Региональная энергетическая комиссия —департамент цен и тарифов Краснодарского края

Деятельность

Создававшиеся десятилетиями законодательная база и те принципы, на которых основывалось функционирование практически всех отраслей хозяйственного комплекса России, полностью или частично были разрушены за каких-то несколько лет безразличия, воровства, беспредела. Лишь к 1998-99 годам можно отнести первые попытки государственных властей различных уровней остановить стремительное падение в никуда, наладить еще неясный новый курс для уже совсем новой страны.

Краснодарский край - частичка России, и все то, о чем сейчас говорилось, относится и к нему, и к жителям его населяющим. Естественно, что и масштабные первостепенные задачи у нас схожи с другими регионами страны. Если условно взять за отправную стабилизационную точку тот же 1998-й, выяснится, что за четыре года Кубань немного смогла выбраться из хаоса: пробудился аграрный сектор; потихоньку стали оживать промышленность, курортно-туристическая сфера, транспортная инфраструктура; проявились контуры продуманной бюджетной и инвестиционной политики; улучшилось социальное положение населения.

Но говорить о серьезном движении вперед пока не приходится. Ведь непреодоленным на этом пути и для России и для Кубани остается одно из самых больших препятствий - инфляция.

Объективная и субъективная, всеобъемлющая и локальная, ожидаемая и неплановая - какие бы формы и масштабы она не принимала, инфляция легко узнаваема. Опустошая как бюджеты всех уровней, так и кошельки граждан, она слабо поддается сдерживанию.

Однако контролировать ее можно, а значит - нужно. В частности, посредством гибкого государственного вмешательства в сферу тарифного и ценового образования на важнейшие товары и услуги. В этом убежден наш сегодняшний собеседник - председатель региональной энергетической комиссии - генеральный директор департамента цен и тарифов Краснодарского края Сергей МИЛОВАНОВ.

- Сергей Николаевич, прежде всего, расскажите нашим читателям, с какой целью образован возглавляемый Вами орган и каковы его основные функции.

- Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края образована в соответствии с постановлением губернатора в июне текущего года путем слияния РЭК и управления ценовой политики. Таким образом, в масштабе региона объединены все сферы, подлежащие государственному регулированию, и создан центр, на который возложены задачи проведения единой политики ценового и тарифного образования и контроля за правильностью применения предприятиями и организациями установленных цен и тарифов.

Необходимо отметить, что решение главы администрации края о создании единого регионального тарифного органа полностью соответствует Указу Президента Российской Федерации от 4 сентября 2001 года о формировании государственной ценовой политики единого стандарта, что, по замыслу Владимира Путина, должно способствовать преодолению ведомственной разобщенности федеральных и региональных регулирующих органов, повышению качества и объективности всей системы госрегулирования.

Теперь о наших непосредственных функциях. Условно их можно поделить на три группы - утверждение цен и тарифов на продукцию и услуги, подлежащие государственному регулированию, контрольно-ревизионные и прогнозно-оценочные функции.

В первую группу входит госрегулирование цен и тарифов:

Кроме того, региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов устанавливает предельные торговые надбавки на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и размеры сборов, взимаемых государственной инспекцией Краснодарского края по надзору за техническим состояниям самоходных машин и других видов техники.

Ко второй группе функций относятся:

Комментируя прогнозно-оценочные функции, следует отметить, что в этом направлении перед нами стоят следующие задачи:

Также наш орган вносит предложения по целевым программам развития электроэнергетики, разрабатываемым федеральными органами власти и затрагивающим интересы региона, участвует в формировании балансов электрической энергии и мощности на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.

Все перечисленные функции неразрывно связаны между собой и преследуют цели достижения максимальной объективности расчета цен и тарифов, их прозрачности, сбалансиронности возможностей и потребностей поставщиков и потребителей товаров и услуг, экономии и пополнения бюджетов всех уровней, недопущения превышения регулируемых цен и тарифов и их самовольного установления.

