Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края в 2018 году


В 2018 г. основными темами обращений граждан являлись вопросы: обоснованности повышения платы за коммунальные и жилищные услуги; уровней тарифов на коммунальные услуги, их роста с 1 июля и соответствия такого роста утвержденным ограничениям повышения платежей (в т.ч. из Староминского, Кущевского и Кореновского районов, г. Новороссийска); обоснованности неоднократного изменения в 2017 г. тарифов на питьевую воду и водоотведение в г. Сочи, а также высоких тарифов на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения; утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению; расчетов за горячее водоснабжение; размера платы за технологическое присоединение к сетям газоснабжения; стоимости проезда в транспорте общего пользования (в т.ч. стоимости проезда в транспорте общего пользования жителей ст. Старокорсунской муниципального образования г. Краснодар); повышения цен на бензин; увеличения стоимости сбора и вывоза твердых бытовых отходов в г. Сочи с 1 мая 2018 г.; обоснованности увеличения с 1 ноября 2018 г. на 1 копейку розничных цен на природный сетевой газ для населения, реализуемый ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар".

Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – РЭК-департамент) в 2018 г. в адрес конкретных заявителей направлялись разъяснения в зависимости от существа поставленных вопросов.

По вопросам обоснованности повышения платы за коммунальные и жилищные услуги разъяснялось, что согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ и пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из тарифов, установленных ресурсоснабжающим организациям в порядке, определенном федеральным законодательством о государственном регулировании цен (тарифов), и объемов услуг по приборам учета, а при их отсутствии – по утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг. Таким образом, изменение каждого из указанных составляющих платы за конкретную коммунальную услугу влияет на размер такой платы.

РЭК-департамент наделен полномочиями по установлению подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) и государственному контролю (надзору) за их применением, утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В связи с чем при рассмотрении обращений граждан по вопросам обоснованности размера платы за коммунальные услуги РЭК-департаментом осуществлялась проверка правильности применения установленных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги), при необходимости приводились конкретные уровни тарифов (цен), установленных для их поставщиков в муниципальных образованиях края, в том числе по адресам проживания заявителей, а также ссылки на официальном сайте РЭК-департамента, по которым можно ознакомиться с установленными для ресурсоснабжающих организаций в муниципальных образованиях тарифами (ценами) для населения.

При этом отмечалось, что в соответствии с утвержденными на федеральном и краевом уровнях ограничениями роста платежей населения за коммунальные услуги в I полугодии 2018 г. тарифы (цены) в сфере предоставления коммунальных услуг населению были установлены без увеличения к действовавшим во II полугодии 2017 г. (по состоянию на декабрь). Нормативы потребления коммунальных услуг (ресурсов) в Краснодарском крае также не пересматривались.

Таким образом, в I полгодии 2018 г. по принятым в крае тарифным решениям повышение платежей населения за счет увеличения тарифов (цен) или нормативов было исключено и возможно за счет изменения объема потребленных коммунальных услуг по показаниям приборов учета.

Для собственников помещений в многоквартирных домах размер платы за жилое помещение государственному ценовому регулированию не подлежит и определяется в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

РЭК-департамент полномочиями по контролю в сфере предоставления жилищных услуг не наделен.

В связи с чем, обращения граждан по вопросам обоснованности размера платы за жилое помещение, размера платы за коммунальные услуги в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлялись для рассмотрения в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края и органы местного самоуправления муниципальных образований (до внесения в краевой закон от 06.12.2017 № 3700-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" изменений от 05.10.2018 № 3856-КЗ).

В рамках рассмотрения обращений жителей г. Сочи по вопросам неоднократного изменения тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение в 2017 г. разъяснялось.

Установление тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемых ООО "Сочиводоканал" и МУП г. Сочи "Водоканал", в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Закона Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса" входит в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи.

Неоднократное в течение 2017 г. изменение тарифов на питьевую воду и водоотведение в г. Сочи обусловлено досрочным (по решению Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2017) расторжением договора аренды муниципального имущества, заключенного с ООО "Сочиводоканал", и закреплением водопроводно-канализационный комплекса города на праве хозяйственного ведения за МУП г. Сочи "Водоканал".

