Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией - департаментом цени тарифов Краснодарского края в I квартале 2019 года


В I квартале 2019 года основными темами обращений граждан являлись вопросы: повышения тарифов (цен) и платы за коммунальные услуги; различных размеров розничных цен на природный газ, реализуемый населению, установленных на территории Краснодарского края; стоимости услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО).

Региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – РЭК-департамент) в I квартале 2019 года в адрес конкретных заявителей направлялись разъяснения в зависимости от существа поставленных вопросов.

По вопросам повышения тарифов (цен) и платы за коммунальные услуги разъяснялось.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ и пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из тарифов, установленных ресурсоснабжающим организациям в порядке, определенном федеральным законодательством о государственном регулировании цен (тарифов), и объемов услуг по приборам учета, а при их отсутствии – по утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг. Изменение каждого из указанных составляющих платы за конкретную коммунальную услугу влияет на размер такой платы.

С 1 января 2019 года изменение тарифов (цен) в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) обусловлено исключительно увеличением ставки НДС с 18 % до 20 % в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Указанное повышение коснулось только тарифов (цен) организаций, являющихся плательщиками налога. Тарифы (цены) организаций, применяющих специальные системы налогообложения, либо освобожденных от уплаты налога, с 1 января 2019 года не увеличились.

Нормативы потребления коммунальных услуг (ресурсов) в Краснодарском крае не изменялись.

Таким образом, по принятым в крае на I полугодие 2019 года тарифным решениям повышение платежей населения более чем на 1,7 % (обеспечивающего учет изменения ставки НДС) за счет регулируемых составляющих (тарифов или нормативов потребления коммунальных услуг) исключено и возможно за счет изменения объема потребленных коммунальных услуг по показаниям приборов учета.

РЭК-департамент наделен полномочиями по установлению подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) и государственному контролю (надзору) за их применением, утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В связи с чем при рассмотрении обращений граждан по вопросам обоснованности размера платы за коммунальные услуги РЭК-департаментом осуществлялась проверка правильности применения установленных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги), при необходимости приводились конкретные уровни тарифов (цен), установленных для их поставщиков в муниципальных образованиях края, в том числе по адресам проживания заявителей, а также ссылки на официальном сайте РЭК-департамента, по которым можно ознакомиться с установленными для ресурсоснабжающих организаций в муниципальных образованиях тарифами (ценами) для населения.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги при наличии (отсутствии) приборов учета (коллективных (общедомовых), индивидуальных, квартирных) регламентирован Правилами № 354.

На территории Краснодарского края региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, изменению размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам их установления, обоснованности их размеров, а также к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края. В связи с чем, обращения граждан по указанным вопросам направлялись по подведомственности в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В I квартале 2019 года увеличилось количество обращений жителей Кущевского района и Староминского сельского поселения Староминского района, которые выражали обеспокоенность опережающим ростом тарифов для населения на питьевую воду и (или) водоотведение, установленных с 1 июля 2019 года. При этом в I полугодии 2019 года для поставщиков указанных ресурсов (услуг) в данных муниципальных образованиях действуют льготные тарифы для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов, установленные в целях обеспечения утвержденных ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги с последующей компенсацией выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций от применения льготных тарифов для населения за счет средств краевого бюджета согласно Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Закону Краснодарского края от 6 апреля 2015 г. № 3161-КЗ.

В связи с чем, РЭК-департамент разъяснял следующее.

В I полугодии 2019 года тарифы для населения, установленные РЭК-департаментом, обеспечивают соблюдение предельных индексов в указанных муниципальных образованиях в размере 1,7%.

На II полугодие 2019 года тарифы для населения в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения в настоящее время установлены РЭК-департаментом на экономически обоснованном уровне. Учитывая сроки вступления в силу тарифов – с 1 июля 2019 года, решение об уровне льготных тарифов для населения в данных сферах будут приняты РЭК-департаментом до 20 июня 2019 года, исходя из необходимости безусловного обеспечения соблюдения утвержденного индекса изменения платежей в среднем по Краснодарскому краю в размере 2,6 %, а также предельных индексов роста платежей в муниципальных образованиях по результатам согласований повышенного роста платежей с представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Это сложившаяся в крае ежегодная практика для всех поставщиков ресурсов (услуг) в муниципальных образованиях края с опережающим ростом экономически обоснованных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также теплоснабжения, горячего водоснабжения либо применением в декабре предыдущего года и I полугодии текущего года льготных тарифов для населения в данных сферах.

В I квартале 2019 года на значительное количество обращений жителей Краснодарского края по вопросу различных размеров розничных цен на природный газ, реализуемый населению, установленных на территории Краснодарского края, РЭК-департамент разъяснял.