И чем эффективней мы будем действовать в этих направлениях, тем больше будем способствовать стабилизации в регионе экономических и бюджетных отношений, тем сильнее укрепим позиции государственных органов и лучше защитим интересы простых граждан посредством минимизации инфляции и воздействия тех негативных факторов, которые она с собой несет. Естественно, в тех пределах, которые оставляют нам наши полномочия.

- Для многих сограждан стереотип того, что инфляцию в России победить невозможно, является чуть ли не догмой. Даже несмотря на существенное падение ее темпов в последние несколько лет. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как может воздействовать на инфляционные процессы региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов края.

- Как известно, инфляция - понятие сугубо финансовое. Теоретически оно означает слабость экономических институтов государства, а практически выражается в обесценивании государственной валюты, - в данном случае, рублевой массы. И полностью остановить ее будет крайне сложно. Для этого необходимы максимальные, скоординированные и многолетние усилия Президента, Правительства страны, федеральных и региональных органов государственной власти, всех руководителей и работников предприятий и организаций всех отраслей. И это не просто слова. Для того, чтобы рубль стал стабильным, - нужен стабильный хозяйственный комплекс, обладающий ликвидными товарами и услугами, способными выдержать конкуренцию на мировом рынке. А это уже аксиома.

Согласитесь: то, что происходило и в отдельных случаях еще происходит в нашей стране с ценообразованием, трудно вписывается в понятие цивилизованного рынка. Рынка, где во главе угла стоит конкуренция, где одна продукция вытесняет другую исключительно за счет снижения стоимости, повышения качества, увеличения срока годности, улучшения каких-то иных свойств. Наш же рынок, зачастую, или таковым числится лишь в названии, по существу, являясь монополией, или больше напоминает базар, с его стихийностью и труднопредсказуемостью.

Именно поэтому в России (и не только в России) существует система государственного регулирования цен и тарифов на важнейшие товары и услуги. Именно в этом направлении наша структура способна оказывать влияние на снижение темпов инфляции.

Во-первых, - за счет утверждения регулируемых цен и тарифов, основываясь исключительно на объективных экономических критериях.

Во-вторых, - за счет анализа и прогнозирования всех процессов ценообразования в крае (в том числе, неподлежащих госрегулированию), их детального обоснования, определения роста каких-либо затрат на производство или распространение товара или услуги и процентного соотношения доли этих затрат в общей структуре себестоимости.

- Не могли бы Вы привести пример отдельно взятого ценообразовательного процесса, остановиться на причинах и следствиях его возникновения и протекания, а также на степени и формах влияния на этот процесс вашей организации.

- В качестве наиболее наглядного примера давайте рассмотрим один из самых актуальных и болезненных для жителей России вопросов - увеличение тарифов на энергоносители. Тем более, очередное повышение произошло не так давно.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) России для ОАО "Кубаньэнерго" (главного поставщика электроэнергии в регионе) с 1 июня 2002 года более чем на 20 процентов увеличен размер абонентской платы за услуги РАО "ЕЭС России" по организации функционирования и развития Единой энергетической системы страны. В этой связи, а также учитывая рост затрат "Кубаньэнерго" на транспортировку газа по сетям и повышение на 15 процентов стоимости самого газа, "Кубаньэнерго" представило в региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов документы на пересчет тарифов для потребителей.

Сразу скажу, что рассуждение об обоснованности повышения отпускных тарифов на федеральном уровне в мою компетенцию не входит. Поэтому, ограничусь замечанием, что, хотим мы того или нет, "правила игры" в энергетике нашей страны по-прежнему диктует РАО ЕЭС. Конечно, уже не в той мере, как еще несколько лет назад, - государство постепенно возвращает утраченные позиции, - но влияние монополистов остается существенным. Примерно такая же картина и в газовом хозяйстве.

