Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края во II квартале 2019 года


Во II квартале 2019 года основными темами обращений продолжали являться вопросы обоснованности повышения платы за коммунальные и жилищные услуги, подробно освещенные в Обзоре обращений за I квартал 2019 года, так и вопросы применения для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческие объединений граждан (далее – НСТ) тарифов на электроэнергию с понижающим коэффициентом как для сельского населения, стоимости услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО), платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – РЭК-департамент) во II квартале 2019 года в адрес конкретных заявителей направлялись разъяснения в зависимости от существа поставленных вопросов.

В части расчетов с НСТ за электрическую энергию по тарифам с понижающим коэффициентом как для сельского населения (НСТ "Северное, НСТ "МОНТАЖНИК", НСТ "Стекольщик", НСТ "Северное", НСТ "Кубанская Нива-2", СНТ "Лотос", СНТ "Железнодорожник", СТ "Юбилейное", СНТ "Дорожник", СНТ "КСТ-2", СНТ "Биолог-Юг", СНТ "ЗИП", СНТ "Виктория", СНТ "Ветеран", СНТ "КСМ-2", ДНТ "Верхний Казачий хутор", СНТ "Берег Кубани", НСТ "Дружба", НСТ "Авиатор", СНТ "Надежда", СНТ "Звезда", СНТ "Автомобилист" из муниципального образования (далее – МО) город Краснодар, СТ "Россия", СНТ "Земледелец", СНТ "Курортторг" и СНТ "Медик" из МО город-курорт Сочи, СНТ "Садовод" и СНТ "Виноградарь-1" из МО город-курорт Геленджик) разъяснялось.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан ˗ некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, относятся к категории потребителей, приравненных к населению. Соответственно оплата электроэнергии должна осуществляться по тарифам, установленным для населения и приравненных к нему потребителей.

Приказом РЭК-департамента от 14 декабря 2018 г. № 82/2018-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея" утверждены тарифы на 2019 год для приравненных к населению категорий потребителей, в том числе для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.

В части применения понижающих коэффициентов к тарифам для населения для указанной категории потребителей (НСТ), указанным постановлением определено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. К ценам (тарифам) на электроэнергию при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей (в т.ч. и для НСТ) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов также применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Применение понижающих коэффициентов является мерой государственной поддержки граждан, в результате которой населению и приравненным к ним потребителям электроэнергии устанавливается тариф на электроэнергию (мощность) ниже экономически обоснованного тарифа, а для иных категорий потребителей электроэнергии – выше на разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения и приравненным к ним потребителям. Указанная разница образует величину перекрестного субсидирования (статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35 "Об электроэнергетике").

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1231 и от 31 июля 2014 г. № 750, величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе подлежит поэтапному снижению. В указанных целях в пункт 71 Основ ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 136 были внесены изменения, устанавливающие интервал понижающих коэффициентов от 0,7 до 1, применяемых при утверждении цен (тарифов) на электроэнергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей.

По итогам рассмотрения данного вопроса на заседаниях Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края, а также Общественного совета при РЭК-департаменте с участием представителей общественности, органов исполнительной власти Краснодарского края и Законодательного Собрания Краснодарского края, предложение РЭК-департамента о применении понижающего коэффициента 0,7 к тарифу на электрическую энергию для НСТ было отклонено.

Таким образом, РЭК-департаментом тарифы для категории потребителей НСТ установлены с коэффициентом равным единице.

Письмом ФАС России от 24 апреля 2018 г. № ЦА/29508/18 даны разъяснения, согласно которым, если заявитель является гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории НСТ, и договор энергоснабжения у такого заявителя заключен непосредственно с гарантирующим поставщиком, и данное НСТ находится в границах сельского населенного пункта, то для такого заявителя возможно применение тарифов на электрическую энергию, утвержденных с понижающим коэффициентом для населения, проживающих в сельских населенных пунктах, при оказании коммунальной услуги электроснабжения.

При этом, например, Березовский сельский округ, где расположены земли НСТ "Северное", не является населенным пунктом, а является объектом административно-территориального устройства Краснодарского края, находящегося на территории МО город Краснодар.

