Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информационное письмо ""О договорах энергоснабжения и купли-продажи электрической энергии""


Региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов Краснодарского края, учитывая появление на розничном рынке электрической энергии (мощности) Краснодарского края и Республики Адыгея (далее розничный рынок) сбытовых организаций, осуществляющих свою деятельность по реализации электрической энергии (мощности) зачастую с нарушениями законодательства об электроэнергетике, а также недостаточную информированность потребителей электрической энергии (мощности) (далее потребителей) о последствиях и ответственности, предусмотренной в отношении них законодательством об электроэнергетике, считает необходимым сообщить:

Основным документом, регламентирующим договорные взаимоотношения на розничных рынках, являются Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530.

В соответствии с Правилами (пункты 6 и 7) предусмотрено для гарантирующих поставщиков заключение двух видов договоров:

  1. Договор энергоснабжения.
  2. Договор купли – продажи (поставки) электрической энергии.

Не смотря на то, что в соответствии с Правилами (пункт 8) энергосбытовые организации, не являющиеся гарантирующими поставщиками, (далее энергосбытовые организации) свободны в заключении договоров, обеспечивающих снабжение потребителей электрической энергией, заключаемые договора должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В связи с этим, необходимо выделить основные положения, которые, по мнению региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края, должны содержаться в договорах, заключаемых потребителями со сбытовыми компаниями.

I. Составляющие тарифов на электрическую энергию.

Тариф на электрическую энергию, в соответствии с которым формируется размер платы за потребленную электрическую энергию для потребителей электрической энергии, содержит в себе следующие составляющие:

  1. Тариф покупки электрической энергии двух видов:
    - регулируемый государством тариф, публикуется региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края для каждого гарантирующего поставщика. Потребителями, покупающими электрическую энергию (мощность) у энергосбытовых организаций может быть запрошен в рамках договорных отношений, в том числе для подтверждения права энергосбытовой организации на распоряжение этой энергией (мощностью) (о чем подробнее будет сказано ниже).
    - нерегулируемая (свободная) цена, сложившаяся на оптовом рынке.
  2. Тариф на услуги по передаче электрической энергии, являющийся величиной постоянной в течение финансового года, устанавливается приказом РЭК-ДЦТ КК и зависит от уровня напряжения, на котором подключен потребитель, вне зависимости от того, к сетям какой сетевой организации подключен потребитель, в том числе опосредованно.
  3. Тариф на услуги по оперативно - диспетчерскому управлению и другие регулируемые государством услуги, все являющиеся величинами постоянными в течение финансового года, устанавливаются приказами Федеральной службы по тарифам.
  4. Сбытовая надбавка. Для гарантирующих поставщиков устанавливается приказами региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края, для энергосбытовых организаций определяется соглашением сторон по договору.

В связи с этим, рекомендуем (особенно потребителям, присоединенная мощность которых свыше 750 кВА) получать от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций полную расшифровку тарифов, указываемых ими в счетах. С нашей точки зрения, это прежде всего в интересах потребителя позволит достоверно и в приемлемые сроки рассмотреть обоснованность расчетов, облегчит взаимоотношения с налоговыми органами при подтверждении обоснованности затрат в случае превышения тарифов, применяемых энергосбытовой организацией, по отношению к тарифам гарантирующего поставщика, если таковое имеет место.

II. Вопросы, которые должны урегулироваться договорами.

  • По Договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется, а энергосбытовые организации должны обязываться в рамках соглашения сторон по этому договору урегулировать для потребителя все вопросы, в том числе, связанные с услугой по передаче электрической энергии, услугой по оперативно - диспетчерскому управлению и другими регулируемыми государством услугами.
  • По Договору купли – продажи (поставки) электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется, а энергосбытовые организации должны обязываться в рамках соглашения сторон по этому договору осуществить продажу потребителю электрической энергии (мощности), а потребитель обязуется ее оплатить. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке потребителя.

По желанию потребителя в договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии, в соответствии с которым он самостоятельно урегулирует отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении его точек поставки на розничном рынке, может быть предусмотрено, что данные отношения до заключения покупателем электрической энергии соответствующих договоров регулируются в рамках договоров, заключенных гарантирующим поставщиком.

