Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Разъяснительная работа в Приморско-Ахтарском районе


Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения руководителем РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в Приморско-Ахтарском районе 12.02.2016 года


Вопрос № 1. Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района готовит к запуску в апреле 2016 года станцию очистки воды в городе Приморско-Ахтарске. После запуска указанного объекта возрастут эксплуатационные расходы предприятия МУП «Водоканал» при неизменном тарифе. Предусмотрен ли механизм субсидирования части расходов предприятия при их резком росте после введения в эксплуатацию станции очистки воды?

Ответ. В соответствии с п. 6,7 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе, по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды установленным требованиям, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения производственной программы в истекшем периоде регулирования.

При расчете тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы таких организаций, связанные с приобретением необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.

После ввода в эксплуатацию станции очистки воды и предоставления МУП «Водоканал» соответствующих документов, РЭК-департаментом в установленные сроки может быть рассмотрен вопрос о возможности пересмотра тарифа в соответствии с действующим законодательством.


Вопрос № 2. Как будет организована работа по утверждению тарифов на утилизацию твердых коммунальных отходов региональному оператору, который начнет работать до 1 января 2017 года в соответствии с Концепцией обращения твердыми бытовыми отходами?

Ответ. С учетом положений федерального законодательства к полномочиям РЭК — департамента отнесены: утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом, с 1 января 2016 года в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до наделения юридического лица в субъекте РФ статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами могут быть утверждены РЭК — департаментом только после определения (присвоения статуса) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и определения зон его деятельности, а также с учетом принятия соответствующих подзаконных актов (в настоящее время подзаконные акты, принятые на федеральном уровне, отсутствуют).


Вопрос № 3. При выставлении квитанции за потребленную воду жителям Бородинского поселения сумма платежа обычно включает в себя копейки. С потребителями тяжело рассчитываться с точностью до одной копейки. Нельзя ли чтобы утверждаемые тарифы были целыми, без копеек?

Ответ. Тарифы в сфере водоснабжения подлежат установлению в экономически обоснованном размере, обеспечивающем необходимые финансовые потребности регулируемых организаций на реализацию их производственных и (при наличии) инвестиционных программ (за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги).

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по установленным тарифам и объемам услуг исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии — по утвержденным нормативам потребления. Изменение каждого из указанных составляющих влияет на платеж населения за коммунальную услугу.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В связи с вышеизложенным, округление размера цен (тарифов) на коммунальные услуги не только нецелесообразно, но и противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам.

Округление возможно самого платежа при получении денежных средств за предоставленные коммунальные услуги.


Вопрос № 4. Почему при сдаче производственной программы в РЭК-ДЦиТ КК предприятием МУП «ЖКХ Бородинское», РЭК-департамент не учитывает при расчете тарифа все затраты, понесенные предприятием?

Ответ. Орган регулирования при формировании регулируемых тарифов учитывает только экономически обоснованные, нормативные расходы и потери воды в соответствии с положениями законодательства.

При расчете тарифа на услуги водоснабжения на 2016 год с учетом представленных первичных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета РЭК-департаментом приняты экономически обоснованные производственные, ремонтные, административные расходы, учтена сумма амортизации, арендной платы, налоговых платежей, учтена расчетная прибыль гарантирующей организации.

Кроме того, при расчете себестоимости услуги холодного водоснабжения учтена нормативная величина расходов и потерь вод в размере 27,8% от валового объема добычи воды, согласно представленному организацией расчету неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения, согласованному с руководителем предприятия, с ГУП КК «Кубаньводкомплекс» и утвержденному главой администрации Бородинского сельского поселения.


Вопрос № 5. Разъясните, какой орган местного самоуправления (администрация городского поселения или администрация района) должен утверждать тарифы на перевозку пассажиров в городе Приморско-Ахтарске и межпоселенческие перевозки по Приморско-Ахтарскому району?

Ответ. Законом Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае» (в редакции от 11 марта 2016 года) установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции устанавливают тарифы на муниципальных маршрутах.

