Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Разъяснительнася работа в Абинском районе


Информация по результатам рассмотрения обращений, поступивших в ходе встречи заместителя руководителя региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края И.В. Бедрина с руководителями и представителями органов местного самоуправления Абинского района, ресурсоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, представителями территориальных органов самоуправления, общественных организаций по защите прав потребителей и контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также средств массовой информации (мероприятие проведено в рамках проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги 20.11.2015)

Вопрос 1. О тарифе МУП «Варнавинское».

Ответ. На 2015г. для МУП «Варнавинское» тариф на холодное водоснабжение был установлен приказом РЭК-департамента от 12.12.2014 № 65/2014-окк в размере 22,21 руб./м3 в рамках дела, открытого по инициативе регулятора. Данный уровень тарифа не пересматривался с 01.07.2013 в связи с отсутствием заявки предприятия. На 2016г. приказом РЭК-департамента от 27.11.2015 № 80/2015-окк тариф на холодную воду с 1 января остался на уровне 2015г., с 1 июля установлен в размере 23,12 руб./м3 с увеличением на 4,1% с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017-2018 г.г.

Вопрос 2. Будут ли регулироваться РЭК-департаментом тарифы на сбор и вывоз ТБО в 2016г. для предприятий, работающих в Абинском районе?

Ответ. С 1 января 2016г. предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) и нормативов их накопления в соответствии с федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

В настоящий момент вышеуказанным федеральным законам определен перечень регулируемых видов услуг в сфере обращения с ТКО, при этом подзаконные акты, касающиеся регулирования, на федеральном уровне не приняты.

Вопрос 3. В некоторых субъектах РФ были разработаны и введены в действие социальные нормы по электроэнергии. Проводится ли эта работа у нас в крае, в каком размере разработаны, с какого периода будут применяться социальные нормы и какой тариф по электроэнергии будет в пределах социальной нормы, а какой сверх нормы?

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О по-рядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (в редакции от 25.02.2014 № 136) установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с требованиями указанного постановления установление социальной нормы в субъектах РФ осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ с 1 марта 2016г., а ее применение с 1 июля 2016г.

Во исполнение положений данного постановления РЭК-департаментом осуществлена работа по сбору информации и определению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):

Собраны данные от двух гарантирующих поставщиков — ОАО «Кубаньэнергосбыт» и ОАО «НЭСК», а также от управляющей компании — ООО «ГУК Краснодар».

Представлены данные по 83 714 адресам городских населенных пунктов края, в том числе:
ОАО «Кубаньэнергосбыт» всего представлены данные по 11 435 адресам муниципального образования город-курорт Сочи;
ОАО «НЭСК» и ООО «ГУК Краснодар» всего представлены данные по 72 279 адресам муниципальных образований: город Краснодар, город Армавир, город Горячий Ключ, город-курорт Геленджик, Апшеронского, Хадыженского, Новокубанского и Тихорецкого городских поселений.

Согласно актуальным и корректным данным выборки о годовом объеме потребления электрической энергии базовая величина социальной нормы составила 227,5 кВтч.

Вместе с тем, исходя из представленных данных выборки, совокупный объем поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы составляет 47%, что, менее 70% фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Исходя из п. 16 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных указанным постановлением, в условиях несоблюдения требования о 70-и процентном соотношении РЭК — департамент должен установить социальную норму таким образом, чтобы указанный объем поставки в пределах социальной нормы составлял долю не менее 70% фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В целях соблюдения данного требования РЭК-департаментом определена базовая величина социальной нормы в размере 250 кВтч, обеспечивающая соблюдение 70-и процентной «планки» из отобранных 10 000 адресов. В привязке к собранной информации по 83 714 адресам эта величина составляет 83%.

При этом введение социальных норм планируется не ранее 01.07.2016.

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016г. и на плановый период 2017-2018г.г. (далее Прогноз (опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития 26.10.2015) предусмотрена индексация регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на 2016г. с 1 июля на 7,5%.

Протоколом заседания Правления Федеральной антимонопольной службы России (далее ФАС России) предусмотрена индексация минимального и максимального уровня тарифов, действующих на 31.12.2014 (без дифференциации по зонам суток в пределах социальной нормы потребления, — на 1,0% и 7,5% соответственно в среднем по Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и с учетом предусмотренных на 2016г. ограничений повышения платежей граждан за коммунальные услуги (в среднем для Краснодарского края с 01.07.2016 на 4,1%) РЭК-департаментом приказом от 18.12.2015 № 78/2015-э тарифы на электроэнергию для населения на 2016г. (в пределах социальной нормы потребления) с 1 января приняты на уровне действующих 31.12.2015, с 1 июля — с увеличением на 3,88% и 4,17% (одноставочные тарифы) и от 3,88% до 9,51% (тарифы, дифференцированные по зонам суток).

