Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Ограничения платы граждан за коммунальные услуги


ИНФОРМАЦИЯ
об ограничении повышения размера платы граждан за коммунальные услуги с 1 января и с 1 июля 2021 г.

Тарифное регулирование на 2021 год проведено с учетом показателей прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 – 2023 годов, социально-экономического развития Российской Федерации на период 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 2827-р и от 15.11.2018 № 2490-р утверждены индексы по субъектам Российской Федерации на 2021 год и предельные отклонения по отдельным муниципальным образованиям (далее – МО) от величины указанных индексов на 2019 – 2023 годы, которые на 2021 год составили для Краснодарского края соответственно: в 1 полугодии – 0 % и 0 %; во 2 полугодии – 4,0 % и 2,6 %, т.е. рост платежей выше 6,6 % не предусмотрен.

Рост платежей населения за коммунальные услуги в МО ограничен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.12.2020 № 839 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2021 год».

При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан (потребителя гражданина в МО) за все потребляемые коммунальные услуги (за набор потребленных коммунальных услуг) в каждом месяце календарного года по отношению к декабрю предыдущего года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В 1 полугодии 2021 года повышение платежей населения за счет регулируемых составляющих – тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) и нормативов их потребления, исключено. Тарифы (цены) установлены без повышения к действующим во 2 полугодии 2020 года (по состоянию на декабрь).

Нормативы потребления коммунальных услуг в 2021 году не изменятся.

С 1 июля 2021 г. в тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) организаций Краснодарского края учтены: решения ФАС России об установлении предельных минимального и максимального уровней тарифов на электроэнергию для населения края (в максимальном варианте для края прирост предусмотрен на 5 %, принято увеличение на 4,4 %); повышение затрат регулируемых организаций на газ – на 3 %, электроэнергию – до 5,52 %, жидкое топливо – на 3,2 %, оплату труда – на 3,6, налогов (в частности, водного налога на 14,8 %), решения ФАС России об установлении предельных минимального и максимального уровней тарифов на электроэнергию для населения края, общие инфляционные процессы в экономике.

В связи с чем, с 1 июля 2021 г. для населения края тарифы (цены) изменятся:
- на электроэнергию для населения – одноставочные тарифы на 4,38 % (с 5,02 до 5,24 руб./кВтч) для городского населения и на 4,25 % (с 3,52 до 3,67 руб./кВтч) для сельского населения, а также городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (для которых применен максимальный понижающий коэффициент к тарифам для городского населения из законодательно предусмотренного диапазона от 0,7 до 1). Рост зонных тарифов составит 4,25 – 4,58 %;
- на услуги региональных операторов по обращению с ТКО – АО «Мусороуборочная компания» по Краснодарской зоне деятельности (г. Краснодар и Динской район) – на 1,6 %, АО «Крайжилкомресурс» по Белореченской зоне деятельности в г.-к. Сочи – на 3,6 %, ООО «ЭкоЦентр» по Новокубанской зоне (г. Армавир, Гулькевичский, Кавказский, Курганинский, Новокубанский и Успенский районы) – на 1,2 %, ООО «Чистая станица» по Староминской зоне (Ейский, Каневской, Кущевский, Ленинградский, Староминский и Щербиновский районы) – на 3,5%;
- на тепло-, водоснабжение и водоотведение, сжиженный газ для бытовых нужд населения (кроме заправки автотранспорта) – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги (экономически обоснованные тарифы (цены) либо тарифы (цены) для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов (цен), установленные в целях соблюдения ограничений, с последующим возмещением выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций и поставщиков сжиженного газа за счет средств краевого бюджета согласно Закону Краснодарского края от 06.04.2015 № 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края»).

Во 2 полугодии розничные цены на природный сетевой газ, реализуемый населению Краснодарского края, будут подлежать утверждению РЭК-департаментом по результатам пересмотра ФАС России составляющих розничных цен на газ одновременно с пересмотром оптовой цены газа. С учетом совокупности факторов и различных прогнозных темпов роста составляющих розничных цен на газ (оптовых цен на газ для населения, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа) рост прогнозируется в среднем по краю – на 3,18 %.

