на 01.03.2016 социальная норма не введена, в течение 2016 года она применяться не будет.

Вопрос № 2. Рост тарифов на электроэнергию по счетчикам «день-ночь» с 1 июля 2016 года.

Ответ. Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», а также приказов федеральных органов власти Российской Федерации.

Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, утвержденными приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э (далее — Методика) определен порядок расчета и установления тарифов для населения, дифференцированных по зонам суток, с учетом приведения дифференцированных по зонам суток тарифов для населения к единым по Российской Федерации границам соотношений с одноставочными тарифами.

В соответствии с пунктами 11 и 12 Методики, для потребителей, оплачивающих электрическую энергию по зонным тарифам, РЭК-департаментом в строгом соответствии с положениями действующей нормативно-правовой базы РФ в области тарифного регулирования определены тарифы, дифференцированные по зонам (часам) суток.

При этом, указанной Методикой определены единые по Российской Федерации границы соотношений с одноставочными тарифами: в ночной зоне — от 0,6 до 0,8; в пиковой зоне — от 1,2 до 1,3; в дневной зоне — 1,15.

Исходя из расчета в соответствии с Методикой с 01.07.2016 рост конечных тарифов для населения, дифференцированных по двум (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь), с учетом темпов поэтапного приведения к единым границам соотношения с одноставочными тарифами (не более 2-х величин инфляции), составил (к тарифу на 2-е полугодие 2015 года): в дневной зоне — 109,41 %; в ночной зоне — 105,76 %; в пиковой зоне — 109,39 %; в полупиковой зоне — 103,88 %.

Исходя из расчета в соответствии с Методикой, соотношения дифференцированных тарифов по зонам суток по отношению к одноставочным тарифам на территории Краснодарского края и Республики Адыгея составили: в ночной зоне — 0,60; в пиковой зоне — 1,117; в дневной зоне — 1,115.

Таким образом, в условиях поэтапного приведения к единым границам соотношений (не более 2-х величин инфляции), рост конечных тарифов для населения, дифференцированных по зонам суток, составил до 109,4% и обусловлен исключительно исполнением федерального законодательства.

Вопрос № 3. Ежегодное повышение тарифов на коммунальные услуги. Тарифы в Кропоткине выше, чем в Краснодаре.

Ответ. Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах деятельности, и параметрами согласованного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, в рамках установленных на федеральном уровне для субъекта РФ ограничений повышения размера платы за коммунальные услуги и с учетом предусмотренных на очередной год периодов увеличения тарифов (их календарной разбивки).

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы подлежат установлению в экономически обоснованном размере, обеспечивающем финансовые потребности на реализацию производственных и (при наличии) инвестиционных программ регулируемых организаций (за исключением льготных тарифов для населения, устанавливаемых в рамках реализации норм статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ по ограничению повышения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги).

Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации.

Основными факторами увеличения тарифов являются: рост стоимости энергоносителей (расходы на которые составляют до 60-65 % в тарифах на тепловую энергию и до 30 % в тарифах на холодную воду и водоотведение); доведение заработной платы до уровня, предусмотренного федеральным и краевым тарифным соглашением работников ЖКХ (ФОТ с отчислениями составляет до 30 % расходов); повышение стоимости материалов, необходимых на выполнение ремонтных работ; рост обязательных налоговых платежей; увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства; общие инфляционные процессы.

К примеру, объем реализации услуг холодного водоснабжения ООО «Краснодар Водоканал» на территории г. Краснодара составляет 55 001,00 тыс.м3, тариф 1 полугодия 2016 г. — 28,85 руб./м3, ООО «Водоканал» на территории г. Кропоткина реализует 3 358,31 тыс.м3, тариф 1 полугодия 2016 г. — 36,30 руб./м3. Также одним из основных факторов, влияющих на стоимость тепловой энергии, является способ выработки: если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом (электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии), то, соответственно, снижается себестоимость этой энергии и тариф. Это особенно проявляется в сравнении тарифов на тепловую энергию основного поставщика в городе Краснодаре (покупка тепловой энергии от Краснодарской ТЭЦ) и других муниципальных образованиях края.

Тарифы на электроэнергию для населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» подлежат установлению в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов для населения каждого субъекта РФ, утверждаемых на федеральном уровне.

Приказом РЭК-департамента от 18.12.2015 № 78/2015-э на 2016 год утверждены единые тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, по группам потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток.

В сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» розничные цены на газ утверждаются РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории с учётом установленных на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

Поставку газа населению в муниципальном образовании Кавказский район осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», в городе Краснодаре — ОАО «Краснодаргоргаз».

