Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Щербиновский район 14 июля 2016 года.


По вопросу тарифного регулирования на коммунальные услуги.

Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) в Краснодарском крае осуществляется краевым и муниципальными органами ценового регулирования городских округов (в рамках переданных полномочий краевым законом от 15.10.2010 № 2065-КЗ) в соответствии:

с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах;

нормами жилищного законодательства по ограничению повышения платы населения за коммунальные услуги;

параметрами согласованных Правительством РФ прогнозов социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, в которых ежегодно определяются темпы и сроки индексации тарифов (цен) в инфраструктурных отраслях, отраслях ЖКХ, а также ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги;

предельными минимальными и (или) максимальными уровнями тарифов на электроэнергию для населения, установленными для субъектов РФ ФАС России.

Основным принципом регулирования тарифов, предусмотренным действующим законодательством, является достижение баланса интересов потребителей услуг регулируемых организаций и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование таких организаций.

Помимо этого РЭК-департамент также руководствуется задачами:

по недопущению установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) за счет их повышения для других потребителей;

по созданию экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности и использования энергосберегающих технологий.

Тарифы на электроэнергию для населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» подлежат установлению в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов для населения каждого субъекта РФ, ежегодно утверждаемых на федеральном уровне ФАС России.

Для населения Краснодарского края тарифы на электроэнергию устанавливаются в едином размере с применением максимального понижающего коэффициента в размере 0,7 (при предусмотренном законодательством от 0,7 до 1) для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и электроотопительными установками.

В электроэнергетике до настоящего времени существует перекрестное субсидирование — тарифы на электроэнергию для населения принимаются ниже экономически обоснованного уровня и, например, для городского населения составляют около 70% экономически обоснованного тарифа.

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено поэтапное снижение величины перекрестного субсидирования.

Также устанавливаются дифференцированные по зонам суток тарифы на электроэнергию для населения. Порядок их расчета и установления определен методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э.

В сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» розничные цены на газ утверждаются РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории с учётом установленных на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен (а именно: оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы подлежат установлению в экономически обоснованном размере, обеспечивающем финансовые потребности на реализацию производственных и (при наличии) инвестиционных программ регулируемых организаций.

Исключением является установление льготных тарифов для населения в рамках исполнения законодательства по ограничению повышения платежей населения за коммунальные услуги (ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ) с последующей компенсацией выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций за счет средств краевого бюджета (краевой закон от 06.04.2015№ 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края»).

Основными факторами увеличения тарифов являются: ежегодный рост стоимости энергоносителей (расходы составляют до 60-65% в тарифах на тепловую энергию и до 30% в тарифах на холодную воду и водоотведение), доведение заработной платы до уровня, предусмотренного федеральным и краевым отраслевым тарифным соглашением работников ЖКХ (ФОТ с отчислениями составляет до 30% в себестоимости), повышение стоимости материалов, необходимых на выполнение ремонтных работ, рост обязательных налоговых платежей, увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства, общие инфляционные процессы.

Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, протяженность сетей, характер местности (например, в горной — дополнительные расходы на подъем воды (теплоносителя), климатические условия), степень развития территории, наличие собственных источников воды либо необходимость ее покупки, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации и определяют разницу в тарифах, как в муниципальных образованиях края, так и в субъектах Российской Федерации.

Для сферы теплоснабжения существенное влияние также имеет способ выработки тепловой энергии (себестоимость комбинированной выработки ТЭС ниже) и вид топлива (стоимость жидкого топлива дороже газа).

Как следствие, имеет место существенное отличие в уровнях тарифов.

Так, например, в 1 полугодии 2016 г. уровни действующих тарифов для населения не увеличивались (относительно декабря 2015 г.) и составляли:

на питьевую воду — от 4,35 руб./м3 в г. Краснодаре (МУП совхоз «Прогресс») до 73,28 руб./м3 (ООО «ИВ-Консалтинг») в Кущевском районе, при среднекраевом уровне 31,81 руб./м3;

по водоотведению от 4,01 руб./м3 (ГБУЗ «СПБ № 7 ДЗ КК») в г. Краснодаре до 70,22 руб./м3 (МП «ЖКХ») в Красноармейском районе, при среднекраевом уровне 26,49 руб./м3;

тепловая энергия (отопление) — от 402,57 руб./Гкал для МУКП «Жилкомхоз», Мостовский район, геотермальная вода) и 1041,64 руб./Гкал (МУП «Ресурс» система централизованного теплоснабжения, источником которой является ТЭС ЗАО «Успенский сахарник») до 4225,08 руб./Гкал (Оздоровительный трест «Сургут» ОАО «Сургутнефтегаз», Туапсинский район) и горячее водоснабжение (подогрев) — от 1107,09 руб./Гкал (ОАО «Медведовский мясокомбинат») до 4225,08 руб./Гкал (Оздоровительный трест «Сургут» ОАО «Сургутнефтегаз»), при среднекраевом уровне– 2378,56 руб./Гкал).

