Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информация по результатам рассмотрения вопросов, поступивших в ходе проведения руководителем региональной энергетической комиссии-департамента цен и тарифов Краснодарского края С.Н. Миловановым с участием представителей государственной жилищной инспекции Краснодарского края и министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Краснодарском городском Совете ветеранов 21.04.2016


Вопрос 1. Обоснование роста тарифов.

Ответ. Установление тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих отраслях, а также параметрами согласованных Правительством РФ прогнозов социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, в которых ежегодно в среднем по стране определяются темпы и сроки индексации тарифов (цен) в инфраструктурных отраслях и ЖКХ как для населения, так и прочих потребителей.

При этом одним из основных принципов регулирования тарифов, предусмотренных действующим законодательством, является достижение баланса интересов потребителей услуг регулируемых организаций и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность услуг для потребителей и эффективное функционирование таких организаций.

В сфере электроснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» тарифы подлежат установлению РЭК-департаментом в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, утверждаемых для субъектов РФ на федеральном уровне. Тарифы на электрическую энергию устанавливаются едиными для всего населения Краснодарского края. При этом для населения сельских населенных пунктов, а также городских населенных пунктов в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в Краснодарском крае применяется максимальный понижающий коэффициент — 0,7 (предусмотрен в диапазоне от 0,7 до 1).

В сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» розничные цены на газ утверждаются РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории с учётом установленных на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен на газ для населения (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

В настоящее оптовая цена на природный газ, реализуемый на внешний рынок, более чем в 4 раза выше действующей цены на природный газ для населения Краснодарского края, утвержденной с 1 июля 2015 г. в размере 3473 руб./1000 м3.

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения нормы законодательства по ежегодному ограничению роста тарифов предельными индексами утратили силу с 1 января 2016 г. Основной ограничительной мерой является утверждение ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

В данных сферах в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы подлежат установлению в экономически обоснованном размере, обеспечивающем финансовые потребности на реализацию производственных и (при наличии) инвестиционных программ регулируемых организаций, за исключением льготных тарифов для населения, устанавливаемых в рамках реализации норм статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ по ограничению повышения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, с последующей компенсацией выпадающих доходов организаций от реализации услуг по льготным тарифам (т.е. ниже экономически обоснованного уровня) за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Органы ценового регулирования Краснодарского края принимают все возможные меры по снижению величины экономически обоснованных тарифов. Однако имеются объективные причины, влияющие на их уровень.

Основными причинами, влияющими на увеличение экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение являются: ежегодный рост стоимости энергоносителей (составляют в себестоимости услуг теплоснабжения — до 60-65%, водоснабжения и водоотведения — до 30%), доведение заработной платы до уровня, предусмотренного федеральным и краевым отраслевым тарифным соглашением в сфере ЖКХ (ФОТ с отчислениями составляет до 30% в расходах), повышение стоимости материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ, рост обязательных налоговых платежей, увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства, общие инфляционные процессы.

Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, способ выработки тепловой энергии и вид топлива на котельных, наличие собственных источников воды или ее покупка, состояние и износ основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации и определяют разницу в тарифах в муниципальных образованиях края и в субъектах Российской Федерации.

Тарифные решения на 2016 г. приняты с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и плано-вый период 2017-2018 г.г., а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов РФ.

В 1 полугодии 2016 г. повышение тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) для населения в Краснодарском крае не предусмотрено. Тарифы (цены) установлены на уровне действовавших во 2 полугодии 2015 г.

С 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае тарифы (цены) вырастут: на элек-троэнергию для населения (в пределах социальной нормы потребления) — на 3,88% и 4,17% (одноставочные тарифы) и от 3,88% до 9,51% (тарифы, дифференцированные по зонам суток); на газ для населения — не более 2,8% (сетевой) и 3,8% (сжиженный); на водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2016 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2015 г. (при сопоставимом наборе и объемах потребленных услуг, кроме изменения нормативов потребления) ограничено в среднем по Краснодарскому краю на 4,1%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение выше 6,6% возможно только по законодательно предусмотренным основаниям (например, реализация утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг, устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике, установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства РФ) и по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

В сфере предоставления жилищных услуг ограничение роста платы законодательством не предусмотрено. Для собственников помещений в многоквартирных домах стоимость услуг по содержанию общего имущества в соответствии с требованиями законодательства определяется на общих собраниях и не подлежит государственному ценовому регулированию. Установлению органами местного самоуправления подлежит размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Взнос за капитальный ремонт для собственников жилых помещений предусмотрен статьей 154 Жилищного кодекса РФ.

