Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Информационное письмо от 18 июля 2007 года № 57–2997/07–11 «О производственных и инвестиционных программах»


В соответствии с вышеуказанными решениями был определен, в том числе порядок предоставления инвестиционных программ регулируемыми организациями в адрес РЭК-ДЦиТ Краснодарского края для их возможного включения в тариф и последующего направления инвестиционных программ в адрес ФСТ РФ.

Работа по формированию предложений на 2008 год начата уже в декабре 2006 года, соответствующие запросы поступили из ФСТ России. ФСТ России приняла решения по предельным тарифам уже в апреле 2007 года с той целью, чтобы учесть все необходимые затраты в проекте закона о федеральном бюджете до внесения его на рассмотрение.

Считаем необходимым отметить, что регулируемые организации оказались не готовыми к такому развитию событий. Прежде всего, сказалось отсутствие долгосрочных инвестиционных и производственных программ, согласованных (утвержденных) администрацией края и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, не говоря уже о документах, подтверждающих необходимый размер средств.

Формирование предложений по включению в состав предельных уровней тарифов на 2008 год средств на выполнение мероприятий по инвестиционным программам по реконструкции, модернизации и дальнейшему развитию электрических сетей и энергетических объектов, а также производственных программ и обосновывающих материалов к указанным программам, осуществлялось регулирующим органом края, совместно с отраслевыми департаментами администрации края и регулируемыми организациями региона по всем регулируемым видам деятельности в крайне сжатые сроки (в середине декабря 2006 года поступил запрос о предоставлении программ и обосновывающих материалов к ним в адрес ФСТ России со сроком исполнения в течение месяца).

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что предоставление документов в ФСТ России требуется по всем без исключения регулируемым видам деятельности.

Подход, принятый ФСТ России при установлении предельных тарифов и индексов по всем видам деятельности на 2007 и 2008 годы, претерпел существенные изменения по отношению к предыдущему состоянию дел. Все изменения тарифов по всем видам деятельности выше уровня инфляции должны быть обусловлены только средствами, которые должны быть направлены на выполнение, соответствующим образом оформленных (утвержденных и согласованных), производственных и инвестиционных программ в целях улучшения качества оказываемых услуг и снижения себестоимости. При этом от субъектов Российской Федерации не принимаются предложения об увеличении тарифов выше уровня инфляции, обусловленные снижением количества оказываемых услуг. Вышеуказанные производственные и инвестиционные программы, представленные субъектами Российской Федерации по всем видам регулируемой деятельности, проходят дополнительную независимую экспертизу в экспертных организациях, определяемых ФСТ России по результатам конкурсного отбора. Финансирование экспертизы осуществляется из средств федерального бюджета.

Производственные и инвестиционные программы (мероприятия и средства) по результатам экспертизы жестко фиксируются ФСТ России. Любые изменения инвестиционных программ, зафиксированных по региону, по всем видам деятельности возможны только по обращению главы администрации соответствующего субъекта Российской Федерации в ФСТ России. При этом увеличение общего объема финансовых ресурсов по инвестиционному мероприятию возможно только в исключительных случаях при представлении в ФСТ России дополнительных материалов, обосновывающих данное увеличение.

Следует отметить, что экспертиза производственных и инвестиционных программ на 2008 год по коммунальным услугам (некомбинированная выработка тепла, вода, водоотведение и т.д.) была практически завершена до утверждения ФСТ России предельных индексов в апреле 2007 года.

Экспертиза производственных и инвестиционных программ на 2008 год по услугам электро-, теплоэнергетики (комбинированная выработка тепла) будет проведена ФСТ России до установления предельных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и тарифа на электрическую энергию с оптового рынка в августе 2007 года. Данная экспертиза в настоящее время проводится на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в соответствии с установленным порядком осуществления торгов в форме открытого конкурса по рассмотрению предложений заинтересованных лиц на проведение научно — исследовательской работы по комплексному анализу экономической обоснованности тарифов организаций, занимающихся передачей электрической энергии.

Региональная энергетическая комиссия — департамент цен и тарифов Краснодарского края обращает Ваше внимание на то, что работа по установлению предельных тарифов и индексов роста тарифов на коммунальные услуги на 2009 год в ФСТ России будет также начата уже в декабре 2007 года. При этом предполагается, что конкурс по отбору экспертных организаций и экспертиза документов, представленных на установление предельных уровней тарифов и предельных индексов изменения тарифов по всем видам регулируемой деятельности на 2009 год, будут проведены в первом квартале 2008 года.

С учетом изложенного необходимо выполнить следующие мероприятия:

  1. Ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в области электро-, теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с органами местного самоуправления необходимо обеспечить разработку, оформление и представление производственных и инвестиционных программ на 2009 год (с обосновывающими материалами и документами) в региональную энергетическую комиссию — департамент цен и тарифов Краснодарского края в срок до 20 декабря 2007 года с целью представления их в ФСТ России до 20 января 2008 года.
  2. Ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в области электро-, теплоэнергетики и ЖКХ необходимо обеспечить взаимодействие с органами местного самоуправления в целях разработки, оформления и представления в адрес региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края долгосрочных производственных и инвестиционных программ.

Негативные последствия несвоевременного предоставления указанных выше материалов выразятся в установлении ФСТ России в среднем по Краснодарскому краю предельного индекса изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию, предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размерах, не обеспечивающих финансирование инвестиционных и производственных программ на 2009 год, которые не будут своевременно представлены и которые, соответственно, не будут учтены при установлении предельных индексов (максимального роста) тарифов на коммунальные услуги.

Установление ФСТ России предельных индексов изменения (максимального роста) тарифов на коммунальные услуги без учета непредставленных производственных и инвестиционных программ в свою очередь повлечет установление РЭК — ДциТ Краснодарского края предельных индексов изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, изменения размера платы граждан за жилое помещение и изменения размера платы граждан за коммунальные услуги также без учета своевременно не представленных программ регулируемых организаций.

Следовательно, тарифы на коммунальные и жилищные услуги, надбавки к ним должны будут в свою очередь установлены в размере, недостаточном для полноценного финансирования деятельности регулируемых организаций, обеспечивающего снижение издержек производства, высокие темпы экономического развития данных предприятий, получения прибыли и достижения высокого положительного социального эффекта от деятельности регулируемых организаций.

В случае установления тарифов на коммунальные и жилищные услуги органами местного самоуправления с превышением утвержденных предельных индексов изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги и платы граждан за жилое помещение, РЭК-ДЦиТ Краснодарского края в судебном порядке будет оспаривать незаконные нормативные акты органов местного самоуправления.

На данный момент в арбитражном суде Краснодарского края уже принят ряд решений о признании недействующими правовых актов органов местного самоуправления об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, принятых без учета предельных индексов изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа была подтверждена законность и обоснованность данных решений арбитражного суда Краснодарского края.

Кроме того, учитывая тот факт, что указанные в настоящем обращении материалы, которые должны предоставить регулируемые организации, необходимы для установления, изменения, введения или отмены тарифов на регулируемые виды деятельности, непредоставление данных материалов может повлечь применение к виновным лицам мер административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ «Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов».

Кроме того, у органов прокуратуры Краснодарского края также сложилась определенная практика прокурорского реагирования, обеспечивающая соблюдение законодательства органами местного самоуправления в сфере тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. Прокуратуры районов Краснодарского края уже выносят протесты на противоречащие закону правовые акты органов местного самоуправления, обращаются в суды с заявлениями об оспаривании данных актов.



Руководитель

С.Н. Милованов