По информации администрации МО города Краснодар земли НСТ "Северное" расположены за границами населенных пунктов МО город Краснодар в Березовском сельском округе МО город Краснодар.

Таким образом, оплата за потребленную электроэнергию на территории НСТ "Северное" должна производиться по тарифам без применения понижающего коэффициента.

Кроме того, РЭК-департамент информировал, что письмом Минэнерго России от 25 августа 2017 г. № АН-9414/09 даны разъяснения о рекомендациях передачи объектов электросетевого хозяйства НСТ на баланс территориальных сетевых организаций.

По участившимся вопросам граждан о стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО разъяснялось.

Обеспечение потребителей природным газом является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поэтому, в соответствии с действующим законодательством техническое обслуживание ВДГО является обязательным условием его безопасной эксплуатации.

В соответствии с федеральным законодательством, затраты на содержание и ремонт ВДГО не учитываются при формировании розничных цен на природный газ, реализуемый населению.

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания ВДГО установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 (далее – Правила содержания ВДГО).

В соответствии с пунктом 40 Правил содержания ВДГО цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Таким образом, стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО не подлежит государственному регулированию и определяется специализированной организацией в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 269-э/8.

При этом гражданин вправе самостоятельно выбирать специализированную организацию, осуществляющую техническое обслуживание ВДГО, и на договорной основе определять стоимость услуг.

Вопросы обоснованности рассчитанных и установленных специализированной организацией конкретных размеров цен (тарифов) на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО подпадают под нормы действия Федеральных законов от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", контроль за соблюдением которых осуществляет антимонопольная служба.

В рамках рассмотрения значительного количества обращений граждан по вопросам платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям РЭК-департаментом сообщалось.

В соответствии со статьёй 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 (далее – Основные положения).

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 (далее – Правила подключения).

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Краснодарского края, установлена приказом РЭК-департамента от 20 марта 2019 г. № 2/2019-газ дифференцировано в зависимости от протяженности строящегося газопровода.

Так, на сегодняшний день размер платы за подключение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения, принадлежащей ГРО, составляет не более 200 м, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа), а максимальный расход газа с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования не должен превышать 5 м3/час., а для предпринимательской (коммерческой) деятельности – 15 м3/час, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотребления не более 2 м (включительно) – составляет от 7,7 до 15,2 тыс. рублей (с учетом НДС).

При этом если протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения от границы земельного участка до сети газораспределения или газопотребления составляет более 2 м, то размер платы за подключение газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения составляет 35,0 тыс. рублей.

Обращалось внимание граждан на то, что с 1 апреля 2019 года вступили в силу законодательные акты, предусматривающие применение вышеуказанной льготной платы в том числе для случаев, когда мероприятия предполагают строительство распределительных газопроводов, а не только газопроводов-вводов, как было ранее.

В других случаях, не указанных выше, плата определяется исходя из установленных стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту в зависимости от технических параметров подключения.

Также разъяснялось, что за плату, подлежащую государственному регулированию, ГРО должны выполнить только мероприятия по подключению до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил подключения).

Также сообщалось, что приказом ФАС России от 16 августа 2018 г. № 1151/18 утверждены новые Методические указания по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее – Методические указания), которые вступили в силу с 17 декабря 2018 г.

Методическими указаниями значительно изменены процедура и порядок расчёта размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и размеров стандартизированных тарифных ставок, а также предусмотрен порядок расчёта размера платы за технологическое присоединение внутри границ земельных участков заявителей.

В случае если сеть газораспределения проходит вдоль границы земельного участка или в пределах границы земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границы земельного участка, плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения и пуска газа.

При этом заявители вправе свободно выбирать специализированные проектную и строительно-монтажную организации для выполнения мероприятий, связанных с созданием системы газопотребления (внутренней и внешней) в пределах границ своего земельного участка, а также обращаться в ГРО с заявкой на осуществление указанных мероприятий.

В соответствии действующим законодательством, организация газоснабжения населения в границах городских и сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений.

В ответах на все обращения граждан заявители уведомлялись о возможности получения бесплатной юридической помощи.