Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информационное письмо региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края «О прогнозных уровнях тарифов (цен) на коммунальные услуги на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 г.г.»


Электроэнергия.

На заседании Правительства РФ 06.05.2008 был рассмотрен вопрос о предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. По итогам заседания Правительством РФ одобрено изменение предельных уровней тарифов на услуги естественных монополий по параметрам, предложенным Минэкономразвития РФ.

Изменение предельных уровней цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий связано с принятием новых решений по реформированию отраслей естественных монополий в прогнозный период, повышением доли свободных цен в либерализуемых отраслях, а также с корректировкой финансовых параметров и инвестиционных программ естественных монополий.

Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2008-2011 годах являются принимаемые или уже принятые Правительством РФ решения по реализации реформы электроэнергетики. Кроме того, удорожающим фактором является повышение прогноза индексов цен на топливо для электростанций в 2008 году, а также корректировка целевого уровня инфляции в 2008-2010 гг., по сравнению с ожидавшимися ранее.

Наибольшее воздействие на увеличение параметров роста свободных цен и регулируемых тарифов на электроэнергию оказывают следующие факторы:

  • пересмотр индексов роста цен на топливо и параметров инфляции на 2008-2010 гг.;
  • введение рынка мощности во втором полугодии 2008г., предусматривающего продажу электрической мощности на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по свободным ценам, что приведет к дополнительному росту цен в 2008-2011 годах;
  • внедрение в практику регулирования услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, что связано с необходимостью переоценки основных фондов в распределительном сетевом комплексе и увеличением объемов реконструкции и ввода новых сетей;
  • с целью недопущения увеличения перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями в связи с увеличением параметров роста цен и тарифов на электроэнергию в 2009-2011 годах по отношению к ранее принятому прогнозу тариф для населения ежегодно повышается на 25%.

Прогноз роста цен (тарифов) в электроэнергетике в 2008-2011 гг. рост цен в %

Электроэнергия   2008 2009 2010 2011
доля свободного рынка, % в среднем за год 22 44 73 77,5
Конечные цены в среднем для всех категорий потребителей в среднем за год к предыдущему году 116,7 126 122 118
декабрь к декабрю предыдущего года 119,6 125,4 120,6 119,3
Регулируемые тарифы в среднем для конечных потребителей Индексация 1 раз за период 112 119 113-114 116
Регулируемые тарифы для населения Индексация 1 раз за период 114 125 125 125

Исходя из представленных показателей и анализа стоимости энергии по итогам 2007 года и факта 1-го квартала 2008 года:

  • фактический среднеотпускной тариф за 2007 год для всех категорий потребителей с учетом применения в течение года нерегулируемых (свободных) цен составил 158,4 коп./кВтч (плановый регулируемый – 155,14 коп./кВтч). Прирост средневзвешенной цены энергии по итогам 2007 года составил 3÷5% относительно регулируемых тарифов;
  • прогнозный среднеотпускной тариф на 2008 год для всех категорий потребителей с учетом применения в течение года нерегулируемых (свободных) цен составит 180,7 коп./кВтч (рост относительно плана 2007 года – 116,5%, относительно факта – 114%). При этом прогнозные показатели уровня свободных цен и доли энергии, пускаемой по свободным ценам приняты по отчетным данным 1-го квартала 2008 года. Отчетная величина за 1 квартал доли энергии по свободным ценам в регионе превышает средние значения по России – порядка на 7% (22% - по данным МЭРТ по России, 29% по региону). Исходя из данных показателей, прирост прогнозной средневзвешенной цены на 2008 год составит 7,5÷13%.

Прогнозный уровень средневзвешенных тарифов на 2009 год определен исходя из отчетных данных 2007 года, прогнозных показателей на 2008 год, а также прогнозных показателей роста тарифов по данным МЭРТ от 06.05.2008, с учетом динамики превышения доли свободных цен в регионе на 7% относительно показателей МЭРТ (44% - по данным МЭРТ по России, 52% по региону). При этом максимальные цены на электрическую энергию, с учетом доли свободного рынка (по нерегулируемым ценам), на 2009 год прогнозируются в следующих размерах (без учета НДС):

Среднеотпускной тариф – 226,42 коп./кВтч

  • по уровню высокого напряжения (110 кВ и выше) – 202,75 коп./кВтч;
  • по уровню среднего первого напряжения (35 кВ) – 213,75 коп./кВтч;
  • по уровню среднего второго напряжения (6-10 кВ) – 261,75 коп./кВтч;
  • по уровню низкого напряжения (до 0,4 кВ) – 311,75 коп./кВтч.

Расчет произведен исходя из условия 100% отпуска населению и приравненных к нему потребителей по регулируемым тарифам исходя из роста тарифов для населения на 2009 и последующие годы на 125% без учета скидок для населения по общему прибору учета, роста регулируемых тарифов для всех категорий на 119%. При этом рост среднеотпускного тарифа (для всех категорий потребителей, с учетом доли свободного рынка по нерегулируемым ценам) составляет – 125,3% относительно прогнозных данных с учетом доли свободного рынка на 2008 год.

Исходя из вышеуказанных условий прогноза Правительства РФ произведен расчет прогнозных показателей на 2010-2011 гг.:

На 2010 год:

  • по уровню высокого напряжения (110 кВ и выше) – 249,94 коп./кВтч;
  • по уровню среднего первого напряжения (35 кВ) – 261,94 коп./кВтч;
  • по уровню среднего второго напряжения (6-10 кВ) – 317,94 коп./кВтч;
  • по уровню низкого напряжения (до 0,4 кВ) – 373,94 коп./кВтч.