 В связи с чем, в 2017 г. для потребителей г. Сочи, включая население, действовали тарифы, установленные как для ООО "Сочиводоканал", так и МУП г. Сочи "Водоканал".

В соответствии с законодательством в связи с получением МУП г. Сочи "Водоканал" на основании договора аренды права пользования объектами централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, муниципальным органом регулирования были пересмотрены тарифы и долгосрочные параметры регулирования, ранее утвержденные постановлением администрации города Сочи от 14.12.2016 № 2843, и постановлением от 08.12.2017 № 2107 (в ред. от 26.12.2017 № 2237) для МУП г. Сочи "Водоканал" были установлены тарифы для населения на 2017-2019 г.г.

При этом в I полугодии 2017 г. тарифы (цены) на коммунальные услуги были установлены без увеличения к действовавшим во II полугодии 2016 г.

Для населения, поставщиком услуг которого являлось ООО "Сочиводоканал", с 01.09.2017 тарифы по отношению к декабрю 2016 г. снизились на услуги холодного водоснабжения – на 7,03%, водоотведения – на 24,52%. С 12.12.2017 тариф на услуги водоснабжения не изменился, тариф на водоотведение утвержден со снижением к тарифу декабря 2016 г. – на 5,37%.

Для населения, поставщиком услуг которых являлось МУП г. Сочи "Водоканал", с 12.12.2017 тарифы были установлены с ростом по отношению к декабрю 2016 г. на услуги холодного водоснабжения – на 3,98%, водоотведения – на 4,16%.

Таким образом, рост установленных на 2017 г. тарифов находился в рамках утвержденных ограничений роста платежей населения за коммунальные услуги как в среднем по Краснодарскому краю, так и в муниципальных образованиях края, в частности, в муниципальном образовании город-курорт Сочи: в I полугодии – 0% (без изменения); во II полугодии – 4,2%.

По вопросу нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению разъяснялось, что вступившие в силу с 1 июля 2016 г. единые на территории Краснодарского края нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению приняты РЭК-департаментом в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).

 В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме или жилого дома в месяц был определен РЭК-департаментом как отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общей площади жилых домов на период, равный продолжительности отопительного периода – количеству календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными кол-лективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

В соответствии с Правилами № 306 продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил № 306 в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

В связи с чем, в подпункте 1 пункта 7 приказа РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления ком-мунальных услуг в Краснодарском крае" нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом, поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), норматив увеличится на 14,3%.

В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению Правилами № 354 не предусмотрено возможности расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. В разъяснительном письме Минстроя России от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (дело №А32-27641/2015, электронная ссылка на него http://kad.arbitr.ru/Card/b69d4b84-0833-4d76-ae96-4079463ee5e2). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Таким образом, оплата потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные.

Следует отметить, что при наличии приборов учета оплата производится за фактически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используется.

Требования о необходимости обязательной установки приборов учета утверждены Федеральным законом от 23.11.2010 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Внесенными изменениями в часть 8 статьи 13 Федерального закона (в редакции от 29.07.2017) добавлены требования к собственникам объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, по обеспечению оснащения таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 года.

По вопросам расчетов за горячую воду в связи с установлением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для ГВС разъяснялось. Установление норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для ГВС обусловлено необходимостью его применения при расчете платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению и призвано упорядочить расчет платы за указанную коммунальную услугу.

Правилами № 354 регламентировано распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При расчете норматива, установленного приказом РЭК-департамента от 18.03.2017 № 2/2017-нп, учтена температура горячей воды, обеспечивающая предоставление качественной услуги ГВС (в точке водоразбора – 600 С). Коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения принят в диапазоне от 0,1 до 0,35.

Нормативы дифференцированы при наличии и отсутствии наружной сети ГВС, при наличии и отсутствии полотенцесушителей, а также при наличии и отсутствии изоляции на стояках внутридомовой системы горячего водоснабжения.

