Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) за 2015 год


В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215 (в ред. от 21.03.2012) «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» региональная энергетическая комиссия — департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее РЭК-департамент) сообщает.

Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере государственного контроля порядка ценообразования.

Проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) со стороны РЭК-департамента подлежат нормативные правовые акты в сфере ценообразования:
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»,
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,
Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении»,
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»,
постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,
постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»,
постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации»,
постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»,
постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»,
постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»,
постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии»;
постановление Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;
правовые акты региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по установлению тарифов и иные нормативные правовые акты.

Указанные правовые акты содержат достаточное количество норм, регламентирующих вопросы применения цен (тарифов) регулируемыми организациями, в полном объеме содержат обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению установленных цен (тарифов), не содержат коррупциогенных норм.

Правовые акты региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края размещены в свободном доступе на официальном сайте региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края в сети «Интернет».

В целях повышения эффективности контроля (надзора) в сфере государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом необходимо внесение изменений в законодательство Российской Федерации, например в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», определяющее особенности организации и проведения проверок перевозчиков (маршрутной сети) с возможностью проведения контрольных мероприятий непосредственно на маршруте.

Кроме того, проблемы реализации законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связаны с невозможностью осуществления контроля при отсутствии (отказе) предоставления документов бухгалтерского учета, а также отсутствие возможности осуществления контрольных закупок, в том числе в сфере автотранспортных перевозок.

Раздел 2. Организация государственного контроля порядка ценообразования.

В структуру РЭК — департамента входят следующие отделы:
цен и тарифов на транспорте и платные услуги, цен на газ, цен и тарифов на электроэнергию, цен и тарифов на теплоэнергию, цен и тарифов организаций коммунального комплекса, технологический отдел, отдел производственных и инвестиционных программ, юридический, аналитический, бухгалтерского учета и отчетности, кадровой и организационной работы.

РЭК — департамент осуществляет свои основные функции в соответствии с полномочиями, определенными постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края».

Государственный контроль за порядком ценообразования осуществляется государственными служащими всех структурных подразделений РЭК — департамента, за исключением структурного подразделения, обеспечивающего финансовую, организационную и кадровую работу.

Указанные должностные лица осуществляют функции непосредственного проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также функций систематического наблюдения и анализа информации, мониторинга устранения выявленных нарушений, применения мер административной ответственности.

Возможность осуществления данных функций содержится в вышеуказанных нормативных правовых актах, в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в:
постановлении Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
постановлении Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»;
постановлении Правительства РФ от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий»;
постановлении Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации»;
постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»;
постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 № 1079 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)»;
приказе РЭК-департамента от 02.08.2012 № 16/2012 «Об утверждении административного регламента региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)».

Государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования осуществляется в соответствии с планом проверок, а также в ходе рассмотрения заявлений и обращений граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», план проведения проверок соблюдения порядка ценообразования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласовывается с органами прокуратуры.

Согласованный и утвержденный в установленном порядке сводный ежегодный план размещается на официальном сайте РЭК — департамента.

Результаты проведенных плановых и внеплановых проверок также размещены на официальном сайте РЭК — департамента.

При осуществлении функций по контролю РЭК — департамента может осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти Краснодарского края в рамках запроса информации, необходимой для осуществления контроля и проведения совместных проверок.

Раздел 3. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля.

Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля в сфере ценообразования (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций):
Фактическое выделение бюджетных средств на конец 2015 года составило 87165 тыс. руб.

Расходование бюджетных средств в расчете на объем исполненных контрольных функций: за первое полугодие 2015 года 1620,32 тыс. руб., за второе полугодие 2015 года — 3332,64 тыс. руб.

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) на конец 2015 года составляет 88 единицы, из них 83 заняты.

Из общего численного состава работников РЭК — департамента, осуществляющих все специалисты имеют высшее образование.

