Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

""Президент косвенно поддержал краевые власти. Слово - за правительством""


На недавней встрече с вице-премьером Виктром Христенко, Владимир Путин жестко заявил, что уровень роста энерготарифов в ряде регионов страны уже выходит за все допустимые объективной реальностью рамки, за которыми на крах обречена любая экономика. В связи с этим, он поручил заместителю председателя правительства лично проследить за четким соблюдением в субъектах федерации верхних планок увеличений тарифов, планирующихся в 2004 году. Тем самым, президент косвенно поддержал активно обсуждающееся сейчас в Москве решение кубанских властей, согласно которому с 1 июля 2003 году в крае произведено снижение тарифов на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним групп потребителей.

Напомним, что в июне текущего года региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края произведен пересчет тарифов на электрическую энергию для потребителей Кубани. В результате, впервые в условиях современной России, удалось добиться не увеличения, а уменьшения их средней величины, за счет снижения, уже с 1 июля, уровней тарифов для групп потребителей, несущих основной вес перекрестного субсидирования.

Это стало возможным благодаря проведенной экспертами единого тарифного органа края комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности основного поставщика электроэнергии в регионе ОАО ""Кубаньэнерго"" и его филиалов. По ее итогом выявлено 350 миллионов рублей, заложенных ранее в тарифы, но неосвоенных или использованных не по целевому назначению. В соответствии с заключением экспертного совета по ценовой и тарифной политике края и решением правления региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов, вышеназванные средства направлены на поэтапную ликвидацию в регионе перекрестного субсидирования.

Итак, новые тарифы утверждены и введены в действие. Однако точку в споре кубанских властей и энергетиков ставить еще рано. По мнению руководства ОАО ""Кубаньэнерго"", действовавшие до 1 июля тарифы итак были недостаточно весомыми. Несложно догадаться, что даже небольшое их снижение тем более не может утраивать монополистов, мотивирующих нецелевой характер использования средств, входящих в состав тарифов, исключительно тяжелым финансовым состоянием предприятия.

В настоящее время разногласия ОАО ""Кубаньэнерго"" и региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов находятся на рассмотрении в Федеральной энергетической комиссии России. Каким будет решение ФЭК, однозначно утверждать сейчас никто не сможет, но учитывая обеспокоенность ростом тарифов на электроэнергию в стране Президента РФ Владимира Путина, можно предположить, что кубанский опыт регулирования тарифов вполне состоятелен в качестве положительного и рекомендуемого к использованию в других субъектах федерации.

В чем же заключается этот опыт? На чем основано снижение тарифов?

Вот как выглядит позиция специалистов регулирующего органа края, озвученная председателем региональной энергетической комиссии - генеральным директором департамента цен и тарифов Сергеем Миловановым: ""При обосновании очередных повышений тарифов, особый упор делался и делается на необходимость проведения плановых и капитальных ремонтов оборудования. Законные требования ОАО ""Кубаньэнерго"" учитывались и будут учитываться. Проверкой выявляется, что часть выделенных на эти программы средств, тяжким бременем падающих на потребителей, используется не на цели поддержания энергосистемы в работоспособном состоянии. Постановление Правительства России об основах ценообразования на электроэнергию предусматривает такой вариант развития событий. Все средства, оплаченные потребителями и использованные не по назначению, должны быть с тарифов сняты"".

На принципах прерогативы Закона и строится тарифная политика в крае. Она вовсе не подпитывается политически выгодными красками. Иначе, снижение тарифов производилось бы, в первую очередь, для населения - главной избирательной силы на выборах.

""Мы понимаем, что тарифы на энергоносители душат не только производство. Они являются тяжелой ношей для многих категорий плательщиков, - говорит Сергей Милованов. - Для облегчения этой ноши делается все возможное. Поэтому, существует такая группа потребителей как малоимущие граждане, оплачивающие электроэнергию по минимально низкой стоимости. Поэтому, ветераны платят 50 процентов от величин утвержденных тарифов, которые для населения тоже далеко не самые высокие. Поэтому, есть еще ряд потребительских групп, где устанавливаются пониженные тарифы. В то же время, нельзя бесконечно все валить на промышленность, - она и так по тарифам рассчитывается по максимуму. Плюс к этому, есть федеральные нормативные акты, предписывающие уходить от такой практики. Сегодня мы получили прекрасную возможность сделать первый шаг на пути их исполнения - наиболее безболезненно перераспределить средства и немного выровнять тарифы, понизив их для одних групп и оставив на прежнем уровне для других. И мы сделали этот шаг:"".