Дополнительно сообщалось, что письмами Минстроя России от 22.03.2017 № 9268-00/04, от 25.08.2017 № 30394-00/04 даны разъяснения о порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре", главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края", Законом Краснодарского края от 06.12.2017 № 3700-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (в редакции изменений от 05.10.2018 № 3856-КЗ) контроль за соблюдением обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, а также к качеству предоставления коммунальных услуг, осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

В части вопросов о размере платы за технологическое присоединение к сетям газоснабжения направлялись разъяснения, содержащие ответы на поставленные вопросы с учётом технических параметров конкретных проектов газоснабжения.

По вопросам многочисленных обращений жителей г. Сочи в связи с утверждением постановлением администрации г. Сочи от 08.12.2017 № 2107 тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП г. Сочи "Водоканал" на 2018 – 2022 г.г., разъяснялось.

Администрацией г. Сочи в рамках исполнения предписания РЭК-департамента по результатам проверки указанных тарифов на подключение постановлениями от 27.06.2018 № 963 и от 15.08.2018 № 1279 утверждены изменения в решение администрации г. Сочи от 04.12.2017 № 11/2017-В "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" и приняты новые тарифы на подключение (технологическое присоединение).

Администрацией г. Сочи корректировка инвестиционной программы утверждена постановлением от 22.10.2018 № 1677 "Об утверждении корректировки инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2018 – 2022 годы". Указанное постановление соответствует требованиям законодательства, нарушений не установлено.

Тарифы на подключение (технологическое присоединение) в части ставки тарифа на подключаемую нагрузку и ставки тарифа за протяженность сети соответствуют требованиям законодательства (для наиболее востребованных диаметров тарифы снижены на 36,7% по водоснабжению до ДУ-80 мм включительно и на 25,21% по водоотведению до ДУ-100 мм включительно), нарушений не установлено.

По поставленным в обращениях вопросам о стоимости проезда в транспорте общего пользования в муниципальном городском, пригородном и междугородном сообщениях разъяснялось об изменениях действующего законодательства в части полномочий органов местного самоуправления Краснодарского края по установлению тарифов на проезд пассажиров, видах пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения (по регулируемым и нерегулируемым тарифам), о причинах повышения тарифов и принимаемых мерах для максимального сдерживания роста тарифов.   

По вопросам обоснованности стоимости проезда в межмуниципальном междугородном и пригородном автомобильном транспорте заявителям разъяснялся порядок формирования стоимости проезда, с указанием нормативных документов и уровней действующих тарифов, установленных для перевозчиков, обслуживающих маршруты, на которые поступили обращения граждан. По каждому указанному в обращении маршруту при предоставлении заявителями проездных документов проверена обоснованность применяемых тарифов, сделаны соответствующие выводы о правильности взимаемой перевозчиками стоимости проезда. Заявителям даны рекомендации о дальнейших действиях, в случае выявления завышения стоимости проезда, рассчитанной РЭК-департаментом по каждому обращению.

Так, по значительному количеству обращений жителей ст. Старокорсунской муниципального образования г. Краснодар по вопросам транспортного обслуживания и стоимости проезда в транспорте общего пользования РЭК-департаментом по результатам совместного с администрацией г. Краснодара рассмотрения таких обращений сообщалось, что увеличение стоимости проезда с 35 до 58 руб., фактически оплачиваемой населением с 11.12.2018, обусловлено изменением вида регулярных перевозок на муниципальном пригородном маршруте № 141А и переходом на нерегулируемый тариф.

Давались подробные пояснения по изменениям законодательства в данной сфере, действий администрации г. Краснодара по организации перевозок на данном маршруте и переходе на нерегулируемый тариф, разъяснялся предусмотренный законодательством порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда.

При этом особо отмечалось, что ссылка на приказ РЭК-департамента от 18.07.2007 № 25/2007-АТ, указанный перевозчиком (ООО "Краснодаравтотранс") в объявлении, вывешенном в салоне автобуса, как основание для повышения стоимости проезда и установления тарифных участков на маршруте № 141А, является неправомерной. Данный приказ РЭК- департамента действовал с июля 2007 г. по март 2018 г. и отменен приказом РЭК-департамент от 14.03.2018 № 4/2018-ат, т.е. на момент повышения тарифа перевозчиком являлся недействующим. Более того, положения приказа РЭК-департамента от 18.07.2007 № 25/2007-АТ носили рекомендательный характер и регулировали отношения хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров и реализующих билеты на проезд, в части округления платы за услуги по перевозке пассажиров при обилечивании пассажиров, а не установления тарифов на проезд в пригородном сообщении в отдельных муниципальных образованиях, в т.ч.и в муниципальном образовании г. Краснодар.

