Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края в 3 квартале 2018 года


В III квартале 2018 года основными темами обращений продолжали являться вопросы, как подробно освещенные в Обзоре обращений за I полугодие 2018 года (обоснованности повышения платы за коммунальные и жилищные услуги, утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению), так и вопросы уровней тарифов на коммунальные услуги и их соответствия утвержденным ограничениям повышения платежей (в том числе из г. Новороссийска); увеличения тарифов и платы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (сбора и вывоза твердых бытовых отходов); повышения цен на бензин.

Региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – РЭК-департамент) в III квартале 2018 года в адрес конкретных заявителей направлялись разъяснения в зависимости от существа поставленных вопросов.

По вопросам повышения цен на бензин разъяснялось, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации цены на автомобильное топливо не подлежат государственному регулированию. Формирование цен осуществляется предприятиями-производителями и предприятиями торговли самостоятельно, с учетом фактически сложившихся затрат и прибыли, а также спроса и предложений на рынке соответствующих товаров.

В настоящее время основными реализаторами автомобильного топлива на автозаправочных станциях (далее – АЗС) Краснодарского края являются: ОАО "НК "Роснефть" – Кубаньнефтепродукт"; ООО "Лукойл-Югнефтепродукт"; ООО "Газпромнефть-Юг"; ООО "Татнефть-АЗС-Юг". Помимо данных компаний существует ряд предприятий, которые имеют незначительные объемы реализации автомобильного топлива на территории Краснодарского края.

Каждая из вышеуказанных компаний самостоятельно определяет диапазон цен реализации автомобильного топлива на своих АЗС.

Согласно сложившейся в течение ряда лет ситуации на рынке автомобильного топлива, на его уровень розничных цен влияет количество поставщиков в том или ином регионе Российской Федерации. Так, в Ростовской области и в г. Москве количество поставщиков автомобильного топлива значительно больше, чем в Краснодарском крае, что обеспечивает более высокий уровень конкуренции между ними, что в свою очередь влияет на уровень розничной цены на автомобильное топливо.

Дополнительно РЭК-департамент информировал, что рост розничных цен на автомобильное топливо характерен как для Краснодарского края, так и для Российской Федерации в целом. На повышение стоимости автомобильного топлива влияет ряд базовых факторов: динамика мировых цен, динамика налоговой нагрузки, проведение профилактик и плановых работ по ремонту российских нефтеперерабатывающих заводов, динамика производства автомобильного топлива нефтяными компаниями.

Рост цен на автомобильное топливо с начала 2018 года, в том числе, связан и с изменением ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, а также налога на добычу полезных ископаемых (взимаемый с нефтяных компаний при разработке месторождений), которые влекут за собой рост оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо в целом по Российской Федерации.

Кроме этого, в своих ответах заявителям РЭК-департамент обращал внимание что ситуация с ценами на бензин и дизельное топливо находится на постоянном контроле у Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Для сведения, на официальном сайте РЭК-департамента размещена информация о проведенном селекторном совещании, которое состоялось 13.06.2018 под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака по вопросу ситуации с ценами на нефтепродукты.

В совещании участвовали представители всех субъектов Российской Федерации, а также федеральных министерств и общественных организаций.

В ходе совещания Д.Н. Козак подчеркнул важность рассматриваемого вопроса и о мерах, принятых Правительством Российской Федерации, в части снижения с 1 июня акцизов на 3000 руб. – бензин, на 2000 руб. – дизельное топливо и отмену роста акцизов с 1 июля 2018 года. Кроме этого, достигнута договорённость с 13 вертикально интегрированными компаниями, которые занимают доминирующее положение на рынке (60% рынка), о замораживании по состоянию на 30 мая 2018 года оптовых цен на дизельное топливо и сдерживании розничных цен на автомобильное топливо, а также увеличении поставок на внутренний рынок моторного топлива и увеличении объёма биржевых торгов.

Меры, предпринятые Правительством Российской Федерации, позволили остановить резкий рост цен на автомобильное топливо, который произошел в мае 2018 года на всей территории Российской Федерации.

В ходе совещания было предоставлено слово представителям ФАС России, Минэнерго России, Минфина России, Общероссийскому Народному фронту, которые обсудили возможные мероприятия по стабилизации цен на бензин и дизельное топливо, а также вопросы влияния роста цен на экономику и изменения структуры распределения доходов от акцизов на автомобильное топливо между федеральным и региональными бюджетами.

По результатам совещания даны поручения руководителям регионов обеспечить мониторинг стоимости моторных топлив и незамедлительном информировании соответствующие территориальные органы ФАС России о негативных изменениях ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов.