На 2011 год:

  • по уровню высокого напряжения (110 кВ и выше) – 295,40 коп./кВтч;
  • по уровню среднего первого напряжения (35 кВ) – 309,40 коп./кВтч;
  • по уровню среднего второго напряжения (6-10 кВ) – 375,40 коп./кВтч;
  • по уровню низкого напряжения (до 0,4 кВ) – 439,40 коп./кВтч.

(Приложение №1).

Газ природный.

Отпускные цены на природный газ, реализуемый конечным потребителям (кроме населения) по 4-й группе потребителей, с годовым объёмом потребления газа до 10 млн. м3 в год, к которой, как правило, относятся организации бюджетной сферы, приведены в приложении № 2.

РЭК-ДЦиТ Краснодарского края обращает внимание, что Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 333 «О совершенствовании государственного регулирования оптовых цен на газ» с 10.06.2007 введены новые принципы формирования оптовых цен на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, направленные на обеспечение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки.

Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 01.07.2007 (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами);
б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);
в) конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.

В качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством РФ средних темпов роста оптовых цен, в том числе: с 01.01.2009 – на 13%, с 01.07.2009 – на 13%, с 01.01.2010 – на 13%, с 01.07.2010 – на 13% и , с 01.01.2011 – на 40%.

В качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, которые устанавливаются исходя из определяемых Правительством РФ средних темпов роста оптовых цен и увеличиваются: в 2007 году - на 60%, в 2008 году - на 50%, с 01.01.2009 - на 40%, с 01.07.2009 - на 30%, с 01.01.2010 - на 20% и с 01.07.2010 - на 10%.

Поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с выше названными критериями, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

С учётом изложенного, РЭК-ДЦиТ Краснодарского края представляет информацию о прогнозных уровнях отпускных цен на газ: по предельным минимальным ценам и максимальным ценам (приложение № 2), а также о темпах роста отпускных цен на газ для 4 группы потребителей, включая бюджетную сферу, на 2009 год, а также на плановый период 2010 г. и 2011 г.

Услуги организаций коммунального комплекса, оказываемые в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Тарифное регулирование на услуги организаций коммунального комплекса, оказываемые в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения ежегодно осуществляется РЭК-ДЦиТ Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципальных образований (по компетенции) в рамках ежегодно утверждаемых на федеральном (в среднем для субъектов РФ) и краевом (для муниципальных образований) уровнях предельных индексов изменения установленных тарифов (их максимальных уровней).

В настоящее время РЭК-ДЦиТ Краснодарского края завершена работа по подготовке предложений в ФСТ России об установлении предельных индексов на 2009 год на основе направленных производственных и инвестиционных программ регулируемых организаций.

Подход ФСТ России к утверждению предельных индексов и тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса на 2009 год определен прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года по состоянию на 18.04.2007 года. При этом индекс роста в среднем по Российской Федерации в 2009 – 2010 г.г. не должен был превысить 118%-119%.

По результатам заседания Правительства РФ 06.05.2008 года, в связи с повышением параметров роста тарифов на продукцию естественных монополий, повышен прогноз целевой инфляции на 2009-2010 г.г. При этом основное влияние роста тарифов скажется на более высоком индексе роста тарифов жилищно-коммунального хозяйства, а именно: на 2009 г. 119,6%-120%, на 2010 г. 119,4%-119,6%, на 2011 г. 119,2%-119,6%. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предельные тарифы, устанавливаемые на товары и услуги организаций коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов), с 2009 г. не применяются. При этом тарифы на 2009 г. устанавливаются в рамках предельных тарифов.

В связи с тем, что затраты на тепловую энергию являются основной статьей расходов домохозяйств на коммунальные услуги, и в отличие от других коммунальных услуг предельные тарифы на тепловую энергию действуют в течение 2009-2011 г.г., на заседании Правительства РФ 06.05.2008 Минэкономразвития России было предложено включить рост тарифов на тепловую энергию отдельной строкой в прогноз социально-экономического развития Российской Федерации.

Рост тарифов на тепловую энергию рассчитан с учетом компенсации роста затрат на топливо (газ, уголь, мазут), не учтенного при установлении тарифов на 2008 г., и поэтапного повышения рентабельности организаций коммунального комплекса, необходимого для реновации объектов теплоэнергетики. При этом ограничения роста тарифов на тепловую энергию связаны с обеспечением сдержанного роста тарифов на услуги ЖКХ для населения и недопущением ускорения инфляции.

В 2009 году предельное повышение тарифов на тепловую энергию в среднем по России проектируется на 18,5%, в 2010-2011 г.г. тарифы вырастут на 18% и 20%, соответственно, что позволит к 2011 г. довести рентабельность теплоснабжающих организаций до 8%-9%.

По результатам уточнения прогнозных показателей роста тарифов на 2009 г. и на плановый период 2010 г. и 2011 г. по данным Минэкономразвития России и по согласованию с ФСТ России (в том числе с учетом подготовленных РЭК-ДЦиТ Краснодарского края предложений по установлению ФСТ России предельных индексов (уровней тариф) для субъекта РФ на 2009 г. на услуги организаций коммунального комплекса, оказываемые в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения) информация будет размещена на официальном сайте РЭК-ДЦиТ КК (www.rek23.ru).



Руководитель

С. Н. Милованов