По вопросам повышения цен на бензин разъяснялось, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации цены на автомобильное топливо не подлежат государственному регулированию. Формирование цен осуществляется предприятиями-производителями и предприятиями торговли самостоятельно, с учетом фактически сложившихся затрат и прибыли, а также спроса и предложений на рынке соответствующих товаров.

В настоящее время основными реализаторами автомобильного топлива на автозаправочных станциях (далее – АЗС) Краснодарского края являются: ПАО "НК "Роснефть" – Кубаньнефтепродукт"; ООО "Лукойл-Югнефтепродукт"; ООО "Газпромнефть-Юг". Помимо данных компаний существует ряд предприятий, которые имеют незначительные объемы реализации автомобильного топлива на территории Краснодарского края.

Каждая из вышеуказанных компаний самостоятельно определяет диапазон цен реализации автомобильного топлива на своих АЗС.

По данным мониторинга РЭК-департамента стоимость автомобильного топлива в среднем в Краснодарском крае составляет на 26.12.2018:

Аи-92 – 42,75 руб./л (общий рост цены с начала 2018 г. – 8,9%);

Аи-95 – 46,22 руб./л (рост цены с начала 2018 г. – 9,3%);

дизельное топливо – 44,66 руб./л (рост цены с начала 2018 г. – 15,4%).

Рост с начала 2018 г. розничных цен на автомобильное топливо в Краснодарском крае характерен и для Российской Федерации в целом и связан, в т.ч. с изменением ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, а также налога на добычу полезных ископаемых (взимаемый с нефтяных компаний при разработке месторождений), которые влекут за собой рост оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо в целом по стране.

В целях стабилизации цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке Правительством Российской Федерации была достигнута договоренность с представителями крупнейших нефтяных компаний о замораживании цен на топливо на уровне июня текущего года, увеличении поставок на внутренний рынок моторного топлива и увеличении объёма биржевых торгов (информация с официального сайта Правительства Российской Федерации).

Так, с целью сдерживания резкого роста цен на автомобильное топливо в 2018 г. Правительством Российской Федерации было принято решение о снижении акцизов на автомобильное топливо с 1 июня 2018 г. и не повышении их с 1 июля 2018 г.. Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" были снижены акцизы на бензин с 1 июня на 3000 руб./тн и дизель – 2000 руб./тн.

Кроме того, Правительством Российской Федерации применяются меры, направленные на стабилизацию цен моторного топлива на внутреннем рынке, в том числе, регулирование уровня экспортных квот, которые позволяют предотвратить дефицит топливного сырья на внутреннем рынке.

По вопросу уровней действующих тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги), причин ежегодного повышения, отличия от тарифов в других городах и районах края и Российской Федерации, изменения с 1 июля 2018 г. и соответствия утвержденным ограничениям повышения платежей населения за коммунальные услуги разъяснялось.

Параметры роста и сроки увеличения (календарная разбивка) тарифов (цен) на услуги инфраструктурного сектора электро-, газоснабжения и организаций тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также ограничения роста платежей в сфере предоставления коммунальных услуг населению ежегодно определяются Правительством Российской Федерации при согласовании прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период к проекту закона о бюджете, и подлежат учету на всех уровнях регулирования. Такое повышение предусматривается Правительством Российской Федерации ежегодно с 1 июля.

Тарифное регулирование на коммунальные ресурсы (услуги) на 2018 г. проведено в соответствии с Федеральными законами от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и принятыми в их исполнение отраслевыми основами ценообразования и методическими указаниями по расчету тарифов (цен) с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 г. и на плановый период 2019-2020 г.г., на основании принятых ФАС России решений об установлении на 2018 г. предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, составляющих розничных цен на газ, реализуемый населению, а также утвержденных на федеральном и краевом уровнях ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

В I полугодии 2018 г. тарифы (цены) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае были установлены без повышения к действующим во II полугодии 2017 г. (по состоянию на декабрь).

