Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Основные итоги и направления работы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края в 2001-2003 годах


1. В июне 2002 года, в соответствии с постановлением губернатора, путем слияния РЭК, осуществляющей государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ, с управлением ценовой политики, выполняющим функции расчета и согласования цен по другим отраслям хозяйственного комплекса, образована региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Таким образом, в масштабе региона были объединены практически все сферы, подлежащие госрегулированию, и создан центр, на который возложены задачи проведения единой политики ценового и тарифного регулирования и контроля за правильностью применения предприятиями и организациями установленных цен и тарифов.
Необходимо отметить, что решение главы администрации края о создании единого регионального тарифного органа, будучи безусловно новаторским, полностью соответствует Указу Президента Российской Федерации от 4 сентября 2001 года № 1091 о формировании государственной ценовой политики единого стандарта, что, по замыслу Владимира Путина, должно способствовать преодолению ведомственной разобщенности федеральных и региональных регулирующих органов, повышению качества и объективности всей системы госрегулирования.

2. Основные функции единого тарифного органа региона делятся на три группы - утверждение цен и тарифов на продукцию и услуги, подлежащие государственному регулированию, прогнозно-оценочные и контрольно-ревизионные функции.
В первую группу входит госрегулирование цен и тарифов в более чем 20 сферах хозяйственного комплекса.
В группе прогнозно-оценочных функций можно выделить систематический анализ процессов ценообразования в различных отраслях экономики, разработку прогнозов динамики тарифов, мониторинга цен на имущество, на основные виды товаров, работ, услуг, на продукцию, приобретаемую для государственных нужд и подготовку на этой основе предложений федеральным и краевым органам представительной и исполнительной власти по совершенствованию ценовой политики и повышению налогооблагаемой базы.
В процессе реализации данных двух групп функций осуществляются: проверки хозяйственной деятельности предприятий и организаций, для которых утверждаются цены и тарифы; жесткий контроль за правильностью применения и экономической обоснованностью цен и тарифов, за обоснованностью лимитов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг в муниципальных образованиях; согласование и контроль закупочных цен на товары для нужд бюджетных организаций при формировании государственного и муниципального заказов.
Все перечисленные функции неразрывно связаны между собой и преследуют цели достижения максимальной объективности расчета цен и тарифов, их прозрачности, защиты интересов потребителей, прежде всего, малообеспеченных слоев населения, экономии и пополнения государственной казны, недопущения превышения регулируемых цен и тарифов и их самовольного установления.

3. За 2001-2003 годы рассмотрено и утверждено более 3000 цен, тарифов, торговых надбавок по регулируемым видам деятельности. В результате, - получен экономический эффект в размере 5 миллиардов рублей.
Именно столько средств сэкономлено для потребителей и бюджетов всех уровней за счет регулирования цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ, жилищно-коммунальные, транспортные и другие важнейшие услуги.
В то же время, региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов является единственным органом исполнительной власти региона, финансирование которого осуществляется из краевого бюджета с последующей стопроцентной компенсацией выделенных средств в целевой бюджетный фонд, за счет отчислений от организаций, в отношении которых проводится государственное регулирование.

4. За анализируемый период специалистами единого тарифного органа проверено более 1000 организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Результаты проверки учитывались и будут учитываться при очередном регулировании цен и тарифов для данных предприятий.
В частности, проведена комплексная проверка ОАО ""Кубаньэнерго"" и ее филиалов. По ее итогам выявлено 346 миллионов рублей, заложенных в тарифы на 2002 год, уже оплаченных потребителями, но неосвоенных или же использованных не по целевому назначению. В соответствии с действующим законодательством, заключением экспертного совета по ценовой и тарифной политике края и решением правления региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов, эти средства направлены на поэтапную ликвидацию в регионе перекрестного субсидирования и снижение с 1 июля прошлого года тарифов на электроэнергию для крупных потребителей.

5. С момента вступления в силу с 1 июля 2002 года нового административного Кодекса, позволившего контролирующим службам самостоятельно принимать решения по фактам нарушений в сфере ценообразования, специалистами единого тарифного органа края рассмотрено 89 таких дел.
В итоге, - вынесено 81 постановление на юридических, должностных и физических лиц о наложении штрафов на общую сумму более 1,5 миллиона рублей.
Кроме того, в 2001-2003 годах за нарушение порядка ценообразования взыскано в консолидированный бюджет края, а также направлено на перерасчет с потребителями товаров и услуг финансовых средств на общую сумму более 35 миллионов рублей.

6. За рассматриваемый период по результатам проверок, проведенных единым тарифным органом в городах и районах края, выявлено нарушений порядка проведения закупок на муниципальные и государственные нужды на сумму 400 миллионов рублей, а также неэффективное использование бюджетных средств в размере 20 миллионов рублей.
Практика соблюдения конкурсных процедур свидетельствует о снижении бюджетных расходов на 20-25 процентов. Итогом проверок государственного и муниципального заказов стало принятие статьи 78 Закона о краевом бюджете, которой предусмотрена блокировка расходов бюджета согласно Бюджетному Кодексу.

