Региональная энергетическая комиссия —департамент цен и тарифов Краснодарского края

Деятельность

Во 2 квартале 2015 года основными темами обращений граждан являлись вопросы увеличения размера платы в сфере предоставления коммунальных и жилищных услуг, размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, а также роста цен на продукты питания и лекарственные препараты.

По вопросам повышения платы на коммунальные услуги региональной энергетической комиссией —департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее — РЭК-департамент) давались следующие разъяснения.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, регламентированном Прави-тельством Российской Федерации, исходя из установленных тарифов и объемов услуг по приборам учета, а при их отсутствии — по утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг.

Принятые в сфере обеспечения населения Краснодарского края коммунальными ресурсами (услугами) решения по установлению тарифов (цен), а также утверждению и срокам введения нормативов потребления коммунальных услуг, в 1 полугодии 2015г. исключают рост платы населения за коммунальные услуги и обеспечивают соблюдение утвержденных ограничений роста платы (тарифы (цены) и нормативы потребления коммунальных услуг (для потребителей, исполнивших обязательные требования законодательства по установке приборов учета) остаются на уровне применяемых во 2 полугодии 2014г. по состоянию на декабрь).

С 1 января 2015г. Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила), введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, которые применяются при определении нормативов потребления для расчета платежей гражданам, проживающим в многоквартирных и жилых домах, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, в размерах: с 1 января по 30 июня 2015г. — 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015г. — 1,2; с 1 января по 30 июня 2016г. — 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016г. — 1,5; с 2017г. — 1,6.

Нормативы потребления на холодное, горячее водоснабжение, электро-, теплоснабжение с учетом повышающих коэффициентов утверждены приказами РЭК-департамента от 19.12.2014 № 3/2014-нп и от 30.12.2014 № 4/2014-нп.

С учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 № 7288-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг» РЭК-департаментом 25.03.2015 принят приказ № 2/2015-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)», согласно которому в муниципальных образованиях края, где по состоянию на 30.06.2012 действовали нормативы на отопление, утвержденные органами местного самоуправления, повышающие коэффициенты не применяются и данные нормативы (базовые, т.е. без применения повышающих коэффициентов) продолжают действовать до 1 июля 2016г. Действие данного приказа распространяется с 1 января 2015г. В связи с чем, всем теплоснабжающим организациям и управляющим компаниям Краснодарского края дано указание провести соответствующий перерасчет платы граждан за услуги отопления за период с 1 января 2015г.

Согласно указанным разъяснениям Минстроя России «базовый норматив» (т.е. без применения повышающих коэффициентов) также применяется при расчете размера платы за коммунальные услуги:
предоставленные в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также в домах, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем 2 куб.метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), поскольку на такие дома не распространяется требование ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» в части обеспечения оснащения их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов;
при отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 2912.2011 № 627.

По продолжающим волновать граждан вопросам обоснованности увеличения размера платы за жилое помещение РЭК-департамент разъясняла, что В сфере предоставления жилищных услуг для собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома определяется на общем собрании собственников помещений (членов ТСЖ, ЖСК) и не подлежит государственному ценовому регулированию.

Утверждению органами местного самоуправления подлежит размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за ремонт и содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч.3 ст.156 ЖК РФ).

РЭК-департамент продолжает отмечать комплексный характер обращений граждан, поступивших во 2 квартале 2015г. по вопросам предоставления ЖКУ (помимо обоснованности применяемых цен (тарифов) затрагиваются проблемы качества ЖКУ, обоснованности предъявления платы за ОДН, правильности расчета объемов и применения нормативов потребления, непредоставления информации, правовые вопросы деятельности управляющих организаций), в связи с чем, данные обращения в установленном законодательством порядке направляются по подведомственности в органы исполнительной власти края и местного самоуправления.

При этом РЭК-департамент отмечает, что в соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённого постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, и пунктом 3.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утверждённого постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861, государственный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

Во 2 квартале 2015г. имело место увеличение количества обращений граждан по вопросам определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения.

РЭК-департаментом в адрес конкретных заявителей направлялись разъяснения в зависимости от существа поставленных вопросов.

При этом, в совокупности, в рамках разъяснительной работы по вопросу определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, РЭК-департаментом пояснялось следующее.

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капи-тального строительства к сетям газораспределения, принадлежащих газораспределительным организациям на праве собственности или иных законных основаниях, определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила).

В соответствии вышеуказанными нормативно-правовыми плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Краснодарском крае — РЭК-департамент.