Согласно статье 156 Жилищного кодекса РФ минимальный размер обязательного взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ.

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края осуществляется в соответствии с положениями раздела IX Жилищного кодекса РФ.

Во исполнение требований федерального законодательства принят Закон Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края». Согласно данному Закону минимальный размер взноса на капитальный ремонт многоквартирных домов на 2014, 2015 и 2016 годы установлен в размере 5,32 рубля на 1 кв. метр общей площади помещения в многоквартирном доме.

Региональная программа капитального ремонт утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 № 1638 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 — 2043 годы».

Вопрос 2. Порядок оплаты по нормативу коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии индивидуального прибора учета.

Ответ. При отсутствии индивидуального прибора учета коммунальной услуги по электроснабжению оплата производится исходя из количества проживающих граждан, комнат в квартире (жилом доме), норматива потребления и тарифа на данную коммунальную услугу, установленных уполномоченном органом. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждены приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)».

Вопрос 3. Меры стимулирования к установке приборов учета.

Ответ. В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, с 1 января 2015 г. в целях стимулирования потребителей к установке приборов учета введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг холодного (горячего) водоснабжения, электрической и тепловой энергии в жилом помещении и к нормативам на общедомовые нужды, а также при использовании земельного участка и надворных по-строек.

Согласно Правилам повышающие коэффициенты применяются при определении нормативов потребления коммунальных услуг для расчета платежей гражданам, проживающим в многоквартирных и жилых домах, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но не выполнивших обязательные требования законодательства по их установке, в размерах: с 1 января по 30 июня 2015 г. — 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. — 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 г. — 1,4; с 1 июля по 31 де-кабря 2016 г. — 1,5; с 2017 г. — 1,6.

Приказами РЭК-департамента от 19.12.2014 № 3/2014-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» и от 30.12.2014 № 4/2014-нп «О внесении изменений в приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов.

Таким образом, применение ресурсоснабжающими организациями повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг холодного (горячего) водоснабжения, электрической энергии при установлении платы потребителям, проживающим в многоквартирных и жилых домах, не имеющих установленного приборного учета потребления коммунальных услуг, но имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета правомерно.

Наличие (отсутствие) технической возможности установки приборов учета коммунальных услуг определяется в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

Вопрос 4. Что входит в понятие общедомовых нужд.

Ответ. В понятие общедомовых нужд по электроснабжению входит оплата электроэнергии, затрачиваемой на освещение мест общего пользования — к ним относятся лестничные клетки, подвалы, наружное освещение, а также на обеспечение работы оборудования, которое является общим имуществом собственников многоквартирного дома — насосных станций, антенн, работы лифтового оборудования, системы пожарной автоматики, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома и т. д. Необходимо понимать, что расход электроэнергии осуществляется всем энергопринимающим оборудованием, призванным ежедневно обеспечивать жителям дома комфортное проживание.

В понятие общедомовых нужд по водоснабжению входит оплата водоснабжения, помимо затрачиваемого на уборку мест общего пользования, полив газонов и клумб, также на промывочно-опрессовочные работы при подготовке систем водоснабжения и отопления при подготовке к зимнему периоду, технологические сливы и аварийные сбросы, неучтенный расход, в результате некорректно переданных сведений по показаниям индивидуальных приборов учета и количеству фактически проживающих граждан, незаконные подключения к внутридомовым сетям, неисправности в сантехническом оборудовании.

Все перечисленные факторы приводят к росту фактического потребления коммунальной услуги жилым домом и, соответственно, увеличению платежа за коммунальную услугу.

Для минимизации расходов на общедомовые нужды собственникам помещений необходимо вовремя проводить поверочные работы индивидуальных приборов учета, провести замену приборов учета с истекшим интервалом поверки, установить индивидуальные приборы учета тем, кто их не имеет, вовремя устранять неисправности и производить регулировку оборудования.

Рекомендуется на общем собрании собственникам многоквартирного дома принять решение о наделении полномочиями лиц из числа собственников помещений, которые будут ежемесячно снимать показания в каждом помещении, отслеживать количество фактически проживающих граждан и предоставлять эти сведения исполнителю коммунальной услуги в срок.

Регулярно проводить ревизию (энергоаудит) внутридомовых сетей и совместно с управляющей компанией или организацией, обслуживающей внутридомовые сети, выявить недобросовестных потребителей, подключенных к сетям в обход приборов учета на предмет незаконных подключений.

С целью повышения энергоэффективности жилья над подъездами установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения.

Вопрос 5. Порядок расчета размера платы коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.