Итак, решения ФЭК приняты, и стоимость отпускаемых краю электроэнергии и газа повысилась. Затраты "Кубаньэнерго" по закупке и собственной выработке электричества, естественно, тоже выросли. Следовательно, мы были просто обязаны увеличивать тарифы на электроэнергию непосредственно для потребителей Краснодарского края и Республики Адыгея.

Наши специалисты провели объемный анализ заявленных данных и их корректировку согласно методике расчетов, утвержденной ФЭК. Затем экономически обоснованные цифры прошли согласование на заседании Экспертного совета, в состав которого входят представители органов краевой исполнительной и законодательной власти, крайсовпрофа, энергоснабжающих организаций. Лишь после этого состоялось заседание правления региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов, которое и вынесло окончательное решение.

Это решение, кстати, стало предметом рассмотрения на сентябрьской сессии Законодательного Собрания края. Больной вопрос, который волновал депутатов - так называемая инвестиционная составляющая в тарифах. Не включать ее в расчет мы не имели права, в то же время, средства, которые должны идти на развитие энергосистемы, в край, по существу, не возвращаются. А деньги это немалые - в нынешних тарифах они превышают 881 миллион рублей.

Итогом сессии стало принятие постановления, которым краевой исполнительной власти рекомендовано в трехмесячный срок подготовить проект соглашения между администрацией Краснодарского края и РАО "ЕЭС России" об инвестировании средств в кубанскую электроэнергетику за счет абонентской платы на организацию функционирования и развития Единой энергетической системы страны.

Кроме того, в целях совершенствования политики государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных и локальных монополий посредством оказания региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов аналитической, методической и консультативно-технической помощи при принятии важнейших решений в состав Экспертного совета по ценовой и тарифной политике Краснодарского края на сессии решено ввести трех высококвалифицированных депутатов Законодательного Собрания.

Но вернемся к ценам на энергоносители. Аналогичным образом строилась работа и по пересмотру конечных тарифов на газ.

Подчеркну, что сознательно занижать тарифы, обрекать энергетическую и газовую системы региона на финансовый кризис мы не собирались и не собираемся. Но сделать все от нас зависящее для того, чтобы рост цен на Кубани был сведен к разумно допустимому минимуму, мы можем и должны. Именно поэтому тарифы для потребителей с 1 августа увеличились не на 20-30, как требовали газовики и энергетики, а на 10-18 процентов.

Что ж, важнейшие услуги - электричество и газ - подорожали. Следующий этап - подорожание, примерно в таком же процентном отношении, практически всех товаров и услуг. Так считает большинство наших граждан. Так это во многих сферах долгие годы происходило, а в некоторых - еще продолжает происходить. Но можно ли назвать соразмерной и объективной подобную пропорцию? Ни в коей мере.

Сейчас аргументирую свою позицию. Самый большой удельный вес затрат по электроэнергии и газу - в тарифах на услуги жилищно-коммунального хозяйства. В частности, в тарифах на тепловую энергию он составляет около 37 процентов, на водоснабжение - 28, на канализацию - 22 процента. При объективном подходе к ценообразованию, при нынешнем повышении тарифов на энергоносители в среднем на 14 процентов, рост тарифов на услуги ЖКХ приблизительно должен составить 6, 4 и 3 процента соответственно.

Утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги (за исключением тарифов для предприятий, находящихся в муниципальной собственности) входит в компетенцию региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов. А потому, со всей ответственностью заявляю, что вышеназванный подход к пересчету тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и канализацию является для наших специалистов определяющим.

Теперь посмотрим на эффективность государственного регулирования тарифов и его влияние на торможение инфляционных процессов с математической точки зрения.

Усредненно на 25 процентов хотели бы поднять тарифы на электроэнергию и газ кубанские энергетики и газовики; нами введено примерно 14-процентное повышение. Если принять исходные 25 - за 100 процентов, то утвержденные 14 - составят 56 процентов. Получается, что результатом госрегулирования тарифов на электроэнергию и газ стало сдерживание темпов их предполагаемого роста на 44 процента.