На территории Краснодарского края плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям установлена приказом РЭК-департамента от 14.11.2014 № 20/2014-газ, в размере 35 тыс. рублей.

Подключить газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения за 35 тыс. рублей имеют право заявители при условии, что расстояние от газо-использующего оборудования до сети газораспределения составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия пред-полагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), а максимальный расход газа, с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования, не должен превышать:
для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности — 15 куб. метров в час;
для прочих заявителей — 5 куб. метров в час.

Необходимо обратить внимание на то, что за 35 тыс. руб. газораспределительные организации должны выполнить только мероприятия до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил).

Так, в случае, если для технологического присоединения индивидуального жилого дома необходимо строительство только газопровода-ввода протяженностью не более 200 метров с рабочим давлением не более 0,3 Мпа и расходом газа не более 5 куб. метров в час, плата составляет 35 тыс. рублей.

В случае, если сеть газораспределения проходит по границе земельного участка или в пределах границ земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка, то плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.

В других случаях плата за технологическое присоединение определяется в зависимости от технических параметров, исходя из стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту.

Стандартизированные тарифные ставки для газораспределительных организаций края установлены приказом РЭК-департамента от 30.12.2014 № 24/2014-газ (размещён на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в разделе «Нормативные документы» и на сайте РЭК-департамента).

По индивидуальному проекту плата за технологическое присоединение определяется при подключении газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:
проведение лесоустроительных работ;
проведение врезки в газопроводы диаметром не менее 250 мм под давлением не менее 0,3 МПа;
переходы через водные преграды;
прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения;
прокладку газопровода по болотам 3-го типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

Также разъяснялось, что в соответствии с Правилами государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, не распространяется на случаи подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у организаций, не являющихся газораспределительными.

В связи с чем, плата за подключение к сетям газоснабжения, не принад-лежащим газораспределительной организации, не подлежит государственному регулированию, а определяется соглашением сторон в рамках договорных отношений.

Также во 2 квартале 2015г. актуальными были вопросы роста цен на продукты питания (в основном, без указания конкретного наименования продуктов питания) и лекарственные препараты.

Повышение розничных цен на отдельные социально значимые продукты питания во 2 квартале 2015г. характерно как для Краснодарского края, так и для Российской Федерации в целом и обусловлено воздействием комплекса факторов, оказывающих в большей или меньшей степени влияние на повышение стоимости продуктов питания.

В ответах заявителем, обращалось внимание, на то, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, цены на продукты питания не подлежат государственному регулированию. Формирование цен осуществляется предприятиями-производителями и предприятиями торговли самостоятельно, с учетом фактически сложившихся затрат и прибыли, а также спроса и предложений на рынке соответствующих товаров.

В условиях ценовой ситуации сложившейся на продовольственном рынке края в начале 1 квартала 2015г., было принято распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.02.2015 № 64-р «О внесении изменений в распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2007 № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае» (далее распоряжение № 64-р), где в перечень социально значимых продуктов питания, на которые рекомендуемая торговая наценка не должна превышать 10%, расширен, и включает дополнительно такие наименования как: куры замороженные (кроме куриных окорочков), яйца куриные 1 категории, сахар-песок, соль поваренная пищевая, мука пшеничная высшего сорта, рис шлифованный, крупа гречневая ядрица. Применение наценки не более 10% по дополнительному списку социально значимых продуктов питания должно быть соблюдено в отношении не менее одного наименования продукта (каждого, из выше перечисленных), находящегося в предприятии розничной торговли.

Применение 10% торговой наценки позволило снизить розничные цены на отдельные социально значимые продукты питания, в том числе чаще встречающиеся в обращениях заявителей.

По данным еженедельного мониторинга цен в среднем по Краснодарскому краю, после принятия распоряжения № 64-р (за период с 11 февраля по 1 июля 2015г.), розничные цены снизились на:
сметану 20% жирности фасованную в полиэтиленовый пакет — 0,3%;
соль поваренную пищевую, сахар-песок, мясо кур (кроме куриных окорочков), творог обезжиренный весовой и крупу гречневую — соответственно на 2,9%, 4,1%, 5,1%, 7,5% и 10,8%;
яйца куриные 1 и 2 категории соответственно — на 30,9% и 31,7% (также под влиянием сезонного снижения цен).

Во 2 квартале 2015г. отмечено снижение розничных цен на:
0,5-2% — на молоко 2,5% жирности в полиэтиленовом пакете, рыбу мороженую неразделанную, масло сливочное весовое и фасованное, молоко 3,2 % жирности теризованное в тетра паке;
3% и 30,7% соответственно — сезонное снижение на картофель и капусту свежую белокачанную.