Во 2 полугодии 2021 года величина предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в МО в размере 6,6 % обусловлена:
- наличием в МО граждан-потребителей сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, опережающий рост розничных цен на который является следствием отмены на федеральном уровне государственного регулирования основной составляющей розничной цены на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, – оптовой цены на сжиженный газ для населения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2018 № 1442 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ»;
- наличием в МО граждан-потребителей услуг в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отопления, горячего водоснабжения по тарифам для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов, установленных (планируемых к установлению) в целях обеспечения непревышения предельных индексов;
опережающим ростом тарифов на электроэнергию для населения в целях поэтапного снижения перекрестного субсидирования в электроэнергетике в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе»;
- соблюдением (установлением) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных (планируемых к установлению) в рамках заключенных (планируемых к заключению) концессионных соглашений и реализацией связанных с этим мероприятий инвестиционных программ регулируемых организаций;
- реализацией положений краевого законодательства в части передачи вопросов местного значения по организации в границах поселений тепло-, водоснабжения населения, водоотведения на уровень муниципальных районов с 2021 года, в связи с чем, возможно изменение структуры поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) на территории МО, создание новых организаций (в том числе с иной формой собственности, режимом налогообложения, составом расходов).

Однако даже в условиях действия перечисленных факторов роста себестоимости коммунальных услуг многочисленны примеры установления регулируемых тарифов без повышения в 2021 году или даже со снижением с 1 января 2021 г.
Так, в 2021 году единые предельные тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО АО «Крайжилкомресурс» по Белореченской зоне деятельности в г. Горячий Ключ, Апшеронском, Белореченском, Туапсинском районах, а также ООО «ЭкоЮг» по Новороссийской зоне деятельности (г. Новороссийск, г.-к. Геленджик) останутся без изменения.

Для основных поставщиков тепловой энергии, горячей воды на территории г. Краснодара – АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго», тарифы в течение года увеличиваться не будут, а в г. Армавире и г. Сочи тарифы с 1 января снижены на 0,55 % и на 4,5 % соответственно и с 1 июля не изменятся.

В сфере холодного водоснабжения тарифы для отдельных поставщиков в г. Краснодаре (в т.ч. для ООО «Краснодар Водоканал»), в г. Сочи (в т.ч. для АО «Племенной форелеводческий завод «Адлер», ООО «Вода и канализация», ООО «Свод Интернешнл»), а также в ряде поселений Белореченского, Брюховецкого, Выселковского, Кавказского, Каневского, Кореновского, Курганинского, Мостовского, Павловского, Северского, Тимашевского и Туапсинского районов приняты без повышения в 2021 году.

При этом, для отдельных поставщиков г. Краснодара (МУП ВКХ «Водоканал», ООО «КЗП-Экспо», АО «Объединение»), г. Новороссийска, Кавказского, Крымского, Тимашевского районов тарифы приняты со снижением к установленным по состоянию на 31.12.2020 в диапазоне от 13,79% для МУП ВКХ «Водоканал» (для потребителей пос. Плодородный) г. Краснодар до 0,35% для ОАО «Масложиркомбинат «Краснодарский» г. Краснодар.

В сфере водоотведения тарифы для отдельных поставщиков в г. Краснодаре (в т.ч. для ООО «Краснодар Водоканал», ООО «Управляющая Компания «Коммуникации»), в Брюховецком, Выселковском, Динском, Ленинградском, Новокубанском, Северском, Славянском, Темрюкском, Тимашевском и Тихорецком районах приняты без повышения в 2021 году.

При этом для отдельных поставщиков г. Горячий ключ (МУП МО г. Горячий Ключ «Водоканал»), г. Сочи (МУП г. Сочи «Водоканал», ООО «Вода и канализация»), Белореченского, Брюховецкого, Крымского, Северского, Тимашевского, Усть-Лабинского районов тарифы приняты со снижением к установленным по состоянию на 31.12.2020 в диапазоне от 3,56% для АО «Очистные сооружения» Усть-Лабинского района до 0,04% для Брюховецкого филиала ЗАО «СК «Ленинградский» Брюховецкого района.

