Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги


 

Важная информация

Ограничения платы граждан за коммунальные услуги


ИНФОРМАЦИЯ
об ограничении повышения размера платы граждан за коммунальные услуги с 1 января и с 1 июля 2020 г.

Тарифное регулирование на 2020 год проведено с учетом показателей прогнозов со-циально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый пери-од 2021 – 2022 годов, социально-экономического развития Российской Федерации на пери-од 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении пре-дельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 г. № 2556-р и от 15 ноября 2018 г. № 2490-р утверждены индексы по субъектам Российской Федерации на 2020 год и предельные отклонения по отдельным муниципальным образова-ниям (далее – МО) от величины указанных индексов на 2019 – 2023 годы, которые на 2020 год составили для Краснодарского края соответственно: в I полугодии – 0 % и 0 %; во II полугодии – 4,1 % и 2,6 %, т.е. рост платежей выше 6,7 % не предусмотрен.

Рост платежей населения за коммунальные услуги в МО ограничен »постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 декабря 2019 г. № 868 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражда-нами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2020 год.

При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потреб-ляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года по отношению к декаб-рю предыдущего года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В I полугодии 2020 года повышение платежей населения за счет регулируемых со-ставляющих – тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) и нормативов их потреб-ления, исключено. Тарифы (цены) установлены без повышения к действующим во II полу-годии 2019 года (по состоянию на декабрь). Нормативы потребления коммунальных услуг не изменялись.

С 1 июля 2020 г. в тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) организаций Краснодарского края учтены: решения ФАС России об установлении предельных мини-мального и максимального уровней тарифов на электроэнергию для населения края (в мак-симальном варианте для края прирост предусмотрен на 5 %, принято увеличение на 4,5 %); повышение затрат ресурсоснабжающих организаций на газ – на 3 %, электроэнергию – до 5,82%, жидкое топливо – на 3 %, оплату труда – на 3 % согласно Отраслевому тарифному соглашению, налогов (в частности, водного налога на 15%) и прочих расходов производст-венной деятельности в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны.

В связи с чем, с 1 июля 2020 г. для населения края тарифы (цены) изменятся:
- на электроэнергию для населения – одноставочные тарифы на 4,37 % (с 4,81 до 5,02 руб./кВтч) для городского населения и на 4,45 % (с 3,37 до 3,52 руб./кВтч) для сель-ского населения, а также городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Прирост зонных тарифов составит 4,37 – 4,5 %. При этом для сельского насе-ления края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроотопи-тельные установки, в Краснодарском крае применен максимальный понижающий коэффи-циент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1);
- на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Мусороуборочная компания» по Краснодарской зоне деятельности, включающей МО г. Краснодар и Динской район, – на 5,6 %;
- на услуги региональных операторов по обращению с ТКО АО «Крайжилкомресурс» по Белореченской зоне (МО г. Горячий Ключ, г.-к. Сочи, Апшеронский, Белореченский и Туапсинский районы), ООО «ЭкоЦентр» по Новокубанской зоне (МО г. Армавир, Гульке-вичский, Кавказский, Курганинский, Новокубанский и Успенский районы), ООО «Меху-борка-Юг» по Новороссийской зоне (МО г. Новороссийск, г.-к. Геленджик), ООО «Чистая станица» по Староминской зоне (МО Ейский, Каневской, Кущевский, Ленинградский, Ста-роминский и Щербиновский районы) – тарифы установлены на 2020 год впервые с начала года и с 1 июля не изменятся;
- на тепло-, водоснабжение и водоотведение, снабжение населения сжиженным газом для бытовых нужд (кроме заправки автотранспорта) – в рамках ограничений роста плате-жей населения за коммунальные услуги (экономически обоснованные тарифы (цены) либо тарифы (цены) для населения ниже экономически обоснованного уровня (льготные) в целях соблюдения ограничений с последующей компенсацией выпадающих доходов ресурсо-снабжающих организаций и поставщиков сжиженного газа, возникающих вследствие при-менения льготных тарифов на ресурсы, поставляемые в целях оказания населению комму-нальных услуг, за счет средств бюджета края согласно Закону Краснодарского края от 6 апреля 2014 г. № 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края»).

Розничные цены на природный сетевой газ для населения Краснодарского края с 1 июля 2020 г. не изменились в связи с непересмотром ФАС России основной составляю-щей розничной цены – оптовой цены газа для населения. При принятии ФАС России реше-ния о пересмотре оптовой цены газа для населения розничные цены на природный сетевой газ для населения Краснодарского края будут пересмотрены.

Таким образом, в Краснодарском крае будет обеспечено повышение платежей в рам-ках предусмотренных ограничений: в I полугодии – 0 % (без изменения); во II полугодии – не более 4,1 % в среднем по краю и не более 6,7 % для ограниченного количества потреби-телей-граждан в МО. Во II полугодии 2020 года величина предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в МО в размере 6,7 % обусловлена:
- наличием в МО граждан-потребителей сжиженного газа для бытовых нужд, опере-жающий прогнозный рост розничных цен на который является следствием отмены на фе-деральном уровне государственного регулирования основной составляющей розничной цены на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, – оптовой цены на сжи-женный газ для населения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. № 1442 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых ак-тов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ», в связи с чем установлены розничные цены на сжиженный газ для населения ниже экономически обоснованно уровня розничных цен в целях обеспечения соблюдения предельных (максимальных) индексов;
- наличием в МО граждан-потребителей услуг в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отопления, горячего водоснабжения по тарифам для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов (льготным), установленных (планируемых к установлению) в целях обеспечения соблюдения предельных (максимальных) индексов;
- опережающим ростом тарифов на электроэнергию для населения в целях поэтапного снижения перекрестного субсидирования в электроэнергетике в соответствии с постанов-лением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 750 «О внесении изме-нений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения ве-личины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе».

