Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Брюховецкий район 13 мая 2016 года


Вопрос № 1. Почему у нас в районе цены на природный газ выше, чем в г. Краснодаре?

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ — оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа утверждаются на федеральном уровне.

Регулирование розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, осуществляется РЭК — департаментом в соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными на федеральном уровне, исключительно при изменении вышеупомянутых составляющих розничных цен.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Поставку газа населению муниципального образования Брюховецкий район осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», в городе Краснодаре — ОАО «Краснодаргоргаз».

Разница в уровне розничных цен на газ, установленных для населения Брюховецкого района и города Краснодара, обусловлена наличием различных поставщиков и транспортировщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

При прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа ОАО «Краснодаргоргаз». При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению по системе ОАО «Краснодаргоргаз».

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 727,76 руб./тыс.м³ выше установленного для ОАО «Краснодаргоргаз».

Таким образом, при равной оптовой цене — 3473 руб./тыс.м³, разница размеров региональных составляющих определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Брюховецкого района с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. — 5650,0 руб./тыс.м³ или 5,65 руб./м³, против — 4790,0 руб./тыс.м³ или 4,79 руб./м³ в г. Краснодаре и с 01.07.2016 розничная цена на природный газ, реализуемый населению Брюховецкого района, составит 5810,0 руб./тыс.м³ или 5,81 руб./м³.

Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в крае проводится.

Вопрос № 2. Кто контролирует рост цен за вывоз ТБО?

Ответ. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 29.12.2014 № 458-ФЗ, далее соответственно — Закон № 89-ФЗ и Закон № 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования названных норм права сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта обеспечивается региональным оператором, определенным путем конкурсного отбора и на основании публичного договора (пункт 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

На сегодняшний день региональный оператор и зоны его деятельности не определены на территории Краснодарского края.

РЭК-департамент не является уполномоченным органом в области определения юридического лица в качестве регионального оператора, зоны его деятельности, а также установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3.26 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 № 1310 «О министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства» министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства осуществляет: расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организацию деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края.

Также сообщается, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 23 Закона № 458-ФЗ дополнена пунктом 7, содержащим следующие положения: «до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ вводится переходный период в отношении деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами до 01.01.2017, в том числе, к выбору регионального оператора и введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из изложенного, утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться РЭК-департаментом после выбора регионального оператора и определения зоны его деятельности.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 г.

Таким образом, до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в случае их оказания организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления.

В иных случаях услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов являются конкурентными, их цена и объем определяются договором.

Вопрос № 3. Как будут рассчитываться объемы на электроэнергию с 1 июля 2016 года, превышающие социальные нормы?

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с положениями постановления главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края» РЭК-департамент является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Исходя из проведенного анализа, определена базовая величина социальной нормы на уровне максимальных значений фактических среднегодовых объемов потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы (одно зарегистрированное в жилом помещении лицо) в 2012 году, в том числе на общедомовые нужды, в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку в количестве не менее 10 000 домохозяйств.

Согласно актуальным и корректным данным выборки о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году одиноко проживающими гражданами, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, «Базовая величина социальной нормы» (среднемесячный объем потребления электрической энергии) домохозяйствами первой группы (одно зарегистрированное в жилом помещении лицо) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в условиях соблюдения требования о 70% процентном соотношении фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, составляет 250 кВт*час.

При этом все расчеты осуществлены в полном соответствии с методикой расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденной вышеуказанным постановлением Правительства РФ.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 29.02.2016 № 151 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614» определено, что в случае если решение о применении социальной нормы не принято до 1 марта 2016 г., то высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о применении социальной нормы не ранее 1 января 2017 г. Также определено самостоятельное принятие решения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации о необходимости и сроках установления и применения социальной нормы.

Таким образом, учитывая, что на 01.03.2016 социальная норма не введена, в течение 2016 года она применяться не будет.

Вопрос № 4. Почему не учитываются затраты за анализы по качеству питьевой воды в тарифе водоснабжающих предприятий?

Ответ. Всем организациям, заявившим для включения в тариф затраты по контролю качества питьевой воды, данные расходы в тарифе учитываются в соответствии с положениями действующего законодательства (Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»). Расходы по данной статье формируются с учетом анализа программы по контролю качества воды, заключенных договоров на выполнение анализов с аккредитованными лабораториями, предоставленного организацией расчета, а также фактически понесенных ранее затрат с применением прогнозных индексов потребительских цен.

В отношении МБУ «Исток» сообщается следующее.

В плановом расчете (смете) на 2016 год организацией МБУ «Исток» по статье «Контроль качества воды» заявлено 67,40 тыс. руб., однако в дополнительных документах предоставлен расчет на 235,26 тыс. руб. Учитывая существенные расхождения в представленных документах, отсутствие заключенных договоров с аккредитованными лабораториями на плановый период, а также фактические показатели по данной статье за 2012-2014 годы, РЭК-департаментом на 2016 год принято решение учесть в тарифе на 2016 год расходы в размере 24,74 тыс. руб. в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, от фактических расходов за базовый период (2014 год) с применением прогнозных индексов потребительских цен на 2015 г. и 2016 г.

Фактические затраты по контролю качества воды составили: 2012 г. — 30,73 тыс. руб., 2013 г. — 27,15 тыс. руб., 2014 г. — 19,96 тыс. руб. Даже при планировании РЭК-департаментом по этой статье больших сумм (2013 г.– 44,30 тыс. руб., 2014 г.– 30,73 тыс. руб., 2015 г.– 32,79 тыс. руб.) МБУ «Исток» не использовало их.

Вопрос № 5. Какие изменения с 1 июля 2016 года и с 1 января 2017 года будут по нормативам для потребителей тепловой энергии (услуги отопления), не установившим общедомовые приборы учета?

Вопрос № 6. Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления на коммунальные услуги.

Ответ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее — Постановление № 1380), вступившим в действие с 30.12.2014, принято решение о продлении до 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае, за исключением муниципальных образований, на территории которых по состоянию на 30 июня 2012 г. не действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края по состоянию на 30 июня 2012 г.

В связи с чем, приказом РЭК-департамента от 30.12.2014 № 4/2014-нп «О внесении изменений в приказы РЭК-департамента» внесено изменение в пункт 8 приказа РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых по состоянию на 30.06.2012 не действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, для иных муниципальных образований Краснодарского края — с 01.07.2016.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2010 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» многоквартирные жилые дома до 1 июля 2012 г. должны быть оснащены в обязательном порядке коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом № 261-ФЗ до 1 июля 2013 г., организации, которые осуществляют снабжение многоквартирных жилых домов водой, тепловой энергией и электрической энергией обязаны совершить действия по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами используемых энергетических ресурсов, если данные объекты в нарушение требований федерального законодательства не были оснащены приборами учета в установленный срок.

При отсутствии коммерческого учета коммунальных ресурсов у потребителей в соответствии с Постановлением № 1380 предусмотрено применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг, также утвержденных приказом РЭК-департамента.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, с 1 января 2015 г. в целях стимулирования потребителей к установке приборов учета введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения, электрической и тепловой энергии в жилом помещении, к нормативам на общедомовые нужды и к нормативам при использовании земельного участка и надворных построек.

Повышающие коэффициенты применяются при определении нормативов потребления коммунальных услуг для расчета платежей гражданам, проживающим в многоквартирных и жилых домах, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, в размерах: с 1 января 2015 г. — 1,1; с 1 июля 2015 г. — 1,2; с 1 января 2016 г. — 1,4; с 1 июля 2016 г. — 1,5; с 2017 г. — 1,6.

При этом при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, т.к. на такие дома не распространяются требования статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности….», применяется «базовый норматив» (т.е. норматив без повышающих коэффициентов).

Приказами РЭК-департамента от 19.12.2014 № 3/2014-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» и от 30.12.2014 № 4/2014-нп «О внесении изменений в приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» утверждены нормативы на холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, а также нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению и нормативы потребления при использовании земельного участка и надворных построек по холодному водоснабжению и электроснабжению с учетом повышающих коэффициентов.

Вопрос № 7. О правомерности применения температурных коэффициентов к показаниям приборов газа, не имеющих температурной компенсации, установленных в помещении.

Ответ. Отношения, возникающие при поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан, регулируется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее — Правила поставки), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.

В соответствии с пунктом 26 Правил поставки объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Приказом Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии от 26.10.2015 № 1240 «Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2016 года» (далее — Приказ) на первое полугодие 2016 года для Краснодарского края утверждены температурные коэффициенты.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктом 1 Приказа, утверждённые температурные коэффициенты применяются к показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации и установленных вне помещений.

Таким образом, вышеуказанные температурные коэффициенты к показаниям приборов учета газа должны применяться только в том случае, если приборы учета газа, установлены вне помещений.

При наличии фактов применения поставщиком газа температурных коэффициентов к показаниям приборов учета газа, установленных внутри помещений, необходимо обращаться государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, тел. (861) 251-64-36).

Вопрос № 8. Об обоснованности требований поставщика газа о предоставлении показаний приборов учета газа и оплаты за услуги газоснабжения в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным.

Ответ. Согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Отношения, возникшие при поставке газа, регламентируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее — Правила поставки).

Согласно подпункту «г» пункта 21 Правил поставки абонент обязан сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок.

В соответствии с пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Условиями договора на поставку газа, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и абонентами, предусмотрено ежемесячное предоставление показаний приборов учета газа посредством указания объема потребленного газа в переданных для оплаты квитанций в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным (подпункт «г» пункта 5.2).

Просьбы поставщика газа о предоставлении показаний до 1 числа связаны с необходимостью направления квитанций в адрес потребителей до 1 числа месяца, следующего за расчетным, в соответствии с законодательством.

РЭК-департаментом в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» была направлена информация о необходимости организации на участке по работе с потребителями в Брюховецком районе разъяснительной работы с абонентами по вопросам оказания услуг газоснабжения.

Согласно информации, предоставленной ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», руководству участка в Брюховецком районе даны поручения по улучшению качества обслуживания и информирования потребителей газа, а также поручено адресно разобраться в сложившейся ситуации с вопросами, заданным гражданами 13.05.2016 на выездном совещании.

Кроме того, РЭК-департамент сообщает, что по вопросам поставки газа, заявители вправе обращаться в участок по работе с потребителями, расположенный в Брюховецком районе (ст. Брюховецкая, ул. Гоголя, 9) и в центральный офис ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», расположенный по адресу г. Краснодар, ул. Ленина, 40/1(тел. (861) 212-84-38.