Пунктом 7 (4) постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 определено, что в субъектах России, не предусмотренных приложением № 2 к Положению, цены (тарифы) на электроэнергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей сверх социальной нормы, в 2 первых периодах регулирования с момента принятия решения о применении социальной нормы при расчете размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению не должны превышать более чем на 40% цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установленные для ее потребления в пределах социальной нормы.

В связи с этим, приказом РЭК-департамента от 18.12.2015 № 78/2015-э тарифы для населения, потребляющего электроэнергию сверх социальной нормы, в 1 полугодии 2016г. установлены на уровне действующих 31.12.2015, а с 1 июля 2016г. выше на 40% по отношению к тарифам, установленным на 2 полугодие 2016г. в пределах социальной нормы потребления.

Вопрос 4. Почему уровень тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление) в разных поселениях Абинского района различен?

Ответ. В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения тарифы подлежат установлению в экономически обоснованном размере, обеспечивающем необходимые финансовые потребности регулируемых организаций на реализацию их производственных и (при наличии) инвестиционных программ.

Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, протяженность сетей, энергоемкость и объем производства (обратно-пропорциональная зависимость — чем больше объем реализации, тем, как правило, ниже тариф), собственное производство (добыча) или реализация покупной тепловой энергии (воды), оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа каждой конкретной организации.

Для тепловой энергии существенное значение имеют: вид используемого топлива (стоимость тонны условного топлива печного, дизельного и мазута значительно выше стоимости тонны условного топлива газа), а также способ выработки тепловой энергии

Установленные тарифы для организаций коммунального комплекса Абинского района отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей на реализацию производственной программы ресурсоснабжающих организаций и приняты в рамках предельных индексов роста, утверждаемых на федеральном уровне власти.

Вопрос 5. Произойдёт ли рост тарифов на коммунальные услуги в 2016г. и на сколько?

Ответ. С учетом показателей Прогноза и принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов РФ, темпы роста тарифов (цен) в инфраструктурных отраслях и в сфере ЖКХ существенно снижены по сравнению с разработанными Минэкономразвития России в мае 2015г.

В частности, с 01.07.2016 предусмотрена индексация:
электроснабжение населения (в пределах социальной нормы потребления и без дифференциации по зонам суток) — минимальный уровень с ростом на 1,0% и максимальный на 7,5% (планировалось на 8,5%). В Краснодарском крае максимальный рост одноставочных тарифов на 4,17%, и тарифов, дифференцированных по зонам суток до 9,51% (в пиковой и полупиковой зонах);
газоснабжение (оптовые цены на газ для всех категорий потребителей) на 2,0% (планировался на 8,5%). С учетом утвержденных на федеральном уровне долгосрочных тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Краснодарского края с ростом с 01.07.2016 в среднем на 5,5% по провизорной оценке РЭК-департамента рост розничных цен на природный газ, реализуемый населению Абинского района, с 1 июля 2016г. составит 2,8%;
тепло-, водоснабжение и водоотведение в рамках ограничений повышения размера платы за коммунальные услуги, утвержденных Правительством РФ для каждого субъекта РФ, в среднем по Российской Федерации с 01.07.2016 ограничение платежей населения за коммунальные услуги предусмотрено на 4,0% (планировалось на водоснабжение и водоотведение — на 8,7%, на теплоснабжение — от 7,5% до 9,0%). Для Краснодарского края распоряжением Правительства РФ от 28.10.2015 № 2182-р индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту РФ с 01.07.2016 определен в размере 4,1%, без изменения размера платы в 1 полугодии 2016г. по отношению к декабрю 2015г.

Вопрос 6. Будут ли существовать ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2016г.?

Ответ. На федеральном уровне ограничению подлежит повышение размера платы населения за коммунальные услуги для субъектов РФ путем установления индекса изменения платы в среднем для субъектов РФ и размера предельного отклонения по отдельным муниципальным образованиям субъекта РФ.

В виде формулы индексы по субъектам РФ на период с 1 июля 2014г. по 2018г. установлены распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 718-р в привязке к индексу инфляции предыдущего года с повышающим (понижающим) коэффициентом, который определяется при согласовании Правительством РФ прогноза социально-экономического развития страны на очередной год.

В виде конкретной величины на очередной год индексы по субъектам РФ также ежегодно утверждаются Правительством РФ.

Так, на 2016г. распоряжением Правительства РФ от 28.10.2015 № 2182-р в среднем для Краснодарского края индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2 полугодие определен в размере 4,1%, без изменения размера платы в 1 полугодии 2016г. (по отношению к декабрю 2015 года).

