Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Горячий Ключ 10 июня 2016 г.


Вопрос 1. Высокие тарифы на горячее водоснабжение и отопление установлены для МУП МО «Тепловые сети», которые намного выше, чем в Краснодаре и других городах.

Ответ. Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах деятельности, параметрами роста тарифов (цен) на услуги инфраструктурных компаний и организаций ЖКХ, ежегодно определяемых в согласованном Правительством РФ прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной год и плановый период, в рамках установленных ограничений роста тарифов и повышения платы населения за коммунальные услуги и с учетом предусмотренных периодов увеличения тарифов (их календарной разбивки).

В сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы подлежат установлению исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов на осуществление регулируемых видов деятельности.

Поставщиком услуг теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) до декабря 2015 г. являлось МБУ «Центр УМТБ», тариф на 30.11.2015 составлял 2569,70 руб./Гкал с НДС.

Администрация муниципального образования Горячий Ключ своим решением в конце 2015 г. передала объекты теплоснабжения МБУ «Центр УМТБ», г. Горячий Ключ в хозяйственное ведение новому юридическому лицу — МУП «Тепловые сети» г. Горячий Ключ.

Необходимо отметить, что администрацией муниципального образования город Горячий Ключ передано дополнительно к имеющимся 8 котельным ещё 3 малорентабельных котельных с высокими удельными показателями энергоресурсов и небольшим объёмом реализации тепловой энергии, что значительно повлияло на изменение структуры технико-экономических показателей предприятия и привело к росту тарифа, который с 01.12.2015 составил 2618,10 руб./Гкал с НДС (приказ РЭК-департамента от 30.11.2015 № 53/2015-т).

На 2016 год для МУП «Тепловые сети» установлены тарифы (с НДС) в размере (приказ РЭК-департамента от 16.12.2015 № 69/2015-т): с 1 января — 2618,10 руб./Гкал; с 1 июля — 2707,84 руб./Гкал.

Следует также отметить, что величина экономически обоснованных затрат существенно зависит и от вида используемого топлива, а также от способа выработки тепловой энергии. На котельных, вырабатывающих тепловую энергию с использованием жидкого топлива, себестоимость намного выше. Значительное влияние оказывает также способ выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф. Это особенно ярко проявляется в сравнении тарифов на тепловую энергию в г. Краснодаре и других муниципальных образованиях края. В связи с чем, тарифы на тепловую энергию для различных теплоснабжающих компаний отличаются друг от друга.

Вопрос 2. Какая необходимость включать в квитанцию по оплате за ЖКУ двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение? Для жильцов непонятно.

Ответ. В соответствии с порядком определения стоимости горячей воды (пункт 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения») тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с действующим законодательством. Компонент на тепловую энергию рассчитывается в соответствии с нормативно-методическими документами по вопросам регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы граждан за коммунальные услуги рассчитывается исполнителем коммунальных услуг (управляющими компаниями, ТСЖ) по тарифам, установленным соответствующими органами регулирования, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых уполномоченными органами в порядке, установленном Правительством РФ.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившими в силу с 1 сентября 2012 года.

Согласно п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, осуществление расчета платежей за услуги горячего водоснабжения исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду предусмотрено действующим законодательством в сфере тарифного регулирования, Жилищным кодексом РФ и Правилами.

Вопрос 3. С 1 января 2016 года услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО) отнесена к коммунальным и переименована в ТКО (твердые коммунальные отходы). Будет ли регулироваться тариф на ТКО?

Ответ. С 1 января 2016 года положениями Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»…» введена новая коммунальная услуга — «обращение с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014 № 458-ФЗ) обращение с твердыми коммунальными отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

К регулируемым видам деятельности отнесены: обработка ТКО; обезвреживание ТКО; захоронение ТКО; оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

В связи с чем, регулированию подлежат следующие виды тарифов: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; та-риф на обработку ТКО; тариф на обезвреживание ТКО; тариф на захоронение ТКО.

В учетом положений федерального законодательства к полномочиям РЭК-департамента отнесены: утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО; утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО; утверждение производственных программ операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.

Регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в т.ч. определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, и устанавливает порядок этого согласования.

При этом, с 1 января 2016 года в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до наделения юридического лица в субъекте РФ статусом регионального оператора по обращению с ТКО уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ регулирование деятельности в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, предельные тарифы в области обращения с ТКО могут быть утверждены РЭК-департаментом только после определения (присвое-ния статуса) регионального оператора по обращению с ТКО и определения зон его деятельности, а также с учетом принятия соответствующих подзаконных актов.

На сегодняшний момент на территории Краснодарского края не определен региональный оператор и зоны его деятельности.

Вопрос 4. Кто устанавливает расценки на обслуживание внутридомового газового оборудования?

Ответ. Обеспечение потребителей природным газом является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поэтому, в соответствии с действующим законодательством техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее — ВДГО) является обязательным условием его безопасной эксплуатации.

Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО законодательством возложена на потребителя.

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» полномочиям по определению основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям РФ, наделено Правительства Российской Федерации.

В соответствии с принятыми Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти нормативными правовыми актами затраты на содержание и ремонт ВДГО не входят в структуру розничных цен на газ.

С целью урегулирования вопросов, связанных с техническим обслуживанием ВДГО и обеспечением его безопасного использования, постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее — Правила содержания ВДГО).

Правилами содержания ВДГО определено, что обслуживание и ремонт ВДГО должно осуществляться специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с пунктом 40 Правил содержании ВДГО стоимость технического обслуживания ВДГО должна определяться на основании тарифов, рассчитанных в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8, и утверждаться руководителем специализированной организации.

РЭК-департамент обращает внимание потребителей на необходимость сверки перечня работ, включенных в договор и фактически выполненных работ по обслуживанию ВГДО, при подписании акта выполненных работ.

Вопросы обоснованности рассчитанных и установленных специализированной организацией конкретных размеров цен (тарифов) на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО подпадают под нормы действия Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и контролируются антимонопольной службой (Управление ФАС России по Краснодарскому краю, адрес: ул. Коммунаров, д. 235, г. Краснодар, 350000) и Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (адрес: ул. Рашпилевская, д. 100, г. Краснодар, 350000).