Ответ. Объем коммунальной услуги на общедомовые нужды, при наличии общедомового прибора учета коммунальной услуги, определяется как разница между объемом, определенным исходя из показаний общедомового прибора учета, и суммой объемов индивидуального потребления во всех помещениях многоквартирного дома.

При этом если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, распределению в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, подлежит объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, ограниченный нормативом потребления, установленным уполномоченным органом (в Краснодарском крае — РЭК-департаментом). В случае если собственниками на их общем собрании принято решение о распределении сверхнормативного объема общедомовые нужды, то распределению подлежит весь объем коммунальной услуги.

Если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, распределению в соответствии с пунктом 44 Правил, подлежит весь объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Вопрос 6. Распределение расходов на общедомовые нужды с учетом не оплаченного объема коммунальных услуг от потребителей многоквартирного дома.

Ответ. Наличие задолженности за коммунальные услуги у потребителей многоквартирного дома не влияет на объем начислений остальным жителям дома — добросовестным плательщикам. При неоплате или неполной оплате коммунальной услуги, на лицевом счете абонента возникает долг, который имеет индивидуальный характер и не распространяется на расчеты с другими потребителями. Каждый собственник оплачивает потребление по своему индивидуальному, установленному на квартиру, прибору учета, и свою долю в общедомовом потреблении, определенную в соответствии с Правилами.

Для урегулирования вопросов по образованию задолженности, отображению некорректных данных в платежном документе на оплату коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 31 Правил собственнику необходимо обратиться к исполнителю коммунальных услуг для проведения сверки правильности начисления предъявленной к уплате суммы за коммунальные услуги, при этом, исполнитель услуги обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, а также производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителем за коммунальные услуги, и по результатам проверки выдать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Вопрос 7. Порядок оплаты за техническое обслуживание лифтов и вывоз твердых бытовых отходов — почему взымается оплата за пользова-ние лифтом с жителей 1 этажа, почему расчет оплаты за вывоз мусора ведется с кв. метра жилой площади, а не с количества проживающих?

Ответ. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, подпункта «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, лифты, лифтовые и иные шахты, механическое оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Министерство регионального развития РФ письмом 06.03.2009 № 6177-АД/14 разъяснило, что расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и определяются в расчете на 1 кв. метр (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 37, ст. 39 и 158 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, разделы II и III Правил).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ).

В связи с этим расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от положения таких помещений в доме.

Фактическое неиспользование общего имущества собственником помещений (в частности, лифтов) не является основанием для освобождения его от участия в таких расходах.

Судебная практика исходит из того, что действующее законодательство не устанавливает взаимосвязь личного пользования собственником общего имущества многоквартирного дома отдельно взятыми объектами общего имущества и обязанности несения бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Аналогичные нормы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме следуют из подпункта «д» пункта 11 Правил в отношении расходов по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления ТСЖ, жилищных кооперативов (ч. 7 и 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ) или в предусмотренных законодательством случаях органом местного самоуправления, как одна величина. Стоимость отдельных работ должна указываться в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, в части услуг по сбору и вывозу ТБО необходимо отметить следующие изменения в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вступившие в силу с 1 января 2016 г., и переходный период их реализации, определенный до января 1 января 2017 г.

Так, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), включающая в себя сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение ТКО, отнесена к коммунальным услугам.

Соответствующие изменения в действующие Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, однако, в настоящее время еще не внесены.

Введение новой коммунальной услуги — услуги по обращению с ТКО — повлечет изменение порядка расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (в настоящее время плата за данную услугу определяется в расчете на 1 кв. м общей площади занимаемого потребителем помещения в многоквартирном доме). Согласно изменениям федерального законодательства плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет рассчитываться исходя из нормативов накопления ТКО и цены, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, которые будут утверждаться уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ (в Краснодарском крае — это министерство ТЭК и ЖКХ в части утверждения нормативов накопления ТКО и РЭК-департамент в части регулирования предельных тарифов в области обращения с ТКО).

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2017 г.

Вопрос 8. Функции совета многоквартирного дома при управлении.

Ответ. В соответствии со статьей 161.1. Жилищного кодекса РФ совет многоквартирного дома осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме; представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.

Таким образом, совет многоквартирного дома выполняет контрольно-надзорные функции при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. В связи с этим, вся отчетность управляющей организации рассматривается и контролируется советом дома, который законодательно закреплен как представитель всех собственников помещений в многоквартирном доме и действует в их интересах.

Кроме того, собственниками может быть принято решение о проведении бухгалтерской аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.