В тех случаях, когда установление тарифа (цены) на экономически обоснованном уровне приведет к превышению платы граждан за коммунальные услуги над установленными ограничениями, приняты решения об установлении пониженного, льготного тарифа для населения. В 2021 году в целях обеспечения соблюдения установленных ограничений для свыше 70 организаций тепло-, водоснабжения, водоотведения и поставщиков сжиженного газа населению в крае установлены льготные тарифы, а для компенсации выпадающих доходов регулируемых организаций в бюджете края предусмотрено более 700 млн рублей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:
а) изменения набора коммунальных услуг;
б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;
в) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;
г) изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды;
д) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);
е) применения в соответствии с законодательством РФ штрафных санкций, повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам;
ж) применения дифференцированных по месяцам календарного года нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством РФ.
з) перехода после 1 января 2015 г. от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода.

Поскольку ограничение повышения платы за коммунальные услуги предусмотрено при соблюдении принципа неизменности набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года, а по состоянию на декабрь 2020 года на территории края деятельность по обращению с ТКО осуществлялась региональными операторами по Краснодарской (г. Краснодар и Динской район), Белореченской (МО г. Горячий Ключ, г.-к. Сочи, Апшеронский, Белореченский и Туапсинский районы), Новокубанской (МО г. Армавир, Гулькевичский, Кавказский, Курганинский, Новокубанский и Успенский районы), Новороссийской (МО г. Новороссийск, г.-к. Геленджик) и Староминской (МО Ейский, Каневской, Кущевский, Ленинградский, Староминский и Щербиновский районы) зонам деятельности, в 2021 году действие утвержденных ограничений повышения платежей на сферу предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО распространяется только на вышеуказанные МО. Впервые вводимая плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО учитывается в целях применения и расчета предельных (максимальных) индексов в МО и индексов по субъектам РФ со второго года ее включения в совокупную плату за коммунальные услуги (статья 157.1, часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, пункты 4, 5 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, информационное письмо ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57432/19).

В структуру платежного документа помимо коммунальных услуг, которые регулируются государством, входят также жилищные услуги (например, содержание и ремонт жилого помещения, домофон, охрана и т.п.), стоимость которых не регулируется государством. Она определяется самими собственниками жилых помещений при выборе способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний) и фиксируется в договоре.
Размер платы за жилищные услуги следует уточнять в своей Управляющей компании либо в договоре управления домом.

Вниманию потребителей-граждан

В случае если при одинаковом наборе коммунальных услуг и неизменных объёмах потребления рост платежа за коммунальные услуги превысит утвержденный главой администрации (губернатором) Краснодарского края на очередной период для соответствующего МО предельный (максимальный) индекс изменения (что будет документально подтверждено платежными документами), гражданам необходимо обращаться:
1) к исполнителю коммунальных услуг (в управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающую организацию) за разъяснениями;
2) с соответствующим заявлением и приложением копий платежных документов (за анализируемый и базовый (декабрь предыдущего года) месяцы) в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий полномочия по государственному жилищному надзору в области применения предельных индексов в МО – государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул. Красная, 178, тел. 8 (861) 259-44-03 приемная, 8 (861) 251-64-36 по обращениям граждан, 8 (861) 255-32-93 (факс), официальный сайт www.gzhi.krasnodar.ru, официальный e-mail: gzhi@krasnodar.ru).

Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований, за начислением адресных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, необходимо обращаться в органы социальной защиты по месту жительства. Мониторинг соблюдения индексов по субъектам РФ осуществляется ФАС России (http://fas.gov.ru/pages/rezultatyi-monitoringa-soblyudeniya-indeksa-izmeneniya-razmera-vnosimoj-grazhdanami-platyi.html). Мониторинг соблюдения предельных индексов в МО Краснодарского края осуществляется РЭК-департаментом цен и тарифов Краснодарского края, результаты которого ежемесячно размещаются на официальном сайте РЭК-департамента (https://rek.krasnodar.ru/plata_kom/informatsiya-ob-izmenenii-razmera-platy/) и портале исполнительных органов государственной власти Краснодарского края (http://www.krasnodar.ru/content/348/).

Информация об установленных тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги), утвержденных нормативах потребления коммунальных услуг и ресурсов, размещена на официальном сайте РЭК-департамента www.rek.krasnodar.ru в соответствующих разделах по видам деятельности, а также приведена в настоящем разделе «Ограничения платы граждан за коммунальные услуги» на 1 число каждого месяца.

Также РЭК-департаментом обеспечено размещение в ГИС ЖКХ всей необходимой информации о тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) и нормативах их потребления, ограничениях повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.