Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

На Кубани закладывается мина: под диктат монополий


С тем, что цены и тарифы на важнейшие товары и услуги постоянно изменяются, причем, исключительно, в сторону повышения, все мы практически смирились. За 15 лет разнообразных преобразований, политики и экономисты приучили российских граждан, что в нашу эпоху в нашей стране иначе быть не может. И если кто-то ""непонятливый"" попытается уколоть вопросом ""почему - не может?"", найдется немало ""светлых умов"" из числа государственных мужей и воротил бизнеса, которые легко его парируют: ""Потому что инфляция продолжается, падают темпы производства, растет себестоимость продукции, основные фонды приходят в упадок: Одним словом, потому что нет стабильности"". Но почему ее до сих пор нет, если те же руководители, говоря о результатах своей работы, утверждают об огромных успехах и о глобальных прорывах? Этот вопрос, увы, из разряда философских, а философия, как известно, - наука далеко неточная.

А теперь вернемся к тому, с чего, собственно, начали, - к постоянному изменению цен и тарифов, - и попробуем разглядеть в данном процессе доселе неизведанные и, надо думать, достаточно привлекательные стороны, прежде всего, для кубанских потребителей. И поможет нам в этом, как вы уже догадались, именно кубанский опыт.

Об этом опыте и шла речь на состоявшейся сегодня в администрации края пресс-конференции председателя региональной энергетической комиссии - генерального директора департамента цен и тарифов Сергея Милованова.

Итак, все по порядку. Специалистами регионального органа, на который возложены функции утверждения цен и тарифов на продукцию и услуги, подлежащие государственному регулированию, произведен пересчет тарифов на электроэнергию для потребителей Кубани. И не было бы здесь ничего хорошего и примечательного, если бы не несколько но:

Первое. Суть вопроса, в данном случае, не в увеличении тарифов, а в уменьшении их средней величины, за счет снижения, уже с 1 июля текущего года, уровней тарифов для промышленных и приравненных к ним потребителей. Это стало возможным благодаря проведенной экспертами региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов края комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности основного поставщика электроэнергии в регионе ОАО ""Кубаньэнерго"" и ее филиалов. В результате, было выявлено около 350 миллионов рублей, заложенных ранее в тарифы и использованных не по целевому назначению.

Второе. Регулирование естественных монополий, к которым относится ОАО ""Кубаньэнерго"", впервые осуществляется не по требованию монополистов, а по инициативе государственного органа. Впервые не только для Краснодарского края, но и для всей страны.

Первое и второе вкупе дают третье. В нем и заключается главное. Наконец-то нашлись силы и аргументы противостоять монополиям, которым до сих пор удавалось диктовать свою волю. И это - событие далеко не местного уровня. Это важнейший прецедент федерального масштаба.

То, что отчаянные попытки ОАО ""Кубаньэнерго"" полностью отстоять, по их мнению, итак недостаточно весомые тарифы обречены на провал, стало ясно 20 июня - на заседании экспертного совета по ценовой и тарифной политике края. Резюмируя его итоги, председатель экспертного совета, первый вице-губернатор Александр Ремезков, четко дал понять представителям ""Кубаньэнерго"": краевые власти намерены довести начатое до логического завершения и тем самым доказать монополистам, что требования Закона едины для всех. А уже 26 июня на заседании правления региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов вышеназванное решение о снятии с тарифов 350 миллионов было принято.

Здесь надо пояснить: еще во время прошлого регулирования в начале текущего года, Александр Ремезков заявил на заседании экспертного совета, что региональные органы власти больше не потерпят одностороннего понимания законодательства, когда ОАО ""Кубаньэнерго"" требует включить в тарифы все предусмотренные нормативными актами затраты, а для контроля за их исполнением никого и близко не подпускает. ""Шантаж в виде рассказов о бедственном положении энергосистемы и о страшных последствиях, в случае неудовлетворения всех запросов ОАО ""Кубаньэнерго"", с нами не пройдет"", - подчеркнул первый заместитель главы администрации края.

И все же, учитывая все реальные сложности, возникшие перед ОАО ""Кубаньэнерго"" (увеличение с 1 января на 19% тарифов на электроэнергию, отпускаемую с федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), на 11% - размера абонентной платы за услуги РАО ""ЕЭС России"" по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы страны, на 20% - цен на природный газ), экспертный совет рекомендовал региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов повысить тарифы с 1 февраля 2003 года. Но повысить на минимально допустимую, предложенную, кстати, федеральным правительством величину - 14 процентов, - и ввести в действие временно, поскольку ОАО ""Кубаньэнерго"" так и не представило все требуемые для расчета тарифов документы. В дальнейшем, по результатам проверки ОАО ""Кубаньэнерго"", тарифы предполагалось пересмотреть и сделать в максимальной степени экономически обоснованными.

Как видите: все идет по сценарию, выработанному на заседании экспертного совета. 31 января, решением регулирующего органа, новые тарифы временно введены. Затем удалось завершить комплексную проверку ОАО ""Кубаньэнерго"", были подведены ее основные итоги. 28 апреля региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов инициирован пересмотр тарифов. А сегодня мы становимся свидетелями не так часто встречающегося в нашей жизни торжества законности над неестественной диктатурой естественной монополии.

