Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Ограничения платы граждан за коммунальные услуги


Информация об ограничении роста размера платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2019 года

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов, социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

В I полугодии 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) в рамках 1,7% было обусловлено исключительно увеличением ставки НДС с 18 до 20% для организаций-плательщиков данного налога.

С 1 июля 2019 г. в тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) организаций Краснодарского края учтены: решения ФАС России об установлении предельных минимального и максимального уровней тарифов на электроэнергию для населения края (в максимальном варианте для края прирост предусмотрен на 3,4%, принято увеличение на 2,6%); составляющих розничных цен на сетевой газ для населения (оптовой цены на 1,4% и тарифов на транспортировку до 3,1%); повышение затрат ресурсоснабжающих организаций на газ – на 1,4%, электроэнергию – до 7, 2%, жидкое топливо – на 4,3%, оплату труда – на 4,6% согласно Отраслевому тарифному соглашению, налогов (в частности, водного налога на 15%) и прочих расходов производственной деятельности в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны.

В связи с чем, с 1 июля 2019 г. помимо роста с 1 января 2019 г. на 1,7% за счет изменения ставки НДС в Краснодарском крае, тарифы (цены) по отношению к январю 2019 года изменились:

на электроэнергию для населения – на 2,6% для городского населения и на 2,7% для городского населения в домах с электроплитами и (или) электроотопительными установками и сельского населения. Прирост зонных тарифов составил от 2,5 до 3%. При этом для сельского населения края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроотопительные установки, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1);

на газ для населения (в среднем) – на 1,7% (сетевой) и на 5,2% (сжиженный);

на услугу регионального оператора по обращению с ТКО по Краснодарской зоне деятельности (муниципальные образования г. Краснодар и Динской район) – 0%;

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений роста платежей населения за коммунальные услуги (экономически обоснованные тарифы либо льготные тарифы для населения в целях соблюдения ограничений).

С 1 июля 2019 г. распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. № 2490-р повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю ограниченно на 2,6%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6%. Рост платежа выше 5,2% не предусмотрен.

Рост платежей населения за коммунальные услуги в муниципальных образованиях ограничен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 декабря 2018 г. № 835 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2019 – 2023 годы" (в ред. от 19 июля 2019 г. № 442), в соответствии с которым на II полугодие 2019 года предельные индексы в муниципальных образованиях края утверждены от 2,6% до 5,2% при обеспечении соблюдения индекса в среднем по Краснодарскому краю в размере 2,6%.

При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года по отношению к декабрю предыдущего года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

Во II полугодии 2019 года в соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 12 ноября 2018 г. № 1347 "Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году" размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с июля по декабрь сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 года.

При этом принцип неизменности набора потребляемых коммунальных услуг, предусмотренный пунктом 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", применяется во II полугодии 2019 года исходя из набора коммунальных услуг, предоставленных в декабре 2018 года.

С 1 июля 2019 г. для ограниченного круга потребителей-граждан в 72 из 388 муниципальных образований максимальный рост платежа (до 5,2%) сложится в связи с опережающим ростом тарифов (цен) в сфере теплоснабжения и (или) водоснабжения, водоотведения, снабжения сжиженным газом вследствие: действия льготных тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов, установленных в рамках ограничений повышения платежей ранее; изменения структуры поставщиков, созданием новых организаций (в т.ч. с иной формой собственности и составом расходов); отмены льготной ставки по налогу на имущество по олимпийским объектам в соответствии с краевым законодательством; роста экономически обоснованных тарифов (учет расходов по эксплуатации введенных станций очистки воды; снижение объемов реализации услуг; опережающий рост цен жидкое топливо для котельных, покупную теплоэнергию (нерегулируемую геотермальную воду); изменение режима налогообложения; учет обоснованных подтвержденных расходов организаций, неучтенных в предыдущем периоде регулирования, др.); отмены на федеральном уровне государственного регулирования основной составляющей розничной цены на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, – оптовой цены на сжиженный газ для населения.

В муниципальном образовании город Краснодар максимальный рост платежа потребителя до 5,2% также будет обусловлен установлением нормативов накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства и внесением соответствующих изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. № 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае" (ред. от 19 августа 2019 г. № 528).