По данным еженедельного мониторинга цен на бензин и дизельное топливо в Краснодарском крае, проводимого РЭК-департаментом, средняя стоимость автомобильного топлива по Краснодарскому краю по состоянию на 27.06.2018        составила:

бензин Аи-92 – 43,05 руб./л, прирост за II квартал 2018 года – 8,8%, с начала 2018 года – 9,7%;

бензин Аи-95 – 46,31 руб./л, прирост за II квартал 2018 года – 8,5%, с начала 2018 года – 9,5%;

дизельное топливо – 43,34 руб./л, прирост за II квартал 2018 года – 11,6%, с начала 2018 года – 12,0%.

По вопросу уровней действующих тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги), причин ежегодного повышения, отличия от тарифов в других городах и районах края и Российской Федерации, изменения с 1 июля 2018 года разъяснялось.

Параметры роста и сроки увеличения (календарная разбивка) тарифов (цен) на услуги инфраструктурного сектора электро-, газоснабжения и организаций тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также ограничения роста платежей в сфере предоставления коммунальных услуг населению ежегодно определяются Правительством Российской Федерации при согласовании прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период к проекту закона о бюджете, и подлежат учету на всех уровнях регулирования. Такое повышение предусматривается Правительством Российской Федерации ежегодно с 1 июля.

Тарифное регулирование на коммунальные ресурсы (услуги) на 2018 год проведено в соответствии  с Федеральными законами от 07.12.2011 № 416-ФЗ      "О водоснабжении и водоотведении", от  27.07.2010  № 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 31.03.1999  № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, на основании принятых ФАС России решений об установлении на 2018 год предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации, а также утвержденных на федеральном и краевом уровнях ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

В I полугодии 2018 года тарифы (цены) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае были установлены без повышения к действующим во II полугодии 2017 года (по состоянию на декабрь).

С 1 июля 2018 года в Краснодарском крае тарифы (цены) изменятся:

на электроэнергию для населения – от 3,74% и 3,67% (одноставочные тарифы) и от 3,67% до 3,98% (тарифы, дифференцированные по зонам суток);

на газ для населения в среднем по краю (сетевой, сжиженный) – не более 3,4%;

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26.10.2017           № 2353-р и от 01.11.2014 № 2222-р в каждом месяце с 1 июля по 31 декабря 2018 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2017 года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребленных услуг) ограничено в среднем по Краснодарскому краю на 4%, по отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение платежей выше 6,5% не произойдет.

При необходимости гражданам приводились уровни тарифов (цен), установленных для конкретных организаций-поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) по адресам проживания заявителей, осуществлялась проверка правильности их применения тарифов (цен).

В сфере тепло-, водоснабжения на размер тарифов влияют такие факторы, как объем реализации услуги, напрямую зависящий от количества потребителей и степени развития промышленного производства, протяженность систем комму-нальной инфраструктуры, ее состояние (степень износа), энергоэффективность производства.

Для тепловой энергии существенное значение имеют: вид используемого топлива (жидкое и твердое топливо на территории края  существенно дороже природного газа); способ выработки тепловой энергии (себестоимость тепла,  выработанного ТЭЦ в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (г. Краснодар); территориальное расположение и характер местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, а горный рельеф предполагает повышенные затраты электроэнергии, в том числе на насосных станциях подъема и перекачки теплоносителя. 

Также, при регулировании тарифов на услуги организаций водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающих организаций в ряде субъектов РФ до настоящего времени сохранялась практика перекрестного субсидирования либо возмещения за счет средств бюджетов разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения.

Ежегодное изменение тарифов обусловлено следующими основными при-чинами: ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, зависящим, в первую очередь, от федеральных факторов; повышением стоимости материалов, необхо-димых для выполнения ремонтных работ; увеличением прочих расходов в соот-ветствии с нормами действующего законодательства, ожидаемыми по прогнозу социально-экономического развития страны на очередной период общими инфляционными процессами в экономике, влияющими на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг.

В рамках рассмотрения обращений жителей г. Новороссийска по вопросам уровней установленных на 2018 года тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение и соответствия их роста установленным ограничениям повышения платежей разъяснялось.

В сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы подлежат установлению в экономически обоснованном размере исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов на осуществление регулируемых видов деятельности, за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с последующим возмещением выпадающих доходов организаций от реализации услуг по льготным тарифам для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов за счет средств краевого бюджета.

В I полугодии 2018 года тарифы (цены) на коммунальные ресурсы (услуги) для населения Краснодарского края, в том числе, муниципального образования г. Новороссийск, установлены без увеличения к действовавшим во II полугодии 2017 года (по состоянию на декабрь).