Тарифная компания на 2016 год проведена с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017-2018 г.г., а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации.

С 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае тарифы (цены) выросли:

на электроэнергию для населения — на 3,88% и 4,17% (одноставочные тарифы) и от 5,76% и 5,88% в ночной зоне до 9,40% и 9,51% в дневной зоне (тарифы, дифференцированные по двум зонам суток);

на газ для населения — на 2,8% (сетевой) и не более 3,8% (сжиженный);

на тепло-, водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2016 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2015 г. (при сопоставимом наборе и объемах потребленных услуг, кроме изменения нормативов потребления) ограниченно в среднем по Краснодарскому краю на 4,1%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение выше 6,6% возможно только по законодательно установленным основаниям и по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

В частности, такими основаниями являются:

реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, реализация утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг;

установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства РФ;

устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования;

соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения;

реализация в 2016 году утвержденных до 1 ноября 2015 г. инвестиционных программ регулируемых организаций.

С 1 июля 2016 г. в поселениях Щербиновского района (как и в подавляющем большинстве муниципальных образований края) фактором превышения указанных ограничений для ряда потребителей граждан (порядка 515 чел.) является опережающий рост тарифов на электроэнергию для населения, дифференцированных по зонам суток (для сельского населения — на 5,88% в ночной зоне и на 9,51% в дневной), установленных для устранения имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования.

При этом если потребитель посчитает для себя для себя экономически нецелесообразным рассчитываться по тарифам на электроэнергию, дифференцированным по зонам суток, то возможен переход на расчеты по одноставочному тарифу, который осуществляется без замены прибора учета электроэнергии, исключительно по письменному заявлению потребителя гарантирующему поставщику.

По данному вопросу РЭК-департаментом было направлено уведомление гарантирующим поставщикам Краснодарского края.

Соответствующая информация размещена на сайте РЭК-департамента (http://www.rek23.ru/press/news/13052016_08.html).

С 1 июля 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг для потребителей, не имеющих технической возможности установки приборов учета, изменятся только на коммунальную услугу по отоплению.

Так, с 1 июля 2016 г. вступили в силу нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» дифференцированно по 3 климатическим зонам Краснодарского края (северной, центральной и южной) и по этажности (для 1-4 — этажных домов, 5-9 — этажных домов и 10- и более этажных домов) в соответствии с требованиями действующих Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Так, для северной климатической зоны Краснодарского края, включая Щербиновский район, нормативы потребления тепловой энергии в отопительный период составляют 0,0228 Гкал/м2 (для 1-4 этажных зданий). Ранее действовали в размере 0,038 Гкал/м2, утвержденные постановление главы муниципального образования Щербиновский район от 10.11.2008 № 254.

Обращается внимание, что на официальном сайте РЭК-департамента (http://www.rek23.ru) в специально созданном разделе «Ограничение платы граждан за коммунальные услуги» разъяснены основные положения норм законодательства, по ограничению повышения размера платы за коммунальные услуги (установление, мониторинг и контроль индексов по субъектам РФ и предельных индексов в муниципальных образованиях), размещены федеральные и краевые нормативные правовые документы, ежемесячно обновляемые данные по тарифа (ценам) на коммунальные ресурсы (услуги) в разрезе ресурсоснабжающих организаций и муниципальных образований края, информация о действующих в крае нормативах потребления коммунальных услуг, а также об изменении размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.

По вопросу высоких тарифов на холодную воду МООО «Щербиновский коммунальщик» в отличие от других районов края?

Тарифы на питьевую воду для МООО «Щербиновский коммунальщик» (организация не является плательщиков НДС) на 2016 год установлены приказом РЭК-департамента от 30.11.2015 № 100/2015-окк в размере: с 1 января по 30 июня — 64,69 руб./м3, без роста к действующему тарифу на 31.12.2015; с 1 июля по 31 декабря — 67,34 руб./м3, с ростом к действующему тарифу на 31.12.2015 на 4,1%.

Заявка и расчет тарифа на питьевую воду для утверждения на 2016 год была направлена МООО «Щербиновский коммунальщик» в размере 76,12 руб./м3.

При формировании финансовых потребностей для осуществления производственной деятельности в сфере оказания услуг водоснабжения учтены расходы на покупку воды у ООО «Югводоканал» филиал «Ейский групповой водопровод» в размере 37,44% от общих финансовых потребностей, на оплату труда работников, обслуживающих магистральную сеть и разводящие сети по территории Щербиновского района (порядка 370 км), на обязательные платежи в соответствии с федеральным законодательством.

В расчете тарифа учтены нормативные потери воды в размере 31,16%, согласованные ГУП КК «Кубаньводкомплекс», тогда как фактические потери воды в эксплуатируемых системах водоснабжения составляют 44,64% от общего объема покупаемой воды.