При этом в целях безусловного соблюдения индекса изменения платежей в среднем по краю – не более 2,6 % и предельных индексов в муниципальных образованиях – не более 5,2 %, для более 60 организаций тепло-, водоснабжения, водоотведения установлены льготные тарифы для населения, ниже экономически обоснованного уровня тарифов. Для компенсации выпадающих доходов от реализации ресурсов (услуг) населению по льготным тарифам таких организаций и обеспечения их стабильной работы в бюджете края предусмотрено более 600 млн рублей.

Нормативы потребления коммунальных услуг, устанавливаемые РЭК-департаментом, в 2019 году не изменялись.

В соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 30 апреля 2018 г. № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:

а) изменения набора коммунальных услуг;

б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;

в) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;

г) изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды;

д) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);

е) применения в соответствии с законодательством РФ штрафных санкций, повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам;

ж) применения дифференцированных по месяцам календарного года нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством РФ.

з) перехода после 1 января 2015 г. от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода.

Поскольку ограничение повышения    платы за коммунальные услуги предусмотрено при соблюдении принципа неизменности набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года, а по состоянию на декабрь 2018 года на территории Краснодарского края деятельность по обращению с ТКО осуществлял только региональный оператор по Краснодарской зоне деятельности, включающей муниципальные образования город Краснодар и Динской район, в 2019 году действие утвержденных предельных индексов на сферу предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО распространяется только на вышеуказанные муниципальные образования.

В структуру платежного документа помимо коммунальных услуг, которые регулируются государством, входят также жилищные услуги (например, содержание и ремонт жилого помещения, домофон, охрана и т.п.), стоимость которых не регулируется государством. Она определяется самими собственниками жилых помещений при выборе способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний) и фиксируется в договоре.

Размер платы за жилищные услуги следует уточнять в своей Управляющей компании либо в договоре управления домом.

Вниманию потребителей-граждан

 В случае если при одинаковом наборе коммунальных услуг и неизменных объёмах потребления рост платежа за коммунальные услуги превысит утвержденный главой администрации (губернатором) Краснодарского края на очередной период для соответствующего муниципального образования предельный (максимальный) индекс изменения (что будет документально подтверждено платежными документами), гражданам необходимо обращаться:

 1) к исполнителю коммунальных услуг (в управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающую организацию) за разъяснениями;

2) с соответствующим заявлением и приложением копий платежных документов (за анализируемый и базовый месяцы) в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий полномочия по государственному жилищному надзору в области применения предельных индексов в муниципальных образованиях края – государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул. Красная, 176-178, тел. 8 (861) 259-44-03 приемная руководителя, 8 (861) 251-64-36 приемная по обращениям граждан, официальный сайт www.gzhi-kuban.ru, официальный e-mail: gzhi@krasnodar.ru).

Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований, за начислением адресных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо обращаться в органы социальной защиты по месту жительства.

Мониторинг соблюдения индексов по субъектам Российской Федерации осуществляется ФАС России (http://fas.gov.ru/pages/rezultatyi-monitoringa-soblyudeniya-indeksa-izmeneniya-razmera-vnosimoj-grazhdanami-platyi.html).

Мониторинг соблюдения предельных индексов в муниципальных образованиях Краснодарского края осуществляется РЭК-департаментом цен и тарифов Краснодарского края, результаты которого ежемесячно размещаются на официальном сайте РЭК-департамента (https://rek.krasnodar.ru/plata_kom/) и портале исполнительных органов государственной власти Краснодарского края (http://www.krasnodar.ru/content/348/).

Информация об установленных тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) и утвержденных нормативах потребления коммунальных услуг и ресурсов размещена на официальном сайте РЭК-департамента в соответствующих разделах по видам деятельности, а также приведена в настоящем разделе "Ограничения платы граждан за коммунальные услуги" и обновляется по состоянию на 1 число каждого месяца.

Также РЭК-департаментом обеспечено размещение в ГИС ЖКХ всей необходимой информации о тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) и нормативах их потребления, ограничениях повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.