Установленные на II полугодие 2018 года тарифы (цены) в сфере холодного водоснабжения и водоотведения отвечают принципу экономической обоснованности.

Тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал города Новороссийска" на период 2016 – 2018 годов утверждены постановлением администрации МО г. Новороссийск от 14.12.2015 № 9739 в соответствии с полномочиями, определенными краевым законом от 15.10.2010 № 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса".

В период с 2013 по 2016 год при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал города Новороссийска" проводилась политика сдерживания роста тарифов в рамках ограничений предельными индексами роста платы граждан за коммунальные услуги, что негативно сказалось на его финансовом положении.

С 01.07.2017 тарифы предприятия были приведены к экономически обоснованному размеру с опережающим ростом по отношению к тарифам, действовавшим до 30.06.2017: для г. Новороссийска на питьевую воду – на 28,98% и водоотведение – на 63,68%; для сельского округа Абрау-Дюрсо на питьевую воду – на 66,62% и водоотведение – на 94,99%; для сельских округов Раевский, Глебовский, Натухаевский и села Борисовка на питьевую воду – на 42,11 % и водоотведение – на 80,4%.

Установленные тарифы оспаривались прокуратурой города Новороссийска в судебном порядке и Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.09.2017 по делу № 2а-3448/2017 размеры установленных тарифов признаны обоснованными.

При корректировке тарифов на 2018 год МУП "Водоканал города Новороссийска" был заявлен уровень экономически обоснованных тарифов (без НДС) в размере 86,35 руб./м3 – водоснабжение и 37,99 руб./м3 – водоотведение, с опережающим ростом по отношению к действовавшим в г. Новороссийске в декабре 2017 года тарифам на 53% и 39% соответственно.

Администрацией МО г. Новороссийск был проведен анализ представленных предприятием расчетов в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года № 406, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э. Экономически обоснованный размер тарифов принят с учетом фактических затрат МУП "Водоканал города Новороссийска за 2016 год, размера необходимой валовой выручки на 2017 год, утвержденной постановлением администрации МО город Новороссийск от 19.12.2016 № 10698 и индекса потребительских цен на 2018 год в размере 104%.

Размер экономически обоснованных тарифов (без НДС) составил            58,68 руб./м3 – водоснабжение и 28,48 руб./м3 – водоотведение, с ростом по отношению к тарифам, действовавшим в декабре 2017 года, на 4%.

МУП "Водоканал города Новороссийска" в судебном порядке был оспорен размер тарифов, принятый органом регулирования, как установленный ниже экономически обоснованного уровня, с требованием принять размер тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, заявленный предприятием с опережающим ростом по отношению к действовавшим в декабре 2017 года тарифам на 53% и 39% соответственно. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 25.05.2018 по делу № 2а-1635/2018 тарифы, принятые органом регулирования как экономически обоснованные оставлены в силе, с ростом на 4% по отношению к тарифам, действовавшим в декабре 2017 года.

Для населения в целях соблюдения действующего законодательства по ограничению повышения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 01.07.2017 действуют льготные тарифы.

Выпадающие доходы МУП "Водоканал города Новороссийска" от реализации услуг населению по льготным тарифам (на 2018 год более 192,47 млн. руб.) подлежат компенсации за счет средств бюджета края согласно краевому закону от 06.04.2015 № 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края".

Ограничение роста коммунальных платежей ежегодно осуществляется:

Правительством РФ – при установлении индексов по субъектам РФ и предельных отклонений по субъектам РФ от указанных индексов;

высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего ис-полнительного органа государственной власти субъекта РФ) – при установлении предельных индексов в муниципальных образованиях.

Нормы по ограничению повышения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги регламентированы статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее – Постановление № 400), которые устанавливают порядок утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в муниципальных образованиях.

Распоряжениями Правительства РФ от 01.11.2014 № 2222-р, от 26.10.2017  № 2353-р на 2018 год для Краснодарского края утверждены ограничения роста платежей (при неизменном по отношению к декабрю предыдущего года порядке оплаты, наборе и объемах потребленных коммунальных услуг, кроме изменения нормативов их потребления), в том числе на II полугодие 2018 года индекс по субъекту РФ в размере 4% и предельное отклонение в размере 2,5%.

Предельные индексы в муниципальных образованиях края на 2018 год утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 № 967 (ред. от 15.06.2018 № 341), в том числе для МО   г. Новороссийск: на II полугодие 2018 года в размере 6,5% (опубликованы на  официальном сайте администрации Краснодарского края admkrai.krasnodar.ru в разделе  "Нормативные документы" на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) dom.gosuslugi.ru в разделе "Информация для граждан" "Индексы изменения платы за коммунальные услуги").