Подобную пропорцию можно составить и по тарифам на тепловую энергию, водоснабжение и канализацию. На 14 процентов реально повысились тарифы на энергоносители, в среднем на 4,3 процента, в связи с этим, должны подняться тарифы на услуги ЖКХ. Если 14 - это 100 процентов, то 4,3 - составит 30,9 процента. И итогом аргументированного экономического обоснования увеличения тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и канализацию, связанного с повышением тарифов на электроэнергию и газ, должно стать замедление темпов первых относительно последних примерно на 69 процентов.

Что же касается предприятий, находящихся в муниципальной собственности, тарифы для потребителей которых должны устанавливать органы местного самоуправления, то в настоящее время поднят и активно обсуждается на всех уровнях власти вопрос о передаче нашей структуре функций по регулированию тарифов на любые услуги ЖКХ для любых предприятий, независимо от форм собственности. Такая инициатива исходит от ряда руководителей городов и районов и полностью вписывается в представление Президента и губернатора о едином тарифном центре в крае, о самом предназначении этого центра.

Если же говорить о влиянии роста тарифов на энергоносители на повышение цен на другие важнейшие товары и услуги, то здесь нужно констатировать, что с экономической точки зрения его никак нельзя назвать значительным. Судите сами: доля затрат на электроэнергию и газ в структуре себестоимости, скажем, пищевой продукции не превышает 4 процентов, добычи угля - 8. Но это с одной стороны. С другой - цены на продукты питания, стройматериалы, бытовую технику и т.д. государством не регулируются. Здесь нет монополии, - значит, здесь должна развиваться конкуренция. Безусловно, она еще на начальных этапах своего становления. Поэтому, возможны те самые перегибы, о которых мы с вами говорили, - несоразмерное все с тем же увеличением тарифов на энергоносители повышение цен на рыночную продукцию.

Однако сегодня, все-таки, даже Всемирная торговая организация признала Россию страной с рыночной экономикой. Признала, конечно, авансом, но из этого следует, что, мало-помалу, наш рынок саморегулируется и подстраивается под интересы потребителей. Перегибов становиться все меньше, их последствия - все менее масштабны; производители и продавцы товаров и услуг начинают использовать методы здоровой конкуренции. И задача регулирующих органов, в том числе, региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов, - помочь рынку полностью перестроиться на эти рельсы. В частности, путем регулярного прогнозирования динамики ценовых процессов, их экономического обоснования, постоянного ознакомления с объективными данными федеральных, краевых и муниципальных органов власти, публикации этих данных в средствах массовой информации.

Цель разъяснительной работы, думаю, понятна: население вправе знать какие цены обоснованы, а какие - нет; государственные и муниципальные органы в состоянии применять определенные меры к лицам, игнорирующим и завышающим объективную ценовую динамику; сами же производители и продавцы должны, наконец, усвоить, что необоснованное экономическими критериями повышение стоимости товаров и услуг - не что иное, как бесконечная гонка по кругу, где легко можно отстать, трудно наверстать упущенное и невозможно выиграть.

- Сергей Николаевич, как региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов осуществляется контроль за соблюдением государственной дисциплины регулируемых цен и тарифов?

- С помощью комплексных проверок регулируемых нами предприятий и организаций. У нас существует план проверок по муниципальным образованиям края, который согласован с администрацией края. Естественно, он постоянно дополняется и уточняется, в зависимости от информации, поступающей к нам из финансовых, ценовых, налоговых, контролирующих служб, органов местного самоуправления, от юридических и физических лиц.

В месяц специалисты региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов проверяют около 10 предприятий, которым, в соответствии с действующим законодательством, мы уполномочены утверждать цены и тарифы на реализуемые товары и услуги.

Осуществляя ревизионные функции, наши работники решают сразу три задачи.