При этом в целях безусловного соблюдения индекса изменения платежей в среднем по краю – не более 4,1 %, и предельных (максимальных) индексов в МО – не более 6,7 %, для более 60 организаций тепло-, водоснабжения, водоотведения и всех 14 поставщиков сжиженного газа населению установлены тарифы (цены) для населения, ниже экономиче-ски обоснованного уровня (льготные). Для компенсации выпадающих доходов от реализа-ции ресурсов (услуг) населению по льготным тарифам (ценам) таких организаций и обес-печения их стабильной работы в бюджете края предусмотрено более 700 млн рублей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:
а) изменения набора коммунальных услуг;
б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям при-боров учета коммунальных услуг;
в) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных стать-ей 159 Жилищного кодекса РФ, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных ус-луг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными зако-нами, законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного са-моуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;
г) изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставле-нии коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды;
д) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцирован-ных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);
е) применения в соответствии с законодательством РФ штрафных санкций, повы-шающих коэффициентов к тарифам и нормативам;
ж) применения дифференцированных по месяцам календарного года нормативов по-требления, установленных в соответствии с законодательством РФ.
з) перехода после 1 января 2015 г. от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода.

Поскольку ограничение повышения платы за коммунальные услуги предусмотрено при соблюдении принципа неизменности набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года, а по состоянию на декабрь 2019 года на территории края деятельность по обращению с ТКО осуществлял только региональный оператор по Краснодарской зоне деятельности, включающей МО г. Краснодар и Динской район, в 2020 году действие утвержденных ограничений повышения платежей на сферу предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО распространяется только на вышеуказанные МО. Впервые вводимая плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО учитывается в целях применения и расчета предельных (максимальных) индексов в МО и индексов по субъектам РФ со второго года ее включения в совокупную плату за коммунальные услуги (статья 157.1, часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, пункты 4, 5 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за комму-нальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400, информационное письмо ФАС России от 5 июля 2019 г. № ИА/57432/19).

В структуру платежного документа помимо коммунальных услуг, которые регули-руются государством, входят также жилищные услуги (например, содержание и ремонт жилого помещения, домофон, охрана и т.п.), стоимость которых не регулируется госу-дарством. Она определяется самими собственниками жилых помещений при выборе спо-соба управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний) и фиксируется в договоре.
Размер платы за жилищные услуги следует уточнять в своей Управляющей компании либо в договоре управления домом.

Вниманию потребителей-граждан

случае если при одинаковом наборе коммунальных услуг и неизменных объёмах потребления рост платежа за коммунальные услуги превысит утвержденный главой адми-нистрации (губернатором) Краснодарского края на очередной период для соответствующе-го МО предельный (максимальный) индекс изменения (что будет документально подтвер-ждено платежными документами), гражданам необходимо обращаться:
1) к исполнителю коммунальных услуг (в управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, ре-сурсоснабжающую организацию) за разъяснениями;
2) с соответствующим заявлением и приложением копий платежных документов (за анализируемый и базовый (декабрь предыдущего года) месяцы) в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий полномочия по государственному жилищ-ному надзору в области применения предельных индексов в МО – государственную жи-лищную инспекцию Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул. Красная, 176-178, тел. 8 (861) 259-44-03 приемная руководителя, 8 (861) 251-64-36 приемная по обращениям гра-ждан, официальный сайт www.gzhi-kuban.ru, официальный e-mail: gzhi@krasnodar.ru).

Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при на-личии законодательно установленных оснований, за начислением адресных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, необходимо обращаться в органы социальной защиты по месту жительства. Мониторинг соблюдения индексов по субъектам РФ осуществляется ФАС Рос-сии (http://fas.gov.ru/pages/rezultatyi-monitoringa-soblyudeniya-indeksa-izmeneniya-razmera-vnosimoj-grazhdanami-platyi.html).

Мониторинг соблюдения предельных индексов в МО Краснодарского края осущест-вляется РЭК-департаментом цен и тарифов Краснодарского края, результаты которого ежемесячно размещаются на официальном сайте РЭК-департамента (https://rek.krasnodar.ru/plata_kom/) и портале исполнительных органов государственной власти Краснодарского края (http://www.krasnodar.ru/content/348/).

Информация об установленных тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (ус-луги), утвержденных нормативах потребления коммунальных услуг и ресурсов раз-мещена на официальном сайте РЭК-департамента www.rek.krasnodar.ru в соответст-вующих разделах по видам деятельности, а также приведена в настоящем разделе «Ограничения платы граждан за коммунальные услуги» на 1 число каждого месяца.

Также РЭК-департаментом обеспечено размещение в ГИС ЖКХ всей необходимой информации о тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) и нормативах их по-требления, ограничениях повышения размера вносимой гражданами платы за коммуналь-ные услуги.