Размер предельных отклонений по отдельным муниципальным образованиям субъектов РФ на 2015-2018г.г. утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.11.2014 № 2222-р, который с 1 июля 2016г. для Краснодарского края определен в размере 2,5%.

Вопрос 7. Врезка в газораспределительный газопровод ранее составляла 15000 руб., сейчас 35000 руб., плюс обвязка, плюс взнос в кооператив.

Ответ. До 1 марта 2014г. подключение объектов капитального строи-тельства к сетям газораспределения осуществлялось на основании положений Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, а также Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 №360.

В соответствии с указанными правилами мероприятия по сооружению сетей газоснабжения, включая строительство газопровода-ввода, необходимые для подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения выполнялись заявителем как в пределах границ земельного участка заявителя, так и за его пределами на договорной основе по свободным договорным ценам.

С 1 марта 2014г. вступили в силу новые Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее Правила подключения), согласно п.88 которых мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка заявителя осуществляются исполнителем — газораспределительной организацией (далее ГРО).

При этом, оплата мероприятий, выполненных исполнителем (т.е. ГРО), осуществляется заявителем по установленным органами исполнительной вла-сти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (в Краснодарском крае — это РЭК-департамент) размерам платы за подключение (технологическое присоединение) и (или) стандартизированным тарифным ставкам её определяющим в соответствии с методическими указаниями по их расчёту, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее Методические указания).

Методическими указаниями предусмотрено несколько вариантов расчета размера платы за технологическое присоединение:
при строительстве только газопроводов-вводов, исходя из размера платы, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов;
при необходимости сооружения распределительной сети, исходя из стандартизированных тарифных ставок;
и по индивидуальному проекту.

На территории Краснодарского края плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, установленная приказом РЭК-департамента от 14.11.2014 № 20/2014-газ в размере 35 тыс.рублей, должна применяться ГРО при расчетах в тех случаях, если существует необходимость строительства только газопровода-ввода за пределами границ земельного участка заявителя протяженностью не более 200 метров от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения ГРО.

Подключить газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения за 35 тыс.рублей имеют право заявители при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), а максимальный расход газа с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования не должен превышать:
для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности — 15 куб. метров в час;
для прочих заявителей — 5 куб.метров в час.

Необходимо обратить внимание на то, что за 35 тыс.рублей газораспределительные организации должны выполнить только мероприятия до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил подключения).

В других случаях плата за технологическое присоединение определяется, исходя из стандартизированных тарифных ставок, в зависимости от технических параметров проекта.

В случае если сеть газораспределения, принадлежащая ГРО, проходит по границе земельного участка или в пределах границ земельного участка заявителя и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка заявителя, то плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.

Обращается внимание на то, что стоимость работ по созданию сети га-зопотребления, выполняемых в пределах границ земельного участка заявителя, не подлежит государственному регулированию и определяется исходя из фактических затрат и должна формироваться на договорной основе. Кроме того, заявители вправе свободно выбирать специализированные проектную и строительно-монтажную организации для выполнения указанных работ.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Правилами подключения государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, не распространяется на случаи подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у организаций, не являющихся газораспределительными, в т.ч., кооперативов, товариществ и т.п.

В связи с чем, плата за подключение к сетям газоснабжения, не принад-лежащим газораспределительной организации, не подлежит государственному регулированию, а определяется соглашением сторон в рамках договорных отношений.

Вопрос 8. В процессе раскрытия садоводческих товариществ и принятия на расчеты непосредственно с гарантирующим поставщиком граждан-потребителей поступают заявления от граждан, у которых в свидетельстве о праве на собственность указан объект права: «Садовый домик, назначение: нежилое». Каковы основания отнесения таких потребителей к тарифной группе «Население»: граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды? Достаточно ли проведение осмотра объекта совместно с представителями администрации г. Абинска, фиксацией в акте осмотра факта отсутствия коммерческой деятельности и перечня энергопотребляющего оборудования в коммунально-бытовых целях.

Ответ. Приложением № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» определен Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению… (далее Перечень).

Пунктом 2 Перечня предусмотрено: «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан — некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.». В процессе раскрытия садоводческих товариществ и принятия на расчеты непосредственно с гарантирующим поставщиком не происходит изменений, позволяющих менять вид тарифа, применяемого для расчетов, производившихся непосредственно перед раскрытием. В части доста-точности мер, используемых ОАО «Кубаньэнергосбыт», таких как «фиксация в акте осмотра факта отсутствия коммерческой деятельности и перечня энергопотребляющего оборудования в коммунально-бытовых целях», РЭК-департамент сообщает, что этот вопрос законодательно точно не урегулирован и рекомендует осуществлять мониторинг складывающейся судебной практики и в зависимости от произошедших изменений корректировать свои действия в этом вопросе.