Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Сергей Милованов: ""Бесконтрольного и безмерного ценообразования мы не допустим""


В связи с этим, в "Кубанские новости" поступает множество обращений граждан и юридических лиц с просьбой разъяснить ситуацию. "Почему произошло повышение тарифов; каким образом они формируются; кто несет ответственность за бесконечное увеличение цен на энергоносители; можно ли на региональном уровне остановить или затормозить рост тарифов?...", - вот лишь некоторые, самые злободневные вопросы, ответов на которые ждут сегодня кубанцы.

Учитывая актуальность проблемы и высокий общественный резонанс, который вызывает любое повышение цен на энергоносители, сложившееся положение мы попросили прокомментировать председателя региональной энергетической комиссии - генерального директора департамента цен и тарифов Краснодарского края Сергея Милованова.

- Действительно на одном из последних заседаний региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края приняты новые тарифы на электрическую энергию, а также на газ для потребителей региона, которые вступили в действие с 1 августа. Здесь необходимо пояснить, что, в соответствии с действующим федеральным и краевым законодательством, именно на наш орган администрация края возложила обязанности по государственному регулированию рынка продукции и услуг естественных и локальных монополий и вынесению решений по тарифам.

Задача, которая стоит сегодня перед регулирующими органами, очень сложна и многогранна. Хотим мы того или нет, "правила игры" в ТЭК страны пока продолжают диктовать монополисты. К примеру, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) в сущности рынком не является, - его контролирует РАО "ЕЭС России". Оно блокирует дешевое электричество, вырабатываемое рядом атомных электростанций, тем самым создавая необходимую видимость дефицита электроэнергии и манипулируя якобы экономически обоснованной цифрой стоимости ее отпуска. Примерная такая же картина и в газовом хозяйстве.

Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) РФ на основании Постановлений Правительства России, под давлением монополий, раз за разом принимает решения по увеличению отпускных цен на электроэнергию и газ, поставляемые в субъекты федерации. Нас ставят перед фактом, после чего регулирующий орган края просто обязан пересматривать тарифы для потребителей.

Вот и сейчас постановлением ФЭК для ОАО "Кубаньэнерго" (главного поставщика электрической энергии в регионе) с 1 июня более чем на 20% увеличен размер абонентской платы за услуги РАО "ЕЭС России" по организации функционирования и развития Единой энергетической системы страны. Кроме того, произошло повышение оптовых цен на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, и 15-процентное увеличение стоимости газа. Естественно, "Кубаньэнерго" тут же на законных основаниях подало документы на пересчет тарифов на электроэнергию непосредственно для потребителей.

Специалисты региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов тщательно изучили насколько представленные расчеты соответствуют истинным потребностям энергосистемы, а в чем выражают необоснованные запросы корпорации. Была проделана объемная работа по анализу заявленных эксплуатационных затрат и прибыли предприятия, по их корректировке согласно действующей методике расчетов, а также проведенной проверке по филиалам "Кубаньэнерго". Затем экономически обоснованные цифры прошли согласование на заседании Экспертного совета, в состав которого входят представители органов краевой исполнительной и законодательной власти, крайсовпрофа, энергоснабжающих организаций. Лишь после этого было принято окончательное решение. Аналогичным образом строилась работа и по пересмотру тарифов на газ.

Подчеркну, что сознательно занижать тарифы, обрекать энергосистему региона на финансовый крах мы не собирались и не собираемся. Но сделать все от нас зависящее для того, чтобы рост цен на Кубани был сведен к максимально допустимому минимуму, мы просто обязаны. Именно поэтому тарифы увеличились не на 15-30, как требовали газовики и энергетики, а на 10-18 процентов. В частности, тариф на электроэнергию для бюджетных организаций, в пределах предусмотренного лимита, остался на прежнем уровне, для промышленных и приравненных к ним потребителей он увеличился на 18 процентов, для электрифицированного городского транспорта - на 12. Тариф для городского населения повысился также на 12 процентов, для сельских жителей и малоимущих слоев - на 10.

Безусловно, даже 10 процентов для большинства граждан - увеличение немалое, но такова реальность. Топливно-энергетический кризис вряд ли входит в планы как монополистов, так и самих потребителей.

В то же время, бесконтрольного и безмерного ценообразования, которое нещадно бьет по кошельку потребителей, вызывает инфляцию, ухудшает экономическое положение края, мы не допустим. В этом, я думаю, энерго- и газоснабжающие организации уже смогли убедиться...

В заключение хотелось бы отметить, что именно с целью повышения уровня и КПД региональной политики госрегулирования естественных и локальных монополий не так давно постановлением губернатора РЭК и управление ценовой политики слиты в одно целое. Отныне на Кубани действует региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края. В пределах данных краю федеральным центром полномочий, объединены все сферы, подлежащие государственному регулированию. А они, как вы понимаете, неразрывно связаны: поднимаются тарифы на электричество и газ - растут цены на проезд в транспорте, на теплоэнергию, на пользование водой и т.д.

Таким образом, в крае будет формироваться единый подход к тарифной политике, единая система оценок, единый уровень требований к регулируемым организациям, единый порядок установления тарифов. Тем самым, краевые власти смогли сделать то, чего никак не может сделать Правительство РФ, - в региональном масштабе реализуется Указ Президента России от 4 сентября 2001 года № 1091 о создании Единого тарифного органа. Органа, который, по замыслу Владимира Путина, должен содействовать укреплению политики госрегулирования продукции и услуг естественных и локальных монополий, повышению ее объективности.

Надеюсь, наша инициатива поможет московским чиновникам преодолеть ведомственные барьеры и понять наконец, что государство, не заботящееся о своих гражданах, - обречено. Создание системы одного стандарта, вкупе с проведением государственной (в истинном смысле этого слова) политики регулирования цен и тарифов, без сомнения, будет способствовать минимизации их роста, стабилизации как экономической, так и социальной сферы. Тогда и нам в регионах станет значительно легче. Пока же этого не произошло мы можем надеяться лишь на собственные силы, средства, полномочия. А они, увы, не безграничны.

"Кубанские новости", 06.08.2002 г.