7. В прошлом году, в целях формирования единой тарифной политики на территории края, сдерживания роста цен на жилищно-коммунальные услуги и оптимизации расходования бюджетных средств, выделяемых предприятиям ЖКХ, проведена инвентаризация фактического использования средств, предусмотренных в тарифах на указанные услуги на цели воспроизводства основных производственных фондов муниципальными и государственными унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в 2001-2002 годах.
Результаты инвентаризации показали, что данные средства используются не в полной мере, более того, перераспределяются на другие статьи. При очередном регулировании тарифов для предприятий, в которых выявлены подобные нарушения, все неиспользованные и использованные не по целевому назначению средства исключаются из расчета тарифов.
Для обеспечения единого подхода при формировании тарифов на услуги ЖКХ, усиления контроля за ценообразованием в крае, в 2003 году заключены соглашения с администрациями муниципальных образований по рассмотрению и согласованию единым тарифным органом края экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями.

8. В августе 2003 года подписано Соглашение о взаимодействии между Федеральной энергетической комиссией России и региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов края по вопросам государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.
В рамках реализации соглашения уже осуществлена проверка морских портов. Так, в ходе проверки Новороссийского судоремонтного завода установлено необоснованное занижение стоимости услуг по хранению грузов. По требованию региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов в контракт на оказание услуг внесены изменения, а также доначислен налог на прибыль в сумме 0,9 миллиона рублей.

9. По заданию администрации края и региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов, в 2003 году независимой организацией проведены два этапа обследования пассажиропотока в пригородном железнодорожном транспорте.
После проведения аудиторской проверки затрат Краснодарского отделения СКЖД и установления достоверных сведений о размере краевых обязательств, будет принято решение о суммах инвестирования в пассажирские железнодорожные перевозки, а также об установлении экономически обоснованных тарифах на проезд в пригородном ж/д транспорте.

10. В ходе проверки ОАО ""Южная телекоммуникационная компания"" был установлен факт нарушения основных принципов планируемого введения в начале 2003 года в городе Краснодаре системы повременной оплаты услуг телефонной связи (СПУС), что могло привести к необоснованному увеличению стоимости услуг местной телефонной связи для всех категорий потребителей. В результате, - ввод СПУС в городе Краснодаре был приостановлен.

11. По мнению специалистов, от непроведенных переоценок имущества краевой бюджет только в 2003 году потерял более 2 миллиардов рублей, а провизорная оценка балансовой стоимости имущества показывает ее расхождение с реальными рыночными ценами в 5 и более раз. Большие вопросы возникают и к оценке рыночной стоимости реализуемых земельных участков. Не желая мириться с такой ситуацией, администрация края и региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов явились инициаторами образования в минувшем году некоммерческого партнерства ""Союз оценщиков Кубани"" (НП ""СОК"") единой саморегулируемой организации оценщиков, имеющей в своем распоряжении административный ресурс государственных органов власти. Такое сближение, с одной стороны, усилит контроль за недобросовестной оценкой, с другой, - поднимет на качественно новый уровень систему оценочных отношений в крае, создаст реальную базу для диалога между органами власти и оценщиками.
По данному направлению работа начала осуществляться только во втором полугодии 2003 года, но уже есть ее конкретные результаты: проведенная оценка 360 объектов недвижимости позволила дополнительно привлечь в бюджет края средств по налогу на имущество в сумме 24 миллионов рублей; коэффициент прироста оценочной стоимости объектов недвижимости составил показатель 3,13.
Комиссией - департаментом осуществляется сбор информации о рыночных ценах на недвижимость в крае. На основе полученной информации, ежеквартально составляется мониторинг рыночных цен на недвижимое имущество.
Кроме того, проводится работа с федеральными органами по экспериментальному введению на территории края единого налога на недвижимость.

12. Учитывая высокую социальную значимость хлеба, как продукта № 1, в 2001-2003 годах проводилась и в 2004 году будет продолжаться работа по сдерживанию цен на хлеб формовой 1 сорта из муки регионального фонда.
Результатом деятельности по регулированию цен на хлеб в Краснодарском крае является тот факт, что кубанский каравай был и остается одним из самых дешевых не только на Северном Кавказе, но и во всей России.

13. В целях оптимизации процесса проведения закупок продукции для нужд бюджета способом котировок, а также необходимости всестороннего анализа оптово-отпускных и розничных цен на основные социально-значимые товары и услуги по городам и районам края, мониторинг цен ежемесячно готовится и размещается в базе данных ""Краснодарский выпуск"" системы ""Консультант плюс"", в базе данных ""Законодательство Краснодарского края"" системы ""Гарант"", а также в сети Интернет - на электронной странице (rek23.narod.ru) и на официальном сайте Комиссии - департамента (rek.kuban.info).

14. Работниками единого тарифного органа проводилась большая текущая работа с обращениями и жалобами юридических и физических лиц, в основе своей, по вопросам технико-экономического обоснования цен и тарифов, применения различных льгот. За 2001-2003 годы рассмотрено более 2500 писем; по всем из них даны исчерпывающие ответы и пояснения специалистов.



Председатель региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края

С.Н.Милованов