Федеральным законом от 06 ноября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что создание условий и организация транспортного обслуживания населения в границах поселений находятся в компетенции поселений, а создание условий и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района находятся в компетенции муниципального района.

На основании вышеизложенного и с учётом положений

Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируемые тарифы на муниципальных маршрутах в границах муниципального образования Приморско-Ахтарское городское поселение устанавливают органы местного самоуправления Приморско-Ахтарского городского поселения, а на муниципальных маршрутах в сельских поселениях и между поселениями в границах Приморско-Ахтарского района устанавливают органы местного самоуправления муниципального образования Приморско-Ахтарский район.


Вопрос № 6. В многоквартирном доме установлен тепловой счетчик, который считает расход в кубических метрах. Почему за горячее водоснабжение по квитанции жильцы платят за Гкал, а не кубические метры?

Ответ. В соответствии с порядком определения стоимости горячей воды, определенном пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с действующим законодательством. Компонент на тепловую энергию рассчитывается в соответствии с нормативно-методическими документами по вопросам регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

На основании вышеизложенного, РЭК-департаментом для ресурсоснабжающих компаний утверждается по услуге горячее водоснабжение двухкомпонентный тариф (компонент тепловая энергия в руб./Гкал и компонент холодная вода в руб./м3 по каждому поставщику холодной воды, использованной на нужды горячего водоснабжения отдельно).

Расчет фактической стоимости горячей воды осуществляется исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, управляющими компаниями) в соответствии с положениями Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов отдельно — тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя)).

Таким образом, при неизменных компонентах тарифа на горячую воду, фактическая стоимость услуг горячего водоснабжения в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в различных месяцах различна, т.к. отличаются объемы тепловой энергии, ежемесячно зафиксированные прибором учета тепловой энергии, а также различны и объемы холодной воды, потребленной на нужды горячего водоснабжения.

При этом, анализ работы систем теплоснабжения жилых домов показывает, что фактические потери тепловой энергии во внутридомовой системе теплоснабжения могут быть значительно выше нормативных потерь (превышение может достигать 5-ти кратного значения).

В связи с этим, РЭК — департамент в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами, обращает внимание жителей многоквартирных домов на необходимость проведения работы по поверке и контролю правильности съема показаний работы общедомовых и индивидуальных приборов учета, пресечению случаев незаконных врезок собственниками жилых помещений во внутридомовую инженерную систему теплоснабжения (например, для оборудования части квартир теплыми полами). Управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК и т.п.) должна проводиться работа по своевременному и качественному техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации внутридомовых инженерных сетей горячего водоснабжения (регулировка циркуляции, восстановление тепловой изоляции на внутридомовых трубопроводах в подвалах и стояках). Кроме того, необходим контроль за исполнением ресурсоснабжающей организацией обязательств по качеству предоставления коммунальной услуги с учетом температурного режима, продолжительности перерывов в подаче горячей воды и т.п.

Все вышеперечисленные факторы приводят к высокому значению фактического потребления тепловой энергии жилым домом по услуге горячего водоснабжения и соответственно увеличению платежа за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.


Вопрос № 7. На основании каких документов устанавливает тариф на содержание и обслуживание многоквартирного дома ТСЖ?

Ответ. Плата за содержание жилого помещения (за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме) для собственников помещений государственному ценовому регулированию не подлежит и определяется в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ и принятыми в его исполнение нормативными правовыми документами.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения — результат договоренности сторон договора управления многоквартирным домом, в котором должен быть перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня и др.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом ТСЖ (ч.8 ст.156 ЖК РФ).

Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (ст.144 ЖК РФ).

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, который отражается в протоколе общего собрания (ч.4 п.2 ст.145 ЖК РФ).

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»).

В соответствии с нормами постановлений Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» и главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861 «О государственной жилищной инспекции Краснодарского края» осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения осуществляет государственная жилищная инспекция (350020, г.Краснодар, ул.Рашпилевская,181, телефон приемной (861)259-44-03).