Причины различных уровней тарифов приведены выше.

По вопросу расчетов за электроэнергию с 1 июля 2016 г. по объемам, превышающим «социальную норму».

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с положениями постановления главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края» РЭК-департамент является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Исходя из проведенного анализа, определена базовая величина социальной нормы на уровне максимальных значений фактических среднегодовых объемов потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы (одно зарегистрированное в жилом помещении лицо) в 2012 году, в том числе на общедомовые нужды, в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку, в количестве не менее 10 000 домохозяйств.

Согласно актуальным и корректным данным выборки о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году одиноко проживающими гражданами, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, «Базовая величина социальной нормы» (среднемесячный объем потребления электрической энергии) домохозяйствами первой группы (одно зарегистрированное в жилом помещении лицо) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в условиях соблюдения требования о 70-ти процентном соотношении фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, составляет 250 кВт*час.

При этом все расчеты осуществлены в полном соответствии с методикой расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденной вышеуказанным постановлением Правительства РФ.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 29.02.2016 № 151 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614» определено, что в случае если решение о применении социальной нормы не принято до 1 марта 2016 г., то высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о применении социальной нормы не ранее 1 января 2017 г. Также определено самостоятельное принятие решения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации о необходимости и сроках установления и применения социальной нормы.

Таким образом, учитывая, что на 01.03.2016 социальная норма не введена, в течение 2016 года она применяться не будет.

По вопросу розничных цен на природный газ для населения и их высокого уровня в Щербиновском районе по сравнению с г. Краснодаром.

Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ — оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа утверждаются на федеральном уровне.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются на региональном уровне, в Краснодарском крае — РЭК-департаментом, в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2 (далее — Методические указания), и, исключительно, при изменении их составляющих.

Методическими указаниями предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Поставку газа населению в 43 муниципальных образованиях Краснодарского края, включая Щербиновский район, осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», в городе Краснодаре — ОАО «Краснодаргоргаз».

Разница в уровне розничных цен на газ, установленных для населения Щербиновского района и города Краснодара, обусловлена наличием различных поставщиков и транспортировщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа ОАО «Краснодаргоргаз». При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению по системе ОАО «Краснодаргоргаз».

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 727,76 руб./тыс.м3 газа выше установленного для ОАО «Краснодаргоргаз».

Таким образом, при равной оптовой цене — 3473 руб./тыс.м3, разница размеров региональных составляющих, определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Щербиновского района с 1 июля 2015 г. — 5650,0 руб./тыс.м3 или 5,65 руб./м3, против — 4790,0 руб./тыс.м3 или 4,79 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в Краснодарском крае проводится.

По вопросу повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдель-ные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии-департаменте цен и тарифов Краснодарского края» утверждение нормативов потребления коммунальных услуг входит в полномочия РЭК-департамента.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждены приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)».

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила № 306), в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», с 1 января 2015 г. в целях стимулирования потребителей к установке приборов учета были введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения, электрической и тепловой энергии в жилом помещении и к нормативам на общедомовые нужды, которые подлежали применению при определении нормативов потребления коммунальных услуг для расчета платежей гражданам, проживающим в многоквартирных и жилых домах, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, в следующих размерах: с 1 января по 30 июня 2015 г. — 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. — 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 г. — 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016 г. — 1,5; с 2017 г. — 1,6.

Приказами РЭК-департамента от 19.12.2014 № 3/2014-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» и от 30.12.2014 № 4/2014-нп «О внесении изменений в приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» утверждены нормативы на холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение, а также нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению с учетом повышающих коэффициентов.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), внесены изменения, состоящие в том, что с 1 июля 2016 г. изменен порядок определения размера платы за оказанные коммунальные услуги исходя из нормативов потребления и наличии технической возможности установки приборов учета.

Согласно вышеназванным изменениям вводятся повышающие коэффициенты к плате за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению, представленные потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета. Также повышающие коэффициенты применяются в расчете платы за коммунальную услугу по отоплению жилом или нежилом помещении в мно-гоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки.

В остальных случаях, в том числе при определении платы за оказанные коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оказанные коммунальные услуги в жилом доме, при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, определяется без учета повышающих коэффициентов.

Также повышающий коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5.

В связи с вышеизложенным, приказом РЭК-департамента от 01.07.2016 № 1/2016-нп внесены изменения в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)», а также в соответствии с вышеназванным приказом утратил силу приказ РЭК-департамента от 06.09.2012 № 4/2012-нп «Об определении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Краснодарского края» и пункт 1 приказа РЭК-департамента от 30.12.2014 года № 4/2014-нп «О внесении изменений в приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края».

Порядок определения размера и внесения платы за коммунальные услуги при наличии (отсутствии) общедомовых (коллективных), индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, контроль за применением которых осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края (г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, http://www.gzhi-kuban.ru).