По желанию потребителя в договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии может быть предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке потребителя. Положения Правил применяются к отношениям по такому договору, если иное не вытекает из существа обязательства.

В связи с этим, потребитель должен ясно понимать какие вопросы урегулирует для него энергосбытовая организация как Договором энергоснабжения, так и Договором купли-продажи (поставки) электрической энергии, а в целях проверки, учитывая ответственность потребителя, предусмотренную Правилами, за выбор недобросовестного поставщика, требовать от энергосбытовой организации представления всех необходимых договоров, обеспечивающих исполнение ее обязательств, и запрашивать у сетевой организации подтверждение наличия возможности соответствующей энергосбытовой организации исполнять принимаемые на себя обязательства.

III. Существенные условия Договоров энергоснабжения.

В целях защиты интересов потребителя рекомендуем требовать от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций при заключении Договора энергоснабжения включения в качестве приложений к указанному договору, являющихся неотъемлемой его частью:

  • акта разграничения балансовой принадлежности электросетей (документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности) и
  • акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства).

Сведения, содержащиеся в указанных приложениях, позволят достоверно и в приемлемые сроки рассмотреть обоснованность расчетов и при необходимости облегчат рассмотрение этих вопросов в судебных органах.

В связи с этим, обращаем внимание потребителей, что Договор энергоснабжения, учитывая, что по нему для потребителя урегулируются вопросы, связанные с услугой по передаче электрической энергии, по нашему мнению, должен содержать следующие существенные условия, предусмотренные законодательством об электроэнергетике для договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии:

  • величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения;
  • величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения. При этом в случае опосредованного присоединения величина заявленной мощности в точке присоединения каждого из энергопринимающих устройств потребителей услуг определяется в соответствии с величиной потребления электрической энергии соответствующим потребителем в часы пиковых нагрузок энергосистемы, ежегодно определяемых системным оператором;
  • ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору;
  • обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем. До исполнения обязательств по оборудованию точек присоединения приборами учета стороны применяют согласованный ими расчетный способ учета электрической энергии (мощности), применяемый при определении объемов переданной электроэнергии (мощности).

Все приложения к Договору энергоснабжения, которыми зафиксированы вышеуказанные существенные условия, должны быть подписаны также и сетевой организацией, с которой урегулированы взаимоотношения по передаче электрической энергии.

Все изменения в вышеуказанных существенных условиях должны быть согласованы с сетевой организацией.

Во избежание недоразумений рекомендуем также требовать подписания сетевой организацией Актов согласования аварийной и технологической брони, являющихся также приложением к Договору энергоснабжения.

IV. Ответственность потребителя за выбор недобросовестной сбытовой организации.

При переходе на обслуживание к энергосбытовой организации лица, приобретающего электрическую энергию у гарантирующего поставщика, такая энергосбытовая организация урегулирует отношения по купле-продаже электрической энергии с соответствующим гарантирующим поставщиком с условием поставки с даты вступления в силу договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) энергосбытовой организации с таким лицом до даты начала покупки ею электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки на оптовом рынке или по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии на розничном рынке с иной энергосбытовой организацией или производителем (поставщиком) электрической энергии. При этом потребитель, реализующий право перехода на обслуживание к энергосбытовой организации, несет риск выбора недобросовестного поставщика электрической энергии и отвечает перед третьими лицами за убытки, возникшие у них в связи с таким выбором, с учетом положений настоящего пункта.

В случаях, указанных в разделе X Правил, лицо, приобретающее электрическую энергию у гарантирующего поставщика, может перейти на обслуживание к производителю (поставщику) электрической энергии.

В целях недопущения нарушения прав и законных интересов сетевой организации и иных участников отношений, связанных с обращением электрической энергии на розничном рынке, потребитель, переходящий на обслуживание к энергосбытовой организации, должен удостовериться в наличии у энергосбытовой организации права на распоряжение электрической энергией, которое подтверждается в том числе:

  • наличием у энергосбытовой организации заключенных договоров, обеспечивающих приобретение электрической энергии на оптовом рынке в соответствующих точках (группах точек) поставки;
  • наличием у энергосбытовой организации соответствующего договора с производителем (поставщиком) электрической энергии, заключенного на розничном рынке в соответствии с требованиями раздела X Правил;
  • наличием у энергосбытовой организации заключенного с иной энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) договора купли-продажи (поставки) электрической энергии, предусматривающего условие поставки, указанное в пункте 83 Правил.

