Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Реформа электроэнергетики: плюсы и минусы


Для начала уясним, что фактически начавшаяся реформа электроэнергетики - дело, безусловно, спорное, возможно, необходимое, но главное, уже необратимое. Так в чем она заключается? В результате проводимых преобразований, по мнению одного из главных реформаторов председателя правления РАО ""ЕЭС России"" Анатолия Чубайса, будет создан по-настоящему конкурентный рынок электроэнергии, где потребитель сможет сам выбирать себе поставщика.

Вроде-бы, неплохо, учитывая, что конкуренция изначально подразумевает снижение цен на товар и повышение его качества. Однако не все так гладко. По словам председателя региональной энергетической комиссии - генерального директора департамента цен и тарифов Краснодарского края Сергея Милованова, первый этап реформы станет лакомым кусочком для любителей легкой наживы, которые сидя в удобных кабинетах, подписывая различные бумажки, начнут покупать и перепродавать электричество крупным потребителям, с которыми заключены соответствующие договоры. Естественно, перепродавать по выгодным для обеих сторон ценам. За счет чего? На балансе этих, по большому счету, спекулянтов не будет электрических сетей и оборудования, подлежащих капитальному и текущему ремонтам, а среди потребителей не будут числиться население, сельхозпроизводители и другие ""невыгодные"" группы.

Все это может привести к необратимым последствиям и создать предпосылки для возникновения новых проблем с энергоснабжением: кому-то все равно достанутся ""невыгодные"" потребители, все равно надо обеспечивать их электроэнергией, все равно необходимо поддерживать энергосистему в работоспособном состоянии. А не дай бог, не будет проплаты за потребленное электричество? Еще совсем недавно казалось, что времена дефицита электроэнергии, пресловутого ""веера"" давно прошли, но в случае воплощения вышенарисованной картины в жизнь, они вполне могут вернуться.

""Ни в коем случае мы этого не допустим, - считает Сергей Милованов. - При поддержке экспертного совета по ценовой и тарифной политике Краснодарского края, мы давно начали готовиться к реформе и уже предприняли некоторые меры, которые должны помочь преодолеть первое, самое сложное звено перехода к рыночным отношениям в электроэнергетике..."".

Что же стоит за этими мерами?

Ликвидация перекрестного субсидирования, заключающегося в снижении тарифов на электроэнергию для одних групп потребителей за счет увеличения для других, - о чем так долго и упорно говорилось (но не делалось) практически на всех уровнях, - на Кубани уже началась. И не в преддверии выборов, а еще летом текущего года, когда удалось снизить тарифы для крупных предприятий, несущих основную нагрузку от перекрестки. Как считает руководитель единого регионального тарифного органа, такая мера просто обязана притормозить инфляцию, ведь по словам руководителей тех же предприятий, огромнейший удельный вес в стоимости выпускаемой ими продукции составляет именно электроэнергия. Это с одной стороны. С другой, - реальное выравнивание тарифов позволит избежать повального ухода крупных потребителей к перекупщикам, о которых мы уже говорили.

В настоящее время краевой тарифный орган готовит второй этап ликвидации перекрестного субсидирования. Среднеотпускной тариф по энергосистеме вырастет с 1 января 2004 года в пределах, установленных Правительством РФ (13 процентов), тарифы для населения - на 16 процентов. Оплата энергопотребления населением сверх социальных норм, согласно Постановлению ФЭК РФ, будет производится по экономически обоснованным тарифам. Для других групп, в числе которых и бюджет организации, стоимость электричества вырастет на 30 процентов. Для промышленных потребителей увеличение тарифов будет четко дифференцировано по уровням напряжения: чем он выше - тем ниже процент роста тарифа.

Все это будет способствовать обеспечению стабильной работы энергосистемы, а значит, - стабильности в обществе: защита интересов промышленных предприятий - не что иное как защита кошельков всех потребителей от значительного роста цен на важнейшие товары. Хотя, конечно, мы обсуждаем лишь предложения, которые тарифному органу надо еще отстоять, что сделать в условиях предвыборного всеобъемлющего популистского давления крайне сложно. Ну что тут скажешь, если вдруг даже Чубайс заговорил о необходимости снижения тарифов для населения. Причем, почему-то в отдельных пяти регионах (Кубань в список Чубайса не попала) и почему-то только на полгода (!). Остается развести руками: большая политика - есть большая политика:

Что же касается второй стороны реформы, которая затрагивает принципы повышения тарифов, то выглядит она, как ни парадоксально, очень даже привлекательно. Дело в том, что отныне тарифы на электроэнергию будут регулироваться один раз в год до принятия, соответственно, федерального и региональных бюджетов. Более того, тарифы теперь ограничиваются жесткими рамками, выше которых они не поднимутся ни при каких обстоятельствах. Согласитесь, что это хорошая новость, ведь в прошлые годы ни даты очередного повышения тарифов, ни сколько раз оно произойдет предугадать было невозможно.

""Четкое планирование в бюджетах инфляционной составляющей от повышения тарифов; их утверждение, исходя из реальной экономической обоснованности, размера установленной планки, сокращения непроизводительных издержек энергоснабжающих организаций; продолжение выравнивания энерготарифов, посредством полного, но постепенного ухода от системы перекрестного субсидирования; жесткая работа с предприятиями- перекупщиками в рамках данных нам полномочий, - и есть те киты, на которых держится наша позиция в области реформирования энергохозяйства. Уверен: она даст свои плоды, и кубанцы не ощутят горьких последствий новой реформы"", - говорит Сергей Милованов.

Что ж, нам остается верить, что все у краевых властей получится...

К. Звягинцев