Вопрос № 8. Согласно какого законодательства регулируются тарифы на сбор и вывоз твердых бытовых отходов?

Ответ. С 1 января 2016г. предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и нормативов их накопления в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В настоящий момент вышеуказанным федеральным законом определен перечень регулируемых видов услуг в сфере обращения с ТКО, при этом подзаконные акты, касающиеся регулирования, на федеральном уровне не приняты.

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края» РЭК — департамент наделен полномочиями по утверждению предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом в соответствии с частями 7, 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, регулируемые тарифы, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до окончания срока, на который они были установлены, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.

Таким образом, предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут утверждаться РЭК — департаментом после определения регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом принятия соответствующих подзаконных актов.

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 № 1310 «О министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края» указанное министерство регулирует деятельность регионального(ых) оператора(ов) по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края; разрабатывает порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); осуществляет расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством, в случае оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании (ч.3 ст.156 Жилищного Кодекса РФ), стоимость таких услуг подлежит установлению органами местного самоуправления муниципальных образований в рамках реализации ими полномочий, предусмотренных ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

В иных случаях услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, их цена и объем устанавливаются на основании соглашения сторон.

При этом необходимо учитывать, что договоры с населением по сбору и вывозу ТБО носят публичный характер на основании статьи 426 Гражданского кодекса РФ, т.е. организация по характеру своей деятельности должна осуществлять данные услуги в отношении каждого, кто к ней обратится на условиях одинаковых для всех потребителей.


Вопрос № 9. Какова структура платы за технологическое присоединение жилого дома к газораспределительным сетям? Регулирует ли государство размер платы за подключение или газораспределительные организации сами устанавливают свои расценки?

Ответ. Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила).

Основные положения по расчёту размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину определены Методическими указаниями по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее – Методические указания).

Согласно пункту 9 Методических указаний при расчёте размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих обязательных мероприятий:
а) разработку ГРО проектной документации;
б) выполнение ГРО технических условий;
в) проверку ГРО выполнения заявителем технических условий;
г) осуществление ГРО фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

На территории Краснодарского края плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям как в 2015 году, так и на 2016 год установлена в размере 35 тыс. руб. (приказы РЭК - департамента от 14.11.2014 № 20/2014-газ и от 13.11.2015 № 20/2015-газ).

Подключить газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения за 35 тыс. рублей имеют право заявители при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения принадлежащей ГРО, составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), а максимальный расход газа, с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования, не должен превышать: для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности — 15 куб. метров в час; для прочих заявителей — 5 куб. метров в час.

Необходимо обратить внимание на то, что за 35 тыс. руб. ГРО должны выполнить только мероприятия до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил подключения). В других случаях, не указанных выше, плата определяется, исходя из установленных стандартизированных тарифных ставок, в зависимости от технических параметров проекта.

Стандартизированные тарифные ставки установлены приказом РЭК-департамента от 30.12.2015 № 25/2015-газ (размещён на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в разделе «Нормативные документы» и на сайте РЭК- департамента).

Дополнительно сообщается, что стоимость мероприятий по газификации объекта капитального строительства, выполняемых в пределах границ земельного участка заявителя не подлежит государственному регулированию, определяется исполнителями услуг самостоятельно, т.е. является свободной — договорной и регулируется нормами антимонопольного законодательства, контроль за соблюдением которых осуществляет Федеральная антимонопольная служба. При этом заявитель праве свободно выбирать специализированные проектную и строительно-монтажную организации для выполнения указанных работ на территории своего земельного участка.

Кроме того, необходимо указать, что подключение к сети газоснабжения не находящейся в собственности или на иных законных основаниях у ГРО осуществляется только при наличии согласия собственника указанной сети, а плата за подключение в данном случае не подлежит государственному регулированию и определяется соглашением сторон в рамках договорных отношений.