Во II полугодии 2018 г. тарифы (цены) изменились:

на электроэнергию для населения – от 3,83% до 3,86% (одноставочные тарифы), от 3,74% до 3,86% (тарифы, дифференцированные по зонам суток);

на газ для населения в среднем по краю – на 3,3% (сетевой) и на 1,97% (сжиженный);

на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Краснодарской зоне деятельности, включающей муниципальные образования город Краснодар и Динской район, – снижение на 16,1% (в связи с пересмотром Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2018 г.);

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги (экономически обоснованные тарифы либо в ряде муниципальных образований льготные тарифы для населения, ниже экономически обоснованного уровня тарифов). В среднем по Краснодарскому краю тарифы изменились на тепловую энергию – на 3,9%, на холодное водоснабжение – на 4,1%, на водоотведение – на 1%.

При необходимости гражданам приводились уровни тарифов (цен), установленных для конкретных организаций-поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) по адресам проживания заявителей, осуществлялась проверка правильности их применения тарифов (цен).

В сфере электроснабжения населения тарифы установлены РЭК-департаментом в рамках утвержденных ФАС России для Краснодарского края предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Тарифы на электрическую энергию установлены едиными для всего населения Краснодарского края. При этом для населения сельских населенных пунктов, а также городских населенных пунктов в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1.

В сфере газоснабжения населения розничные цены на газ утверждены РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории с учётом установленных на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен на газ для населения (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения тарифы установлены исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов на осуществление регулируемых видов деятельности (за исключением льготных тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации об ограничении повышения размера платы граждан за коммунальные услуги с последующим возмещением выпадающих доходов организаций от реализации услуг по льготным тарифам для населения за счет средств краевого бюджета).

Расчет и установление тарифов осуществляется для каждой ресурсоснабжающей организации индивидуально на основании экономически обоснованных затрат каждой такой организации. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

В сфере тепло-, водоснабжения определяющее влияние на себестоимость услуги, а значит, и на уровень тарифа, оказывают условия осуществления хозяйственной деятельности, состояние и степень износа основных производственных фондов организации, структура технологического процесса, протяженность систем коммунальной инфраструктуры, энергоэффективность производства, наличие собственных источников воды (либо ее покупка), а также объем реализации услуги, зависящий от количества потребителей, степени благоустройства жилья, уровня развития промышленного и сельскохозяйственного производства и др.

Для тепловой энергии существенное значение имеют: вид используемого топлива (жидкое и твердое топливо на территории края существенно дороже природного газа); способ выработки тепловой энергии (себестоимость тепла, выработанного ТЭЦ в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (г. Краснодар); территориальное расположение и характер местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, а горный рельеф предполагает повышенные затраты электроэнергии, в том числе на насосных станциях подъема и перекачки теплоносителя.

Кроме того, при расчете тарифов на тепловую энергию одной из определяющих величин является величина полезного отпуска тепловой энергии, которая определяется расчетным путем и зависит по услуге отопления от расчетной температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода. Чем ниже температура окружающего воздуха и больше продолжительность отопительного периода (например, в более холодных регионах страны), тем большее количество тепловой энергии необходимо отпустить для поддержания внутри помещения заданной температуры в течение отопительного периода. Таким образом, в зависимости от географического расположения величина тепловой энергии, необходимой на отопление жилого помещения, в сопоставимых условиях может значительно увеличиваться. Это соответствующим образом сказывается на величине тарифов на тепловую энергию – чем выше объемы реализации, тем ниже величина тарифа на тепловую энергию.

Ежегодное изменение тарифов обусловлено следующими основными при-чинами: ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, зависящим, в первую очередь, от федеральных факторов; повышением стоимости материалов, необхо-димых для выполнения ремонтных работ; увеличением прочих расходов в соот-ветствии с нормами действующего законодательства, ожидаемыми по прогнозу социально-экономического развития страны на очередной период общими инфляционными процессами в экономике, влияющими на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг.

При этом РЭК-департаментом принимаются исчерпывающие меры по недопущению необоснованного повышения тарифов, а также возможному сдерживанию их роста. При формировании тарифов предложения организаций проходят проверку экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, проводится анализ фактических расходов на основании первичных бухгалтерских, технических, статистических документов и динамики изменения натуральных показателей организаций в предшествующих периодах, определяются обоснованные финансовые потребности для реализации производственных и (при наличии) инвестиционных программ организаций.

При необходимости заявителям приводились конкретные факты снижения РЭК-департаментом тарифных заявок организаций по результатам регулирования.

Изменение установленных на 2018 г. тарифов обеспечило соблюдение утвержденных ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги:

индекса в среднем по Краснодарскому краю и предельного отклонения от величины указанного индекса по отдельным муниципальным образованиям в размере в I полугодии 0% (без увеличения) и во II полугодии 4% и 2,5% соответственно (распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р и от 01.11.2014 № 2222-р);

предельных индексов в муниципальных образованиях Краснодарского края в размере в I полугодии 0% (без увеличения) и во II полугодии – 4% в 322 из 389 муниципальных образований края (или 83%) и от 4,1% до 6,5% в 67 муниципалитетах (или 17%) с опережающим ростом экономически обоснованных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения, теплоснабжения, горячего водоснабжения либо применением в декабре 2017 г. и I полугодии 2018 г. льготных тарифов для населения в данных сферах (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 № 967 (ред. от 15.06.2018 № 341).

При этом указанными индексами ограничивается не рост тарифа (цены) на конкретный коммунальный ресурс (услугу), а совокупное изменение платы за коммунальные услуги всего населения субъекта РФ и максимальное изменение платежа потребителя-гражданина в муниципальном образовании за потребляемый набор коммунальных услуг в каждом месяце текущего года по отношению к декабрю предыдущего года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребленных услуг, кроме изменения нормативов их потребления).

В целях безусловного соблюдения индекса в среднем по Краснодарскому краю – в размере 4%, предельных индексов в муниципальных образованиях – не выше 6,5%, для 38 ресурсоснабжающих организаций в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения установлены льготные тарифы для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов с последующим возмещением выпадающих доходов таких организаций от реализации ресурсов (услуг) по льготным тарифам для населения за счет средств краевого бюджета согласно Закону Краснодарского края от 06.04.2015 № 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края".

В рамках рассмотрения значительного количества обращений жителей г. Новороссийска (совместно с администрацией муниципального образования г. Новороссийск), а также Кущевского района, ст. Староминской Староминского района, ряда поселений Кореновского района по вопросам высоких уровней тарифов на водоснабжение и (или) водоотведение, установленных на 2018 г. и их опережающего роста во II поолугодии 2018 г., РЭК-департаментом давались подробные разъяснения, в т.ч. в части безусловного соответствия установленных тарифов утвержденным ограничениям повышения платежей населения за коммунальные услуги, а также установлению льготных тарифов для населения (ниже экономически обоснованного уровня тарифов) в целях соблюдения таких ограничений; приводились объемы необходимых средств краевого бюдета для покрытия межтарифной разницы.

По вопросам многочисленных обращений жителей муниципального образования город-курорт Сочи об обоснованности повышения с 1 мая 2018 г. стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) сообщалось, что до установления тарифов на новую коммунальную услугу – услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в соответствии с новыми требованиями законодательства об отходах производства и потребления для регионального оператора по обращению с ТКО (региональный оператор по зоне деятельности, в которую входит муниципальное образование город-курорт Сочи, не выбран), услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, не подлежащими государственному ценовому регулированию. Их стоимость за единицу объема (руб./м3, руб./т) устанавливается организацией, осуществляющей эти виды деятельности на основании договоров, заключенных с потребителями услуг по сбору и вывозу ТБО.

Обращения по данным вопросам рассматривались совместно с администрацией города Сочи, приводился конкретный уровень тарифа согласно приказу АО "САХ по уборке города" от 28.04.2018 № 78-А "О применении стоимости оплаты услуг по сбору и транспортированию для последующего размещения твердых коммунальных отходов с 1 мая 2018 года", который с 01.05.2018 увеличился на 9,7% в связи с повышением цен на ГСМ, запчасти и прочие расходные материалы и услуги, указывались величины нормативов накопления ТКО для населения муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 № 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".