Отмечалось, что ограничивается не сам тариф на конкретные коммунальные услуги, а совокупное изменение платы граждан за все коммунальные услуги в каждом месяце календарного года.

Так, с 1 июля на 2018 года для населения г. Новороссийска тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал города Новороссийска" установлены с ростом на питьевую воду на 8,4% (с 53,68 до 58,21 руб./м3) и на услуги водоотведения на 20,1% (с 20,53 до 24,65 руб./м3), что с учетом повышения тарифов (цен) на электроэнергию – на 3,8%, природный сетевой газ – на 3,2%, а также отсутствия роста тарифа на тепловую энергию для ее основного поставщика населению МО г. Новороссийск  обеспечивает соблюдение утвержденных ограничений повышения платежей (индекса в среднем по Краснодарскому краю и предельного индекса в МО г. Новороссийск).

В разделе сайта РЭК-департамента "Ограничение платы граждан за коммунальные услуги" (http://rek23.ru/plata_kom/) представлена информация по вопросам государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги и мерах, принятых в Краснодарском крае в целях ограничения роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги, а также о механизмах ее контроля, в том числе "О росте тарифов и ограничениях повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 1 июля 2018 года". Информационная статья с разъяснениями "О плате граждан за коммунальные услуги с 01.07.2018 года" размещена на официальном сайте администрации МО г. Новороссийск 22.06.2018 (http://admnvrsk.ru/o-gorode/novosti/glavnye-novosti/news-20180710113315-418052/).

По вопросам обращений жителей муниципального образования город-курорт Сочи об обоснованности повышения с 1 мая  2018 года стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) сообщалось, что до установления тарифов на новую коммунальную услугу – услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в соответствии с новыми требованиями законодательства об отходах производства и потребления для регионального оператора по обращению с ТКО (региональный оператор по зоне деятельности, в которую входит муниципальное образование город-курорт Сочи, в настоящее время не выбран), услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, не подлежащими государственному ценовому регулированию. Их стоимость за единицу объема (руб./м3, руб./т) устанавливается организацией, осуществляющей эти виды деятельности на основании договоров, заключенных с потребителями услуг по сбору и вывозу ТБО.

Обращения по данным вопросам рассматривались совместно с администрацией муниципального образования город-курорт Сочи, приводился конкретный уровень тарифа согласно приказу АО "САХ по уборке города" от 28.04.2018          № 78-А "О применении стоимости оплаты услуг по сбору и транспортированию для последующего размещения твердых коммунальных отходов с 1 мая 2018 года", который с 1 мая 2018 года увеличился на 9,7% в связи с повышением цен на ГСМ, запчасти и прочие расходные материалы и услуги, указывались величины нормативов накопления ТКО для населения муниципального образования город-курорт Сочи,  утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 № 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае". 

В рамках подготовки ответов на обращения органов местного самоуправления ряда муниципальных образований по вопросам пересмотра тарифов на захоронение и (или) обработку ТКО для операторов по обращению с ТКО в ряде муниципальных образований края в связи с их существенным повышением с 1 июля 2018 года РЭК-департамент разъяснял.

Значительное увеличение тарифов обусловлено включением в тариф расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду, что                         регламентировано новыми нормами федерального законодательства в сфере обращения с отходами.

При этом сообщалось, что вопросы значительного роста тарифов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду рассматривались в администрации Краснодарского края и Законодательном Собрании Краснодарского края. Обращение Председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Ю.А. Бурлачко в адрес Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володина по проблемным вопросам реализации новых норм законодательства в сфере обращения с отходами, включая рост тарифов за счет включения платы за негативное воздействие на окружающую среду, было направлено в декабре 2017 года.

Правительством Российской Федерации было дано поручение Минприроды России по пересмотру ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В настоящее время РЭК-департаментом проведена работа по пересмотру тарифов для организаций, оказывающих услуги в сфере обращения с ТКО (региональных операторов по обращению с ТКО и операторов по обращению с ТКО), с учетом снижения ставок платы за негативное воздействие на окружающую           (IV класс опасности в 2018 году с 663,23 руб. за тонну до 95,0 руб. за тонну), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и применения понижающих коэффициентов, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002       № 79-ФЗ "Об охране окружающей среды", в случае осуществления деятельности по обработке ТКО.

В ответах на все обращения граждан заявители уведомлялись о возмож-ности получения бесплатной юридической помощи.