Обращалось внимание заявителей, что:
для обеспечения населения продуктами питания по более доступным ценам, в муниципальных образованиях Краснодарского края продолжают работать ярмарки, где цены на большинство продуктов питания, на 5-20% ниже, чем в розничной торговле конкретного муниципального образования;
минимальный уровень цен на большинство социально значимых продуктов питания (на основании еженеделного мониторинга цен) отмечается в магазинах федеральных сетей, на 10-40% ниже, чем в несетевых магазинах, магазинах нестационарной торговли и рынках;
для получения от населения оперативной информации о фактах повышения цен на социально значимые продукты питания и принятия оперативных мер, работают телефоны «горячей линии» в РЭК-департаменте, а так же в муниципальном образовании откуда поступило обращение;
в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вопросы соблюдения антимонопольного законодательства в Краснодарском крае на предмет обоснованности роста цен на продукты питания и другие товары, входят в компетенцию Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (krasnodar.fas.gov.ru).

По вопросам повышения цен на лекарственные препараты заявителям разъяснялось, что в соответствии с с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», государственному регулированию подлежат цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), который ежегодно утверждается распоряжением Правительства РФ. На 2015г. утвержден перечень ЖНВЛП распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015г., а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необхо-димых для оказания медицинской помощи».

Установление предельных размеров надбавок на ЖНВЛП входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ.В рамках наделенных действующим законодательством полномочий, РЭК-департаментом был принят приказ от 18.02.2010 № 1/2010-м «Об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Данным приказом регулируются торговые надбавки на ЖНВЛП: единый уровень предельной оптовой надбавки — 15%, предельный уровень розничной надбавки на ЖНВЛП в зависимости от стоимости препарата в размере: до 50 рублей включительно — 25 %; свыше 50 рублей до 500 рублей включительно — 24 %; свыше 500рублей — 23 %.

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ информация о предельных (максимальных) оптовых и розничных ценах на ЖНВЛП, реализуемых на территории Краснодарского края, должна находиться в каждой аптеке, аптечном пункте, реализующем лекарственные препараты на территории края. Также информация о предельных ценах на ЖНВЛП публикуется на официальном сайте министерства здравоохранения Краснодарского края (www.minzdravkk.ru).

Лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, не подлежат государственному регулированию. Аптечные учреждения осуществляют формирование цены самостоятельно с учетом финансово-хозяйственного состояния, потребительского спроса и конкуренции на данную группу товаров на рынке фармацевтических услуг края.

В случае установления заявителями факта реализации ЖНВЛП выше установленных предельных (максимальных) розничных цен на лекарственные препараты, а также, если у заявителя возникли сомнения в цене приобретения (правильности ее формирования), необходимо письменно проинформировать РЭК-департамент, с указанием полного наименования лекарственного препарата, лекарственной формы и цены на препарат, а также адреса аптечной организации, реализующей данный лекарственные препарат. Если после совершения заявителем покупки лекарственных препаратов сохранился чек покупки или какой-либо другой документ, подтверждающий розничную цену, то копии данных документов желательно приложить к обращению.


Показатель 1 квартал 2015 года 2 квартал 2015 года 3 квартал 2015 года 4 квартал 2015 года с начала 2015 года
1 2 3 4 5 6 7
1. Поступило всего письменных обращений , из виртуальной приемной и по телефону горячей линии (количество), в том числе из администрации края (кол.)% 512 380 892
253/49% 195/51% 448/ 50%
1.1 взято на контроль всего (кол)/%, в том числе из администрации края (кол.)% 512/ 100% 380/ 100% 892/ 100%
53/12% 53/14% 106/ 12%
2. Поступило повторно (кол.)/% 0 0 0
3 Рассмотрено всего обращений (кол.) 483 404 887
из них:
3.1 удовлетворено(кол)% 2/4% 1/2% 3/3%
3.2 разъяснено(кол.)/% 481/ 99% 403/ 99% 884/ 99%
3.3 отказано(кол.)% - - -
4. В работе (кол.) 52 28 28
5. Рассмотрено комиссионно с выездом на место(кол.)% 0 0 0
6. Рассмотрено с нарушением сроков (кол.) - - -
7. Выявлено случаев волокиты, либо нарушений прав и законных интересов граждан(кол.) 0 0 0
7.1 наказаны ли виновные (чел.) 0 0 0
8. Принято граждан на личных приемах руководством 12 0 12
8.1 в том числе руководителем 12 0 12
9. Принято звонков по телефону «горячей линии» 62 34 96
10. Поступило из Виртуальной приемной 15 17 32