Надо заметить, что новые методические указания ФЭК России, согласно которым тарифы надо рассчитывать по четырем группам потребителей, взамен существующим более чем двадцати (!), - документ, важный, нужный, но на практике трудновыполнимый. Судите сами. Действующее на сегодняшний день в стране перекрестное субсидирование, то есть снижение тарифов для одних групп потребителей за счет увеличения для других, фактически означает перекладывание мощной ценовой нагрузки на промышленность. Как итог, она развивается слабыми темпами, тем самым плохо выполняя свои основные задачи бюджетонаполнителя. От наполняемости бюджета, в свою очередь, зависит уровень зарплат учителей и медиков, пенсий по старости и инвалидности, различных пособий и дотаций. Кроме того, высокие тарифы для промышленности приводят к тому, что за потребленную электроэнергию оплата проходит дважды: сначала за электричество платят сами предприятия для производства продукции, а затем, эти расходы входят в состав цен на товары, которые мы с вами покупаем.

Как видите, такой подход к формированию тарифов, - политика для государства, стремящегося к стабильности, недальновидная. Значит, от перекрестного субсидирования нужно уходить. Но как, если первые же попытки сделать это, в большинстве случаев, обречены? По простейшей логике, чтобы снизить тарифы для промышленности, надо увеличить их для остальных групп, в том числе, для населения и бюджетных потребителей (детские сады, школы и т.д.). Но ведь это, - дорога в никуда. Резкое повышение тарифов для слабозащищенных категорий вызовет не только новые потрясения в обществе, но и новую волну неплатежей за потребленную энергию. А следом обязательно придут веерные и точечные отключения электричества. Вот потому, многие регионы и застыли сегодня в бездействии меж двух огней: и методуказания выполнять надо, и провальных решений принимать не хочется:

Бездействовать, конечно, безопаснее. Тем более, ситуация - почти тупик. Только вот выход из него сам по себе не появится. Его надо искать. И его можно найти, в частности, в резервах самих тарифов. Ведь не настолько же они прозрачные, в самом-то деле! Резервы для выполнения методических указаний ФЭК и выравнивания тарифов посредством их частичного снижения для групп потребителей, несущих основную нагрузку перекрестного субсидирования, есть. Путь, по которому пошли кубанские власти, - лишнее тому свидетельство. Но для воплощения столь неординарных планов в жизнь нужны сильная государственная ценовая политика и твердая государственная воля. И то, и другое сегодня на Кубани присутствуют.

Кстати сказать, председатель ФЭК России Георгий Кутовой, перед проведением в Анапе в феврале этого года семинара-совещания для региональных энергетических комиссий России, встретился с губернатором Александром Ткачевым и после обстоятельной беседы, отметил, что ""Краснодарский край в вопросах тарифообразования на электричество смог найти ""золотую середину"", а в плане организации и функционирования регионального регулирующего органа, - вообще, является лидером и первопроходцем"".

Именно комплексность подхода к системе ценового регулирования и профессиональная разноплановость специалистов единого тарифного органа края во многом и обеспечила возможность возникновения на Кубани того самого прецедента федерального уровня, о котором мы сегодня говорим. Хотя, если проанализировать принятые решения по утверждению тарифов, скажем, на жилищно-коммунальные услуги, мы увидим, что подобные прецеденты в крае уже были. С меньшими масштабами, конечно, но не с меньшей значимостью. С начала года, со снижением к действующему до этого уровню утверждено не менее 25 экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ для потребителей так называемых локальных монополий. И то ли еще будет, когда краевые власти смогут преодолеть еще имеющиеся барьеры, связанные с несовершенством законодательных основ тарифной политики, и полностью завершить формирование на Кубани единой системы регулирования.

Впрочем, все это будет завтра. А сегодня, и органы власти, и энергетики края ждут вердикта ФЭК по поводу состоятельности решения о снижении тарифов на электроэнергию. От того, каким он будет, зависит очень и очень многое: например, сможет ли и захочет ли Правительство России не на словах, а на деле противостоять напору монополистов. Время покажет: