Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края в III квартале 2019 года


В III квартале 2019 года основной темой обращений граждан являлись вопросы роста тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2019 г. и ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги, на которые региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – РЭК-департамент) давались следующие разъяснения.

Тарифное регулирование на 2019 год проведено с учетом показателей прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов, социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ для населения.

В I полугодии 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) в рамках 1,7% было обусловлено исключительно увеличением ставки НДС с 18 до 20% для организаций-плательщиков данного налога.

С 1 июля 2019 г. в тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) организаций Краснодарского края учтены: решения ФАС России об установлении предельных минимального и максимального уровней тарифов на электроэнергию для населения края (в максимальном варианте для края прирост предусмотрен на 3,4%, принято увеличение на 2,6%); составляющих розничных цен на сетевой газ для населения (оптовой цены на 1,4% и тарифов на транспортировку до 3,1%); повышение затрат ресурсоснабжающих организаций на газ – на 1,4%, электроэнергию – до 7, 2%, жидкое топливо – на 4,3%, оплату труда – на 4,6% согласно Отраслевому тарифному соглашению, налогов (в частности, водного налога на 15%) и прочих расходов производственной деятельности в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны.

В связи с чем, с 1 июля 2019 г. помимо роста с 1 января 2019 г. на 1,7% за счет изменения ставки НДС в Краснодарском крае тарифы (цены) по отношению к январю 2019 года изменились:

на электроэнергию для населения – на 2,6% для городского населения и на 2,7% для городского населения в домах с электроплитами и (или) электроотопительными установками и сельского населения. Прирост зонных тарифов составил от 2,5 до 3%. При этом для сельского населения края и городского населения, использующего электроплиты и (или) электроотопительные установки, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1);

на газ для населения (в среднем) – на 1,7% (сетевой) и на 5,2% (сжиженный);

на услугу регионального оператора по обращению с ТКО по Краснодарской зоне деятельности (муниципальные образования г. Краснодар и Динской район) – 0% (без повышения);

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений роста платежей населения за коммунальные услуги (экономически обоснованные тарифы либо льготные тарифы для населения в целях соблюдения ограничений).

С 1 июля 2019 г. распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. № 2490-р повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю ограниченно на 2,6%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,6%. Рост платежа выше 5,2% не предусмотрен.

Рост платежей населения за коммунальные услуги в муниципальных образованиях ограничен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 декабря 2018 г. № 835 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2019 – 2023 годы" (в ред. от 19 июля 2019 г. № 442), в соответствии с которым на II полугодие 2019 года предельные индексы в муниципальных образованиях края утверждены от 2,6% до 5,2% при обеспечении соблюдения индекса в среднем по Краснодарскому краю в размере 2,6%.

При этом действующим законодательством ограничивается не сам тариф (цена) на конкретную коммунальную услугу, а совокупное изменение платы граждан за все потребляемые коммунальные услуги в каждом месяце календарного года по отношению к декабрю предыдущего года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребляемых коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

Во II полугодии 2019 года в соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 12 ноября 2018 г. № 1347 "Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году" размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с июля по декабрь сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 года.

С 1 июля 2019 г. для ограниченного круга потребителей-граждан в 72 из 388 муниципальных образований максимальный рост платежа (до 5,2%) сложится в связи с опережающим ростом тарифов (цен) в сфере теплоснабжения и (или) водоснабжения, водоотведения, снабжения сжиженным газом вследствие: действия льготных тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов, установленных в рамках ограничений повышения платежей ранее; изменения структуры поставщиков, созданием новых организаций (в т.ч. с иной формой собственности и составом расходов); отмены льготной ставки по налогу на имущество по олимпийским объектам в соответствии с краевым законодательством; роста экономически обоснованных тарифов (учет расходов по эксплуатации введенных станций очистки воды; снижение объемов реализации услуг; опережающий рост цен жидкое топливо для котельных, покупную теплоэнергию (нерегулируемую геотермальную воду); изменение режима налогообложения; учет обоснованных подтвержденных расходов организаций, неучтенных в предыдущем периоде регулирования, др.); отмены на федеральном уровне государственного регулирования основной составляющей розничной цены на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, – оптовой цены на сжиженный газ для населения.

При этом в целях безусловного соблюдения индекса изменения платежей в среднем по краю – не более 2,6 % и предельных индексов в муниципальных образованиях – не более 5,2 %, для более 60 организаций тепло-, водоснабжения, водоотведения установлены льготные тарифы для населения, ниже экономически обоснованного уровня тарифов. Для компенсации выпадающих доходов от реализации ресурсов (услуг) населению по льготным тарифам таких организаций и обеспечения их стабильной работы в бюджете края предусмотрено более 600 млн рублей.

Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – РЭК-департамент) во III квартале 2019 года в адрес конкретных заявителей направлялись подробные разъяснения с указанием тарифов (цен) конкретных поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) и утвержденных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.

По вопросам обращений граждан в части стоимости горячей воды, РЭК-департаментом, в т.ч. совместно с государственной жилищной инспекцией и органами местного самоуправления, разъяснялось.

В соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы на тепловую энергию и горячую воду устанавливаются РЭК-департаментом в экономически обоснованном размере, отражающем финансовые потребности на осуществление регулируемых видов деятельности, за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 ЖК РФ об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с последующей компенсацией выпадающих доходов организаций от реализации ресурсов по льготным тарифам для населения за счет средств краевого бюджета.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации № 354 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Разъяснения о порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению даны письмами Минстроя России от 22 марта 2017 г. № 9268-00/04, от 25 августа 2017 г. № 30394-00/04.

Правилами регламентировано распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Так, в соответствии с пунктом 42 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию для потребителей размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении определяется по формуле 23 Приложения № 2 к Правилам с применением компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды (по приборам учета или нормативам) и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 54 Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (например, на ИТП), расчет размера платы осуществляется исполнителем исходя из объема коммунальных ресурсов, использованных в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению и тарифа на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к Правилам как сумма 2 составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды (по приборам учета или нормативам), приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.

При этом во всех указанных случаях при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению Правилами предусмотрено использование количества тепловой энергии для подогрева воды для горячего водоснабжения в рамках утвержденного уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Приказом РЭК-департамента от 18 мая 2017 г. № 2/2017-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 г. № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые вступили в действие с 1 июня 2017 г.

Таким образом, с 1 июня 2017 г. независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 31 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).

Таким образом, для проведения проверки правильности начисления платы за коммунальную услугу, потребитель вправе обратиться в адрес исполнителя коммунальной услуги с соответствующим заявлением.

В связи с участившимися обращениями жителей муниципального образования город-курорт Сочи по вопросам размера платы за подключение к сетям холодного водоснабжения и водоотведения, РЭК-департаментом разъяснялось.

Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктами 81, 82 и 83 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным документом.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налог на прибыль.

Законом Краснодарского края от 15 октября 2010 г. № 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления городских округов, включая МО г.-к. Сочи, наделены полномочиями утверждать инвестиционные и производственные программы организаций, устанавливать тарифы.

По результатам внеплановой проверки администрации МО г.-к. Сочи по вопросу правильности установления для МУП г. Сочи "Водоканал" тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, проведенной РЭК-департаментом в 2018 г. администрацией МО г.-к. Сочи постановлениями от 27 июня 2018 г. № 963 и от 15 августа 2018 г. № 1279 утверждены изменения в решение администрации МО г.-к. Сочи от 4 декабря 2017 г. № 11/2017-В "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" – тарифы в части ставки тарифа на подключаемую нагрузку снижены на 2,5% и ставки тарифа за протяженность сети снижены на 36,7 % по водоснабжению до ДУ-80 мм включительно и на 25,21 % по водоотведению до ДУ-100 мм включительно, и приняты новые тарифы на подключение (технологическое присоединение), уровень которых приводился в ответах на обращения.

Окончательная стоимость подключения абонента к сетям водоснабжения и водоотведения определяется после обращения заявителя в адрес МУП г. Сочи "Водоканал" с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) и представления полного пакета документов, предусмотренного пунктом 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, в соответствии с утвержденными тарифами.

В частности, к заявлению должна прилагаться топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями.

Форма договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".

В части часто задаваемых жителями края вопросов о размере платы за технологическое присоединение к сетям газоснабжения направлялись разъяснения, содержащие ответы на поставленные вопросы с учётом технических параметров конкретных проектов газоснабжения.