Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией-департаментом цен и тарифов Краснодарского края за 2 квартал 2016 года


Во 2 квартале 2016 г. основными темами обращений граждан продолжали оставаться вопросы уровня действующих тарифов и цен в сфере предоставления коммунальных услуг, в т.ч. по сравнению с другими регионами, обоснованности повышения платы за жилищные услуги и услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО).

РЭК-департаментом во 2 квартале 2016 г. в адрес конкретных заявителей направлялись разъяснения в зависимости от существа поставленных вопросов.

По вопросу уровней действующих тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) разъяснялось.

В соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017-2018 г.г., а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов РФ, принятых Правительством Российской Федерации и главой администрации (губернатором) Краснодарского края решений об ограничении роста размера вносимой гражданми платы за коммунальные услуги — в 1 полугодии 2016 г. повышение тарифов (цен) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае не предусмотрено, тарифы (цены) установлены на уровне действовавших во 2 полугодии 2015 г. (по состоянию на декабрь).

Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) в Красно-дарском крае осуществляется краевым и муниципальными органами ценового регулирования городских округов (в рамках переданных полномочий краевым законом от 15.10.2010 № 2065-КЗ) в соответствии:
с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах;
нормами жилищного законодательства по ограничению повышения платы населения за коммунальные услуги;
параметрами согласованных Правительством РФ прогнозов социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, в которых ежегодно определяются темпы и сроки индексации тарифов (цен) в инфраструктурных отраслях, отраслях ЖКХ, а также ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги;
предельными минимальными и (или) максимальными уровнями тарифов на электроэнергию для населения, установленными для субъектов РФ ФАС России.

Так, тарифы на электроэнергию для населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» подлежат установлению в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов для населения каждого субъекта РФ, ежегодно утверждаемых на федеральном уровне ФАС России.

Для населения Краснодарского края тарифы на электроэнергию устанавливаются в едином размере с применением максимального понижающего коэффициента в размере 0,7 (при предусмотренном законодательством от 0,7 до 1) для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.

В сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» розничные цены на газ утверждаются РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории с учётом установленных на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен (а именно: оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

В сфере тепло—, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы подлежат установлению в экономически обоснованном размере, обеспечивающем финансовые потребности на реализацию производственных и (при наличии) инвестиционных программ регулируемых организаций.

Исключением является установление льготных тарифов для населения в рамках исполнения законодательства по ограничению повышения платежей населения за коммунальные услуги (ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ) с последующей компенсацией выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций за счет средств краевого бюджета (краевой закон от 06.04.2015№ 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края»).

Основными факторами увеличения тарифов являются: ежегодный рост стоимости энергоносителей; доведение заработной платы до уровня, предусмотренного федеральным и краевым отраслевым тарифным соглашением работников ЖКХ; повышение стоимости материалов, необходимых на выполнение ремонтных работ; рост обязательных налоговых платежей; увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства; общие инфляционные процессы.

Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, протяженность сетей, характер местности (например, в горной — дополнительные расходы на подъем воды (теплоносителя), климатические условия), степень развития территории, вид топлива на котельных и способ выработки тепловой энергии, наличие собственных источников воды либо необходимость ее покупки, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации и определяют разницу в тарифах, как в муниципальных образованиях края, так и в субъектах Российской Федерации.

По вопросу стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО  разъяснялось.


С 1 января 2016 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» к коммунальным услугам отнесена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления.

Действующим законодательством предусмотрен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО до 1 января 2017 г.

До наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО регулирование деятельности в области обращения с ТКО осу-ществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 г.

Таким образом, до установления тарифов и нормативов на услуги по обращению с ТКО в случае оказания услуг по сбору и вывозу ТБО организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, стоимость таких услуг подлежит установлению органами местного самоуправления. В иных случаях услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, их цена и объем определяются договором.

Поскольку ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги предусмотрено только в отношении коммунальных услуг при соблюдении принципа неизменности порядка оплаты за коммунальные услуги и набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года, в 2015 г. и 2016 г. действие утвержденных предельных индексов на сферу предоставления услуг по сбору и вывозу ТБО, а также по обращению с ТКО не распространяется (ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ, ч. 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ, п. 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400).

По вопросам обоснованности увеличения размера платы за жилое помещение  РЭК-департаментом разъяснялось.


В сфере предоставления жилищных услуг законодательное ограничение роста платы в настоящее время не предусмотрено.

Для собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома определяется на общем собрании собственников помещений (членов ТСЖ, ЖСК) и не подлежит государственному ценовому регулированию.

Утверждению органами местного самоуправления подлежит размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за ремонт и содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч.3 ст.156 ЖК РФ).

РЭК-департамент отмечает комплексный характер обращений граждан, поступивших во 2 квартале 2016 г. по вопросам предоставления ЖКУ (помимо уровней и обоснованности применяемых цен (тарифов) затрагивались правовые вопросы деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, обоснованности предъявленной задолженности, платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги.

Поскольку в соответствии с нормами постановлений Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» и главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861 «О государственной жилищной инспекции Краснодарского края», государственный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края,обращения в установленном законодательством порядке направлялись по подведомственности.