Разница в уровне розничных цен на газ, установленных для населения Кавказского района и города Краснодара, обусловлена наличием различных поставщиков и транспортировщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

При прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа ОАО «Краснодаргоргаз». При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению по системе ОАО «Краснодаргоргаз».

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 727,76 руб./тыс.м3 выше установленного для ОАО «Краснодаргоргаз».

Таким образом, при равной оптовой цене — 3473 руб./тыс.м3, разница размеров региональных составляющих определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Кавказского района с 1 июля 2015 г. — 5650,0 руб./тыс.м3 или 5,65 руб./м3, против — 4790,0 руб./тыс.м3 или 4,79 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в крае проводится.

Все предложения по установлению тарифов, поступившие от организаций в обязательном порядке проходят в РЭК-департаменте экспертизу экономически обоснованных расходов, результатом которой является сокращение излишних расходов и исключение необоснованных.

Вопрос № 4. Осуществление расчетов за услугу по вывозу ТБО.

Ответ. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 29.12.2014 № 458-ФЗ, далее соответственно — Закон № 89-ФЗ и Закон № 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования названных норм права сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта обеспечивается региональным оператором, определенным путем конкурсного отбора и на основании публичного договора (пункт 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

На сегодняшний день региональный оператор и зоны его деятельности не определены на территории Краснодарского края.

РЭК-департамент не является уполномоченным органом в области определения юридического лица в качестве регионального оператора, зоны его деятельности, а также установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3.26 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 № 1310 «О министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства» министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства осуществляет: расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организацию деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края.

Также сообщается, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 23 Закона № 458-ФЗ дополнена пунктом 7, содержащим следующие положения: «до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ вводится переходный период в отношении деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами до 01.01.2017, в том числе, к выбору регионального оператора и введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из изложенного, утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться после выбора регионального оператора и определения зоны его деятельности.

Вопрос № 5. С 1 июля 2016 года вступают в силу новые нормативы на отопление, которые составляют для Кавказского района: дома до 4-х этажей 0,0216 Гкал/м2, дома 5-9 этажей 0,0176 Гкал/м2. Разница в 1 этаж небольшая, а различия в нормативе существенное.

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее — Правила № 306).

Правилами № 306 предусмотрена дифференциация нормативов на отопление в зависимости от его конструктивных параметров. При расчете нормативов на отопление используется величина «Нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м)». Данная величина указана в таблице 4 Правил, из которой видно, что для малоэтажных зданий она выше, чем для многоэтажных. Так, величина нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома для 5-9 этажных домов ниже, чем для 1-го этажных в 2,2 раза и ниже чем для 3-4 этажных в 1,22 раза.

Различие в значениях объясняется физико-техническими параметрами. Величина удельных тепловых потерь зданий различной этажности и формы зависит от соотношения площадей наружных охлаждающих поверхностей к их объему. В малоэтажных жилых домах это соотношение больше, чем в многоэтажных. Соответственно, и удельные тепловые потери больше.

В соответствии с Правилами № 306 приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на отопление в целом для Краснодарского края с дифференциацией по этажности и климатическим зонам. При этом нормативы сгруппированы по трем группам в зависимости от этажности жилых домов и по трем группам в зависимости от климатической зоны, в которой находится муниципальное образование.

При этом администрацией Краснодарского края в соответствии с постановлением Правительства от 27.08.2012 № 857 принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, по состоянию на 30 июня 2012 г.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (вступившим в действие с 30.12.2014) принято решение о продлении до 1 июля 2016 года в Краснодарском крае, за исключением муниципальных образований, на территории которых по состоянию на 30 июня 2012 года не действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края по состоянию на 30 июня 2012 года.

Вопрос № 6. Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления на коммунальные услуги.

Ответ. Правилами № 306 с 1 января 2015 года в целях стимулирования потребителей к установке приборов учета введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения, электрической и тепловой энергии в жилом помещении, к нормативам на общедомовые нужды и к нормативам при использовании земельного участка и надворных построек.

Повышающие коэффициенты применяются при определении нормативов потребления коммунальных услуг для расчета платежей гражданам, проживающим в многоквартирных и жилых домах, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, в размерах: с 1 января 2015 г. — 1,1; с 1 июля 2015 г. — 1,2; с 1 января 2016 г. — 1,4; с 1 июля 2016 г. — 1,5; с 2017 года — 1,6.

Приказами РЭК-департамента от 19.12.2014 № 3/2014-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» и от 30.12.2014 № 4/2014-нп «О внесении изменений в приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» утверждены нормативы на холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, а также нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению и нормативы потребления при использовании земельного участка и надворных построек по холодному водоснабжению и электроснабжению с учетом повышающих коэффициентов.