Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Ответы С.Н. Милованова на вопросы жителей Тимашевского района


Информация по результатам рассмотрения вопросов, поступивших в ходе проведения руководителем региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края С.Н. Миловановым выездного мероприятия в муниципальное образование Тимашевский район в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы за коммунальные услуги 25.06.2015

Вопрос 1. На данный момент ведется разговор о передаче котельной, которая принадлежит ОАО агрофирме «Нива», в администрацию Медведовского сельского поселения. Следовательно, поменяется собственник. Повлияет ли это на тариф.

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми документами, регламентирующими основы ценообразования в данной сфере и методику расчета тарифов, формирование экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию осуществляется РЭК-департаментом на основании результатов анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой прибыли, для реализации производственных и инвестиционных программ поставщиков коммунальных ресурсов. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

Таким образом, расчет и установление тарифов на тепловую энергию производится для каждой энергоснабжающей организации отдельно на основании экономически обоснованных затрат каждой организации на производство и передачу тепловой энергии. В связи с этим тарифы, установленные РЭК-департаментом, отличны друг от друга.

Тарифы на тепловую энергию ниже экономически обоснованного уровня (тарифы для населения) возможны к установлению только в рамках реализации норм законодательства по ограничению роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (статья 157 Жилищного кодекса РФ) в случае отказа представительных органов местного самоуправления муниципальных образований в согласовании превышения таких ограничений.

Вопрос 2. Правомерность применения повышающих коэффициентов, в том числе на тепловую энергию, в домах, на которые не распространяется действие ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…».

Ответ: Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размера платы за коммунальные услуги (в частности, теплоснабжения) рассчитывается исходя из установленных для энергоснабжающей организации тарифов на тепловую энергию и объемов потребления услуг по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из утвержденных нормативов потребления.

В случае отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии, объемы потребления тепловой энергии на нужды отопления в расчетном периоде, определенные на 1м2, зависят от норматива, установленного уполномоченным органом.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 18.03.2015 № 7288-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг») даны разъяснения, касающиеся применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

В соответствии с разъяснениями, в случае если органом государственной власти субъекта РФ при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению принято решение о применении (сохранении) порядка, предусмотренного пунктами 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30.06.2012, то при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются базовые нормативы (нормативы, утвержденные без повышающих коэффициентов).

В соответствии с приказом РЭК-департамента от 06.09.2012 № 4/2012-нп «Об определении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Краснодарского края» на территории Краснодарского края, за исключением территорий муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых по состоянию на 30.06.2012 не действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы по-требления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края по состоянию на 30.06.2012.

Таким образом, в муниципальных образованиях, на территории которых по состоянию на 30.06.2012 не действовали нормативы на отопление, применяются нормативы на отопление, утвержденные приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп. В муниципальных образованиях, где по состоянию на 30.06.2012 действовали нормативы на отопление, утвержденные органами местного самоуправления, повышающие коэффициенты не применяются и данные нормативы продолжают действовать до 1 июля 2016г.

С учетом указанных разъяснений Министерства строительства и жилищ-но-коммунального хозяйства Российской Федерации РЭК-департаментом 25.03.2015 принят приказ № 2/2015-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)», согласно которому в муниципальных образованиях края, где по состоянию на 30.06.2012 действовали нормативы на отопление, утвержденные органами местного самоуправления, повышающие коэффициенты не применяются и данные нормативы продолжают действовать до 1 июля 2016г. Действие данного приказа распространяется с 1 января 2015г. В связи с чем, всем теплоснабжающим организациям и управляющим компаниям Краснодарского края необходимо провести соответствующий перерасчет платы граждан за услуги отопления за период с 1 января 2015г.

При этом при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час применяется «базовый норматив» (т.е. норматив без повышающих коэффициентов), так как на такие дома требования статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности….» не распространяются.

Вопрос 3. Что такое общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных жилых домах (МКД) и как они распределяются?

Ответ. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ порядок расчетов за коммунальные услуги регламентируется правилами, утверждае-мыми Правительством Российской Федерации.