В соответствии с нормами действующего законодательства составляющие розничных цен на газ – оптовые цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, и региональная составляющая – тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа, утверждаются Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России).

Расчёт размеров розничных цен на природный газ, реализуемый населению, осуществляется с учетом показателей одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период к проекту закона о федеральном бюджете, на основании принятых ФАС России решений об установлении составляющих розничных цен на газ для населения, а также утвержденных на федеральном и краевом уровнях ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

С 1 января 2019 года на всей территории Краснодарского края поставку природного газа населению осуществляет один поставщик газа – ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар".

Ранее на территории края поставку газа населению осуществляли 4 организации, для которых были установлены различные уровни розничных цен на природный газ, реализуемый населению (АО "Краснодаргоргаз" – на территории муниципального образования г. Краснодар, ОАО "Славянскгоргаз" – на территории Славянского района, АО "Предприятие "Усть-Лабинскрайгаз" – на территории Усть-Лабинского района, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" – на территории прочих 41 муниципального образования края).

ФАС России в 2018 году для ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" были уставлены размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги дифференцированно по следующим исторически сложившимся территориям поставки газа: г. Краснодар; Краснодарский край за исключением Усть-Лабинского и Славянского районов; Славянский район; Усть-Лабинский;

Таким образом, размеры региональных составляющих розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, утвержденных ФАС России, различны и составляют: для населения г. Краснодара – 671,86 руб./1000 м3, для населения Славянского района – 1183,35 руб./1000 м3, для населения Усть-Лабинского района – 994,76 руб./1000 м3, для населения прочих 41 муниципального образования края – 1478,29 руб./1000 м3.

В связи с чем, розничные цены на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, с 1 января 2019 года для ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" были утверждены с учетом дифференциации по вышеуказанным территориям, так как установление единой розничной цены на природный газ не позволяет соблюсти ограничения по изменению размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, принятые Правительством Российской Федерации.

Таким образом, разница розничных цен на газ, установленных для населения г. Краснодара, Славянского района, Усть-Лабинского района и в прочих 41 муниципальном образовании Краснодарского края, обусловлена различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых при расчёте розничных цен.

Установление единой розничной цены на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края возможно осуществить путём объединения выделенных систем поставки газа.

В Краснодарском крае данная работа проводится поэтапно, с учетом необходимости соблюдения ограничений по изменению размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

В I квартале 2019 года участились обращения граждан по вопросам повышения стоимости услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) из городских округов Сочи, Анапа, Апшеронского, Белореченского, Крыловского, Крымского, Славянского, Темрюкского и Тимашевского муниципальных районов. На обращения граждан РЭК-департаментом были даны следующие разъяснения в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО в срок до 1 января 2020 года. Данным нормативным актом установлен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой предоставление новой коммунальной услуги – услуги по обращению с ТКО (включающей сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение), может осуществляться только по договорам с региональным оператором, по установленным для него тарифам и утвержденным нормативам накопления, в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.

Тарифы для региональных операторов по обращению с ТКО подлежат установлению РЭК-департаментом. Нормативы накопления, разработанные министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. № 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае" дифференцированно для многоквартирного и частного жилого фонда в муниципальных образованиях края.

До даты оказания регоператором услуги по обращению с ТКО приме-няются положения действующего законодательства, где стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО определяется соглашением между организацией, оказы-вающей данную услугу, и потребителем, то есть не подлежит государствен-ному ценовому регулированию.

В настоящее время на территории края деятельность в сфере обращения с ТКО осуществляет региональный оператор по Краснодарской зоне деятельности, включающей муниципальные образования город Краснодар и Динской район, тарифы для которого устанавливаются РЭК-департаментом с 2017 года.

Также заявителям сообщалось, что все приказы РЭК-департамента об установлении тарифов (цен), в том числе в сфере предоставления коммунальных услуг, в законодательно установленные сроки размещаются на официальном сайте РЭК-департамента www.rek.krasnodar.ru в разделе "Приказы комиссии-департамента" по видам деятельности, а также государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) www.dom.gosuslugi.ru.

Кроме того, на официальном сайте РЭК-департамента для удобства граждан в разделе "Важная информация" создан подраздел "Ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (https://rek.krasnodar.ru/plata_kom/), в котором размещена сводная информация об уровнях установленных на текущий год тарифов (цен) в разрезе муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций с указанием нормативных правовых актов по их установлению. Данная информация актуализируются ежемесячно по состоянию на 1 число.

В ответах на все обращения заявители уведомлялись о возможности получения бесплатной юридической помощи.