Первая и основная - контроль за соблюдением установленных цен и тарифов. Каков же эффект такого контроля? Например, мы проверяем правильность применения предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства предприятиями оптовой торговли, медицинскими учреждениями и аптеками. В случае выявления фактов завышения цен, наши работники, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, правомочны налагать штрафы на должностных лиц, допустивших нарушение, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот. Представьте, только одно пятикопеечное нарушение ценообразования на один лекарственный препарат обойдется аптеке в 55 тысяч рублей. Такова реальная цена сравнительно небольшого превышения цены. Вдумайтесь: стоит ли подобная игра свеч?..

Вторая задача заключается в непосредственной проверке на местах тех показателей, которые мы обязаны принять за базовые при расчете или пересчете цен и тарифов, которые подтверждены документально, но все равно не могут быть полностью аргументированными. Отследить их объективность можно только визуально. Речь идет о сугубо технических параметрах, определяющих, в частности, качество и объем проведенного предприятием электросетей ремонта оборудования. По бухучету проведена покупка и установка одних выключателей, конденсаторов, предохранителей, трансформаторов, - проверка выявляет наличие других; в документах зафиксирована замена киосковой подстанции и силового кабеля, - на деле оказывается, что и подстанция и кабель не менялись, минимум, лет двадцать. В таких случаях, наши специалисты составляют соответствующие акты, и при последующем регулировании все неподтвержденные расходы будут обязательно с тарифа сняты. Предприятие лишится оборотных средств, а выявленные факты могут повлечь за собой для руководителя и главного бухгалтера наказание, вплоть до уголовного. Оправдан риск или не оправдан - решайте сами.

Третья задача, выполнения которой добиваются наши специалисты при проверках, состоит в жестком контроле за целевым использованием средств, заложенных в утвержденные цены и тарифы. К примеру, предприятие тепловых сетей, не освоило инвестиционную составляющую, которая должна направляться на внедрение новых, более совершенных технологий. При очередном пересмотре тарифов для потребителей этих теплосетей, неосвоенные и дозаявленные средства в расчет приняты не будут. Какой нам смысл включать в состав тарифа расходы, пусть даже на благие цели, если предприятие ничего не делает для их достижения? Выбрасывать деньги потребителей на ветер мы не позволим.

Для наглядности эффективности проверок приведу такие цифры: за 9 месяцев текущего года нашими специалистами проверены 85 организаций, вследствие чего более 2,6 миллиона рублей незаконно полученной прибыли возвращены потребителям.

- Говоря о первостепенных задачах, стоящих перед региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов, Вы упомянули функции пополнения и экономии бюджета. Каким образом они осуществляются?

- Разумное сдерживание роста цен и тарифов, - и есть самая что ни на есть экономия бюджетов всех уровней, немалые средства которых направляются на оплату товаров и услуг на государственные нужды и на погашение предусмотренных законодательством льгот. Только в прошлом году и только за счет регулирования тарифов на газ, тепло и электричество, экономический эффект составил 2 миллиарда 243 миллиона 685 тысяч рублей. Заверяю, что в этом году общая экономическая эффективность работы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов значительно превзойдет эту цифру.

Плюс к этому, мы проводим мониторинг цен для госзаказа. Анализируем по краю ценовые показатели на различную продукцию, направляем эти данные государственным учреждениям и, в конечном итоге, согласовываем им затраты на приобретение необходимых товаров. Главный критерий при согласовании - была ли соблюдена конкурсность при отборе продукции и насколько минимизированы бюджетные затраты.

Не стоит также забывать, что административные штрафы, которые мы налагаем, помимо поучительной и назидательной стороны, имеют весьма материальные свойства и напрямую идут в краевую казну.

Хотя, конечно, если никаких нарушений не будет, - мы возражать не станем. Значит мы своего добились. Ведь меры воздействия на нарушителей госдисциплины цен задуманы вовсе не ради самих мер. Нет нарушений - нет штрафов, но и нет проблемы. Государство от этого не проиграет. Государство от этого только выиграет...

"Кубанские новости", 29.10.2002 г.