Вот как выглядит позиция специалистов регулирующего органа края, озвученная председателем региональной энергетической комиссии - генеральным директором департамента цен и тарифов Сергеем Миловановым: ""При обосновании очередных повышений тарифов, особый упор делается на необходимость проведения ремонтов оборудования. Законные требования ОАО ""Кубаньэнерго"" учитывались и будут учитываться. Проверкой выявляется, что часть выделенных на эти цели средств имеет нецелевой характер использования. Постановление Правительства России об основах ценообразования на электроэнергию предусматривает такой вариант развития событий. Все средства, использованные не по назначению, должны быть с тарифов сняты"".

На принципах прерогативы Закона и строится тарифная политика в крае. Она вовсе не подпитывается политически выгодными красками. Иначе, снижение тарифов производилось бы, в первую очередь, для населения - главной избирательной силы на выборах.

""Мы понимаем, что тарифы на энергоносители душат не только производство. Они являются тяжелой ношей для многих категорий плательщиков, - говорит Сергей Милованов. - Для облегчения этой ноши, поверьте, делается все возможное. Но, во-первых, не все в нашей власти - ниже определенной, доведенной нам из Москвы планки, тарифы не опустишь: развалится энергосистема региона, отключат краю электрорубильник, - что тогда будем делать? Во-вторых, нельзя бесконечно все валить на промышленность, - она и так по тарифам рассчитывается по максимуму? В третьих, есть федеральные нормативные акты, предписывающие уходить от такой практики. Сегодня мы имеем прекрасную возможность сделать первый шаг на пути их исполнения - наиболее безболезненно перераспределить средства и немного выровнять тарифы, понизив их для одних групп и оставив на прежнем уровне для других. И мы сделали этот шаг:"".

Надо заметить, что новые методические указания Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) России, в соответствии с которыми, тарифы надо рассчитывать по уровням напряжений и по четырем основным группам потребителей, взамен существующим на данный момент более чем двадцати (!), - документ, важный, нужный, но на практике трудновыполнимый. Судите сами. Действующее на сегодняшний день в стране перекрестное субсидирование, то есть снижение тарифов для одних групп потребителей за счет увеличения для других, фактически означает перекладывание ценовой нагрузки на промышленность. Как итог, она развивается слабыми темпами, тем самым плохо выполняя свои основные задачи крупного бюджетонаполнителя. От наполняемости бюджета, в свою очередь, зависит уровень зарплат учителей и медиков, пенсий по старости и инвалидности, различных пособий и дотаций: Как видите, такой подход к формированию тарифов, - политика для государства, стремящегося к стабильности, недальновидная. Значит, от перекрестного субсидирования нужно уходить. Но как, если первые же попытки сделать это, в большинстве случаев, обречены? По простейшей логике, чтобы снизить тарифы для промышленности, надо увеличить их для остальных групп, в том числе, для населения и бюджетных потребителей (детские сады, школы и т.д.). Но ведь это, - дорога в никуда. Резкое повышение тарифов для слабозащищенных категорий вызовет не только новые потрясения в обществе, но и новую волну неплатежей за потребленную энергию. А следом обязательно придут веерные и точечные отключения электричества. Вот потому, многие регионы и застыли сегодня в бездействии меж двух огней: и методуказания выполнять надо, и провальных решений принимать не хочется: Бездействовать, конечно, безопаснее. Тем более, ситуация - почти тупик. Только вот выход из него сам по себе не появится. Его надо искать. И его можно найти, в частности, в резервах самих тарифов. Ведь не настолько же они прозрачные, в самом-то деле! Резервы для выполнения методических указаний ФЭК и выравнивания тарифов посредством их частичного снижения для групп потребителей, несущих основной вес перекрестного субсидирования, есть. Путь, по которому пошли кубанские власти, - лишнее тому свидетельство. Но для воплощения столь неординарных планов в жизнь нужны сильная ценовая политика и твердая государственная воля. И то, и другое сегодня на Кубани присутствует.

Председатель ФЭК России Георгий Кутовой, перед проведением в Анапе в феврале этого года семинара-совещания для региональных энергетических комиссий (РЭК) России, встретился с губернатором Александром Ткачевым и после обстоятельной беседы, отметил, что ""Краснодарский край в вопросах тарифообразования на электричество смог найти ""золотую середину"", а в плане организации и функционирования регионального регулирующего органа, - вообще, является лидером и первопроходцем"". Уже на семинаре председатель ФЭК дал распоряжение своим службам изучить кубанский опыт и рекомендовать его к максимальному использованию в других субъектах федерации.

Что же особенного в этом опыте? На самом деле все просто: на Кубани одними из первых начали реализовывать Указ Президента РФ о формировании государственной ценовой политики единого стандарта, что, по замыслу Владимира Путина, должно способствовать повышению качества и объективности системы госрегулирования. В соответствии с постановлением губернатора, в июне 2002 года путем слияния РЭК и управления ценовой политики образована региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов.

Комплексность подхода к системе ценового регулирования и профессиональная разноплановость специалистов единого тарифного органа края во многом и обеспечила возможность возникновения на Кубани того самого прецедента федерального уровня, о котором мы сегодня говорим. Хотя, если проанализировать принятые решения по утверждению тарифов, скажем, на жилищно-коммунальные услуги, мы увидим, что подобные прецеденты в крае уже были. С меньшими масштабами, конечно, но не с меньшей значимостью. С начала работы объединенной структуры, со снижением к действующему до этого уровню утверждено не менее 20 экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ для потребителей так называемых локальных монополий. И то ли еще будет, когда краевые власти смогут преодолеть еще имеющиеся барьеры, связанные с несовершенством законодательных основ тарифной политики, и полностью завершить формирование на Кубани единой системы регулирования.