Право энергосбытовой организации на распоряжение электрической энергией считается подтвержденным, если вышеуказанные договоры (в части покупки электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки) вступают в силу и начинают исполняться не позднее даты, с которой энергосбытовая организация приступает к исполнению обязательств по продаже электрической энергии соответствующему потребителю.

В случае если потребитель, перешедший на обслуживание к энергосбытовой организации, которая не имеет права на распоряжение соответствующей электрической энергией, не принял предусмотренные настоящим пунктом меры для подтверждения наличия у энергосбытовой организации этого права, такой потребитель несет предусмотренную Правилами и иными нормативными правовыми актами ответственность за потребление электрической энергии, осуществляемое без заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии). Сетевая организация, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, в течение 1 дня с даты, когда ей стало известно о факте такого потребления, направляет покупателю электрической энергии соответствующее уведомление с требованием:

  • заключить в течение 30 дней с даты получения уведомления договор с гарантирующим поставщиком либо с энергосбытовой организацией (производителем (поставщиком) электрической энергии), обладающей правом на распоряжение электрической энергией;
  • оплатить фактический объем потребления электрической энергии за весь период, в течение которого у потребителя отсутствовал договор с поставщиком электрической энергии, обладающим правом на распоряжение электрической энергией.

В случае невыполнения указанных требований по истечении 30 дней с даты получения уведомления сетевая организация вправе ввести в отношении этого потребителя ограничение режима потребления электрической энергии в соответствии с разделом XIII Правил и взыскать стоимость электрической энергии в объеме, потребленном после перехода на обслуживание к энергосбытовой организации без необходимого для этого договора. В этом случае объем принятой потребителем электрической энергии рассчитывается таким же образом, как если бы продолжал действовать договор, по которому покупатель приобретал электрическую энергию до перехода на обслуживание к энергосбытовой организации. Потребитель, переходящий на обслуживание к энергосбытовой организации, вправе требовать у энергосбытовой организации документы, подтверждающие наличие у нее права на распоряжение электрической энергией, а также обратиться за подтверждением наличия у нее этого права к сетевой организации, которая вправе запросить соответствующие сведения у администратора торговой системы оптового рынка либо гарантирующего поставщика.

Дополнительно региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов Краснодарского края считает необходимым предостеречь потребителей Краснодарского края и Республики Адыгея от действий по переходу от гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) к другой энергосбытовой организации или производителю электрической энергии (мощности), в отношении которого законодательством об электроэнергетике также предусмотрен ряд требований, без неукоснительного выполнения требований законодательства об электроэнергетике. Кроме того, региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов Краснодарского края считает необходимым отметить следующее.

Правилами предусмотрен ряд требований для потребителей, особенно для потребителей, присоединенная мощность которых превышает 750 кВА. К числу данных требований относится формирование заявок о планируемых объемах потребления электрической энергии (мощности). Зачастую квалификация персонала указанных потребителей не позволяет своевременно и в соответствии с законодательством выполнять данные требования, и как правило, наиболее квалифицированным персоналом в области сбытовой деятельности в электроэнергетике располагают гарантирующие поставщики электрической энергии и сбытовые организации - участники оптового рынка.

Неисполнение указанных требований потребителями электрической энергии влечет применение к ним санкций со стороны гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций.

С учетом изложенного, региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов Краснодарского края рекомендует данным потребителям заключать с гарантирующим поставщиком, в зоне деятельности которого находится потребители, или с иными лицом, имеющими возможность оказывать содействие в надлежащем исполнении обязанностей потребителя, предусмотренных Правилами, договора на оказание соответствующих услуг.

Также региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов Краснодарского края обращает внимание гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций и потребителей на то, что деятельность, осуществляемая по этим договорам не должна приводить к нарушению законных прав и интересов других потребителей электрической энергии (мощности), не заключивших такие договора, и нарушениям законодательства об электроэнергетике.



Руководитель

С.Н. Милованов