В установленные законодательством сроки государственные гражданские служащие РЭК — департамента проходят обучение по повышению уровня своей квалификации, в первом полугодии отчетного периода курсы повышения квалификации прошло 14 человек, во втором — 7 человек.

Средняя нагрузка на 1 работника РЭК-департамента по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю 0,46 проверки/человек.

Эксперты и представители экспертных организаций в отчетный период к проведению мероприятий по контролю не привлекались.

Раздел 4. Проведение государственного контроля.

В течение 2015 года специалистами РЭК-департамента было проведено 39 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 2 документарных и 37 выездных.

В первом полугодии 2015 года было проведено 25 проверок, во втором полугодии 2015 года было проведено по 14 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

За отчетный 2015 год РЭК — департаментом по результатам проведенных проверок в деятельности 6 юридических лиц выявлены правонарушения, из них 1 в первом полугодии 2015, во втором полугодии — 5, по итогам 6 проверок возбуждены административные дела (в том числе, 1 за период январь-июнь 2015), наложено 9 административных наказания в виде штрафов на юридические и должностные лица, из них — первое полугодие 2015 года (в том числе, 1- на должностное лицо, 1- на юридическое лицо), 8 — второе полугодие 2014 года (в том числе, 2 — на должностное лицо, 4 — на юридическое лицо, 1 предупреждение вынесено должностному лицу).

РЭК-департаментом по результатам проведенных в 2015 году проверок рассматривались дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Раздел 5. Действия РЭК-департамента по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению нарушений соблюдения порядка ценообразования.

В первом полугодии отчётного года на нарушителей соблюдения порядка ценообразования наложено штрафов на общую сумму 50,2 тыс. руб., из которых 0,2 тыс. руб. наложено на юридических лиц, 50 тыс. руб. — на должностных лиц, за период июль — декабрь 2015 года аналогичные показатели составили соответственно 301,8 тыс. руб., 100 тыс. руб. и 201,8 тыс. руб. соответственно.

В целях своевременного устранения нарушений законодательства специалистами РЭК-департамента в 2015 году выдано 4 предписания по устранению допущенных нарушений с установлением конкретных сроков.

Кроме того, в целях проведения методической работы в отчетном периоде в адрес регулируемых организаций, а также в адрес администраций районов, муниципальных образований и сельских поселений были направлены информационные письма с целью разъяснения действующего законодательства и недопущения нарушений в будущем, также специалисты РЭК — департамента приняли участие в 11 коллегиальных обсуждениях проблем ценообразования и осуществления регионального контроля с участием отраслевого и бизнес сообщества.

Результаты ни одной из проведенных в 2015 году проверок не были оспорены.

Раздел 6. Анализ и оценка эффективности государственного контроля.

Показатели деятельности РЭК-департамента по состоянию на 01.01.2016 года следующие:

  • выполняемость плана проверок в первом полугодии 2015 года составила 88,24, что на 4,93 % выше аналогичного показателя 2014 года, за период июль — декабрь 2015 года — 100 %, аналогичный показатель 2014 года — 90,9%. Данные отклонения объясняется невозможностью проведения 2 запланированных на 1 полугодие 2015 года проверок;
  • доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю на конец 2015 года составила 1,32 % и конец 2014 года составила 1,60%;
  • среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя — 1,03 проверка, что объясняется проведением внеплановых проверок по ранее выданным предписаниям;
  • доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) в первом полугодии 2015 года составила 40 %, что на 23,4 % выше аналогичного показателя в первом полугодии 2014 года, данное отклонение объясняется большим обращением граждан с просьбой проведения проверок на предмет проверки порядка ценообразования при реализации лекарственных средств, а также проведение проверок по ранее выданным в 2014 году предписаниям, за период июль — декабрь 2015 года данный показатель составил 0 %, что на 8,33% ниже аналогичного показателя в 2014 г.;
  • доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) в первом полугодии 2015 года составила 100 %, во втором полугодии 2015 года — 0 %, за аналогичный показатель за первое полугодие 2014 года составил 16,6 %, за второе полугодие 2014 года — 25 %;
  • доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) в первом полугодии 2015 года — 4 %, во втором полугодии 2015 года — 35,71 %, в первом полугодии 2014 года составила 25 %, 2 полугодие 2014 года — 33 %;
  • доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) в первом полугодии 2015 — 100 %, что соответствует аналогичному показателю 2014 года — 100 %, во вторых полугодиях 2014 и 2015 годов — 50 % и 100 % соответственно;
  • доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) за период январь — июнь 2015 года составил 100 %, за июль — декабрь 2015 года данный показатель составлял 80 %, за аналогичные периоды 2014 года данный показатель составил 100 % и 37,5 % соответственно, данное отклонение объясняется вынесением в 2014 постановлений о назначении административного наказания за пределами отчетного периода, а также выявлением нарушений по проведенным проверкам, административные наказания по которым не назначаются, при этом РЭК — департаментом в адрес организаций — нарушителей направлены предписания по устранению выявленных в ходе проверок нарушений, во втором полугодии 2015 года в по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица проверяемой организации было вынесено предупреждение;
  • отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) в первом полугодии 2015 года составила меньше 1 %, во втором полугодии 2015 — 86%; средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей) в первом полугодии 2015 года, наложенных на юридическое лицо составил 0,2 тыс. руб., на должностное лицо — 50 тыс. руб., во втором полугодии 2015 года — 50 тыс. руб. и 50 тыс. руб. соответственно;

По итогам отчетного 2015 года материалы о выявленных нарушениях не передавались в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел.

Остальные показатели, предусмотренные Приложением № 1 к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), а именно: доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений); доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок); доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок); доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок); доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок); доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц); доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц); количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба) в отчетном периоде в деятельности РЭК — департамента не зафиксированы.

Раздел 7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля ценообразования.

В отчетный период деятельность по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере ценообразования была произведена в полном объеме (за исключением 2 непроведенных плановых проверок по причине ликвидации организаций), с соблюдением сроков, в соответствии с требованиями норм действующего законодательства Российской Федерации;

  • в течение года был обеспечен контроль за исполнением предписаний об устранении нарушений законодательства, выданных по результатам проверок;

За отчетный период должностными лицами РЭК — департамента не было допущено фактов ненадлежащего исполнения контрольно-надзорных функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверок, а также нарушений требований законодательства о порядке их проведения не допускалось. Обращений и заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обжаловании и признании недействительными результатов проверок, не поступало.

В текущем году будет продолжена работа по усовершенствованию порядка и системы учета мероприятий по государственному контролю (надзору), их анализу и оценки эффективности, которая позволит более эффективно организовывать работу должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора и осуществлять контроль деятельности.

Повышению эффективности осуществления государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования будет способствовать:

  • в целях повышения эффективности контроля (надзора) сфере государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом необходимо внесение изменений в законодательство Российской Федерации, например в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», определяющее особенности организации и проведения проверок перевозчиков (маршрутной сети);
  • публикация обзоров по результатам контрольных мероприятий, проведенных в субъектах РФ (характер нарушений, механизм выявления, особенности формирования доказательной базы);
  • систематическое проведение практических семинаров по вопросам осуществления государственного контроля за порядком ценообразования.

Основными задачами в вопросах осуществления государственного контроля соблюдения порядка ценообразования в 2017 году необходимо считать:

  • дальнейшее повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля за счет принятия всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений;
  • выполнение в полном объеме плановых проверок по соблюдению законодательства;
  • взаимодействие с органами прокуратуры, судебными приставами — исполнителями и иными органами и должностными лицами, чья деятельность связана с реализацией функций в области государственного контроля ценообразования;
  • проведение методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны;
  • повышение квалификации работников, осуществляющих контроль;
  • своевременная подготовка проекта плана проведения плановых проверок по соблюдению законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на 2017 год.


Руководитель

С.Н. Милованов