Вступившие в действие с 01.09.2012 и действующие в настоящее время Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно пункту 3 которого разъяснения по применениям Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Правилами определено, что Потребитель коммунальных услуг в много-квартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

При оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета коммунального ресурса, объем услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определяется как разница между объемом по показаниям общедомового прибора учета и объемами услуги, потребленными в жилых и нежилых помещениях такого дома (исходя из показаний индивидуальных приборов учета, нормативов потребления коммунальной услуги, расчетного объема коммунального ресурса), и подлежит распределению между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, Правилами предусмотрено полное распределение объемов потребления коммунальных услуг многоквартирным домом, определенным по показаниям общедомовых приборов учета, между всеми собственниками (пользователями) помещений такого дома.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель услуг оплачивает за счет собственных средств.

При начислении платы на общедомовые нужды используется площадь помещений, входящих в состав общего имущества жилых домов. При этом площадь данных помещений применяется на основании справок, выданных Бюро технической инвентаризации. Величина площадей помещений, указанных в справках, должна соответствовать их фактическому состоянию.

Величина объемов коммунального ресурса на общедомовое имущество может существенно различаться по многоквартирным жилым домам в зависимости от конструктивных особенностей (планировки) домов, определяющих соотношение между площадями помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома к общей площади дома.

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем ОДН может быть представлен следующими составляющими:
реальный объем услуги на общие нужды многоквартирного дома (отопление лестничных клеток и подъездов, освещение подъездов и придомовой территории, полив придомовой территории, мытье лестниц);
объем ресурса, израсходованный при аварии на инженерных коммуникациях (разрыв трубы в подвале дома);
технологические потери в сетях инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома;
объем, образовавшийся вследствие перерасхода (недобора) ресурса внутри жилых помещений, не имеющих индивидуальных приборов учета, где расчет производится по нормативам потребления (данная составляющая может быть как положительной, так и отрицательной);
дополнительный объем, возникающий из-за того, что показания коллек-тивного и индивидуальных приборов учета собираются в разные дни (или в разные моменты одного дня);
хищение ресурсов (установка магнитов и др.).

Пунктом 2 поручения Президента РФ от 19.02.2013 № Пр-340 предусмотрен пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг исходя из принципа их соответствия фактическому потреблению по разным категориям многоквартирных и жилых домов, в том числе, с учетом природно-климатических и иных условий, влияющих на объем потребленных услуг, а также с учетом данных о фактическом потреблении коммунальных услуг в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета.

Приказом РЭК-департамента от 31.05.2013 года № 6/2013-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» установлены индивидуальные нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В связи с вышеуказанным, а также с учетом того, что до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные органами местного самоуправления и которые в ряде случаев не в полной мере соответствовали требованиям к их определению, в связи с установлением РЭК-департаментом новых нормативов потребления для населения Краснодарского края платеж в целом по соответствующим коммунальным услугам снизился.

В связи с многочисленными обращениями ресурсоснабжающих организаций, исполнителей коммунальных услуг и граждан по вопросу определения порядка взаиморасчетов за услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения с использованием нормативов потребления, РЭК-департаментом по поручению администрации Краснодарского края был проведен комплексный анализ в целях актуализации действующих нормативов потребления коммунальных услуг.

По результатам проведенного анализа выявлены объективные факторы, свидетельствующие об изменении конструктивных и технических показателей многоквартирных и жилых домов, влияющих на объем потребления коммунальных услуг.

Данное обстоятельство в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила), является основанием для изменения установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Приказом РЭК-департамента от 19.05.2014 №2/2014-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года №2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» утверждены новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, оборудованных электрическими водонагревателями. Срок введения в действие новых нормативов — 1 июня 2014 года.

При этом РЭК-департамент считает необходимо отметить, что в соответ-ствии с Федеральным законом от 23.12.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение своих домов и жилых помещений приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.

По мнению РЭК-департамента установка узлов учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах является наиболее объективным решением вопроса по оплате за фактический объем их потребления.