Так, в соответствии с приказом АО "САХ по уборке города" от 28.04.2018 № 78-А стоимость услуг по сбору и транспортированию для последующего размещения ТКО с 01.05.2018 и по настоящее время составляет 749,40 руб./м3 (с НДС). С учетом утвержденных для населения муниципального образования город-курорт Сочи нормативов накопления ТКО – 3,7 м3/чел./год для многоквартирного жилого фонда и 3,9 м3/чел./год для частного жилого фонда, стоимость оказания услуг по сбору и транспортированию для последующего размещения ТКО составляет 231,07 руб./чел./мес. и 243,56 руб./чел./мес. соответственно.

Одним из основных факторов, определяющим стоимость услуг по сбору и транспортированию для последующего размещения ТКО АО "САХ по уборке города", являются расходы по транспортировке и захоронению мусора на лицензированном полигоне АО "Крайжилкомресурс", расположенном в Белореченском районе, в соответствии с утвержденной в Краснодарском крае территориальной схемой обращения с отходами.

По вопросам обращений граждан об обоснованности увеличения с 1 ноября 2018 г. на 1 копейку розничных цен на газ, реализуемый населению ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" разъяснялось.

В соответствии с действующим законодательством розничные цены на природный газ, реализуемый населению, пересматриваются одновременно с изменение на федеральном уроне составляющих розничной цены – оптовой цены на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа.

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 г.г. (далее – Прогноз), одобренным Правительством Российской Федерации в сентябре 2017 года, было определено увеличить составляющие розничных цен на природный газ с 1 июля 2018 г. на 3,4%.

При этом на федеральном уровне с 1 июля 2018 г. были пересмотрены только оптовые цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа, с ростом на 3,4%, а размер платы за снабженческо-сбытовые услуги с 1 июля 2018 г. не пересматривался.

РЭК-департаментом в связи с пересмотром на федеральном уровне вышеуказанных составляющих, с 1 июля 2018 г. для ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" была установлена розничная цена на природный газ, реализуемый населению на территории Краснодарского края, кроме территорий муниципальных образований Усть-Лабинский район и Славянский район, в размере 6,22 руб./м3 или 6220 руб./1000 м3 газа, увеличение розничной цены на природный газ с 1 июля 2018 г. составило 3,15%.

С 31 августа 2018 г. ФАС Росии был пересмотрен размер платы за снабженческо-сбытовые услуги для поставщика газа ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" с ростом на 3,4%.

В связи с чем, РЭК-департаментом с 1 ноября 2018 г. розничная цена на природный газ, реализуемый населению на территории Краснодарского края, кроме территорий муниципальных образований Усть-Лабинский район и Славянский район, была утверждена в размере – 6,23 руб./м3 или 6230 руб./1000 м3 газа. Увеличение розничной цены на природный газ, по отношению к розничной цене, действовавшей во II полугодии 2017 г. и I полугодии 2018 г., составило 3,32% и не превысило параметров роста цен на газ, предусмотренных Прогнозом.

В период с июля по ноябрь 2018 г. розничные цены на природный газ, реализуемый ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" населению на вышеуказанной территории, были установлены с ростом ниже предусмотренного Прогнозом.

Также заявителям сообщалось, что все приказы РЭК-департамента об установлении тарифов (цен), в том числе в сфере предоставления коммунальных услуг, в законодательно установленные сроки размещаются на официальном сайте РЭК-департамента www.rek23.ru в разделе "Приказы комиссии-департамента" по видам деятельности, а также государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) www.dom.gosuslugi.ru.

Кроме того, на официальном сайте РЭК-департамента для удобства граждан в разделе "Важная информация" создан подраздел "Ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (http://www.rek23.ru/plata_kom/), в котором размещена сводная информация об уровнях установленных на текущий год тарифов (цен) в разрезе муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций с указанием нормативных правовых актов по их установлению. Данная информация актуализируются ежемесячно по состоянию на 1 число.

В ответах на все обращения граждан заявители уведомлялись о возможности получения бесплатной юридической помощи.