Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией-департаментом цен и тарифов Краснодарского края за 1 квартал 2016 года


В 1 квартале 2016 г. основными темами обращений граждан являлись вопросы: уровня действующих тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги), в т.ч. по сравнению с другими регионами; обоснованности повышения платы за жилищные услуги и услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО); порядка определения размера платы за технологическое присоединение к сетям газоснабжения; роста цен на автомобильное топливо, продукты питания и лекарственные препараты; роста тарифов на услуги пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении; обоснованности повышения стоимости проезда в транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщениях и стоимости проездных билетов долговременного пользования.

РЭК-департаментом в 1 квартале 2016 г. в адрес конкретных заявителей направлялись разъяснения в зависимости от существа поставленных вопросов.

В части вопросов о размере платы за технологическое присоединение направлялись разъяснения, содержащие ответы на поставленные вопросы с учётом технических параметров конкретных проектов газоснабжения.

По вопросу уровней действующих тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) разъяснялось.

В соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017-2018 г.г., а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов РФ, принятых Правительством Российской Федерации и главой администрации (губернатором) Краснодарского края решений об ограничении роста размера вносимой гражданми платы за коммунальные услуги — в 1 полугодии 2016 г. повышение тарифов (цен) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае не предусмотрено, тарифы (цены) установлены на уровне действовавших во 2 полугодии 2015 г. (по состоянию на декабрь).

В сфере газонабжения населения природным сетевым газом — в 1 полугодии 2016 г. действуют розничные цены на газ, установленные РЭК-департаментом с 1 июля 2015 г. в размере (с НДС):
реализуемый ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» населению на территории края, кроме территорий муниципальных образований Усть-Лабинский район и Славянский район — 5650,00 руб./1000 м3;
реализуемый ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» населению на территории муниципального образования Усть-Лабинский район — 5170,00 руб./1000 м3;
реализуемый ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» населению на территории муниципального образования Славянский район — 5370,00 руб./1000 м3;
реализуемый ОАО «Краснодаргоргаз» населению на территории муниципального образования город Краснодар — 4790,00 руб./1000 м3.

В части различных уровней розничных ценах на газ для населения Краснодарского края сравнению с другими регионами РФ разъяснялось.

Нормами действующаго законодательства не предусмотрено установление розничных цен на газ в зависимости от социально-экномического положения региона РФ. Цены на газ устанавливаются для конкретного поставщика газа на соответствующей территории.

Уровень розничной цены на газ зависит от размере её составляющих, которые утверждаются на федеральном уровне: оптовая цена на газ, предназначенный для последующей реализации населению, тарифы на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа по газораспределительным сетям субъекта РФ и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа (ПССУ).

Наибольший удельный вес в розничной цене на природный газ занимает оптовая цена (более 60%), которая утверждается, дифференцировано в разрезе субъектов РФ по 60 поясам, в зависимости от удалённости от мест добычи газа.

Таким образом, на территории РФ утверждено 60 различных оптовых цен на газ, при этом минимальная оптовая цена на газ реализуемый населению утверждена для населения Ямало-Ненецкого автономного округа в размере — 2395 руб./1000 м3, максимальная для населения Алтайского края, потребляющего газ из газопровода «Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск», в размере — 4354 руб./1000 м3.

Для населения Краснодарского края, как и для населения Ставропольского края, Ростовской области, республики Адыгея и республик Северного Кавказа оптовая цена на газ утверждена в размере — 3473 руб./1000 м3.

Тарифы на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа по газораспределительным сетям регионов и размер ПССУ также различны и при прочих равных условиях зависят от объёма газа, проходящего через газовые сети (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).

По вопросам обоснованности увеличения размера платы за жилое помещение РЭК-департаментом разъяснялось.

В сфере предоставления жилищных услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, включая услуги по сбору и вывозу ТБО, законодательное ограничение роста платы в настоящее время не предусмотрено.

Для собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома определяется на общем собрании собственников помещений (членов ТСЖ, ЖСК) и не подлежит государственному ценовому регулированию.

Утверждению органами местного самоуправления подлежит размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за ремонт и содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч.3 ст.156 ЖК РФ).

По вопросу стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО разъяснялось.

С 1 января 2016 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» к коммунальным услугам отнесена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления.

Действующим законодательством предусмотрен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО до 1 января 2017 г.

До наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО регулирование деятельности в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 г.

Таким образом, до установления тарифов и нормативов на услуги по обращению с ТКО в случае оказания услуг по сбору и вывозу ТБО организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, стоимость таких услуг подлежит установлению органами местного самоуправления. В иных случаях услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, их цена и объем определяются договором.

Поскольку ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги предусмотрено только в отношении коммунальных услуг при соблюдении принципа неизменности порядка оплаты за коммунальные услуги и набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года, в 2015 г. и 2016 г. действие утвержденных предельных индексов на сферу предоставления услуг по сбору и вывозу ТБО, а также по обращению с ТКО не распространяется (ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ, ч. 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ, п. 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400).

В 1 квартале 2016 г. актуальными были вопросы роста цен на автомобильное топливо, продукты питания (в основном, без указания конкретного наименования продуктов питания) и лекарственные препараты.

В ответах обращалось внимание заявителей, что в соответствии с дей-ствующим законодательством Российской Федерации, цены на автомобильное топливо и продукты питания не подлежат государственному регулированию. Формирование цен осуществляется предприятиями-производителями и предприятиями торговли самостоятельно, с учетом фактически сложившихся затрат и прибыли, а также спроса и предложений на рынке соответствующих товаров.

По данным мониторинга РЭК-департамента рост розничных цен на автомобильное топливо в среднем по Краснодарскому краю в 1 квартале 2016 года составил: Аи-92 — 0,6%; Аи-95 — 0,9%; дизельное топливо — цена не изменилась.

Стоимость автомобильного топлива, реализуемого на автозаправочных станциях Краснодарского края, формируется в основном следующими нефтяными компаниями: ПАО «НК «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт»; ООО «Лукойл-Югнефтепродукт»; ООО «Газпромнефть-Юг».

Помимо данных компаний существует ряд предприятий торговли, которые имеют незначительные объемы реализации автомобильного топлива на территории Краснодарского края.

Каждая из вышеуказанных компаний самостоятельно определяет свой диапазон цен на марки автомобильного топлива.

Согласно сложившейся ситуации на рынке автомобильного топлива Краснодарского края и других регионов РФ, уровень розничной цены на автомобильное топливо зависит от количества его поставщиков. С учётом того, что в отдельных регионах количество поставщиков автомобильного топлива значительно больше, чем в Краснодарском крае, это обеспечивает более высокий уровень конкуренции между ними, а это в свою очередь влияет на более низкий уровень розничной цены на автомобильное топливо.

Рост цен на автомобильное топливо в 1 квартале 2016 г. связан также с изменением ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, которое повлекло за собой рост оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо в целом по РФ.

Повышение розничных цен на отдельные социально значимые продукты питания в 1 квартале 2016 г. характерно как для Краснодарского края, так и для Российской Федерации в целом и обусловлено воздействием комплекса факторов, оказывающих в большей или меньшей степени влияние на повышение стоимости продуктов питания.

В условиях ценовой ситуации, сложившейся на продовольственном рынке края принято распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2007 № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае» (с изм. и доп. от 16.02.2015 № 64-р), в соответствии с которым на перечень социально значимых продуктов питания из 13 наименований, рекомендуемая торговая наценка не должна превышать 10%. Применение рекомендуемой 10% торговой наценки позволило сдерживать необоснованный рост розничных цен на отдельные социально значимые продукты питания.

Обращалось внимание заявителей, что: для обеспечения населения продуктами питания по более доступным ценам в муниципальных образованиях Краснодарского края продолжают работать ярмарки, где цены на большинство продуктов питания на 8-20% ниже, чем в розничной торговле конкретного муниципального образования; минимальный уровень цен на большинство социально значимых продуктов питания (на основании ежемесячного мониторинга цен) отмечается в магазинах федеральных сетей — на 3-40% ниже, чем в магазинах локальных сетей, несетевых магазинах, магазинах нестационарной торговли и рынках.

Для получения от населения оперативной информации о фактах повышения цен на социально значимые продукты питания и принятия оперативных мер, работают телефоны «горячей линии» в РЭК-департаменте, а также в каждом муниципальном образовании, откуда поступили обращения.

По вопросам повышения цен на лекарственные препараты заявителям разъяснялось, что в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственному регулированию подлежат цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), который ежегодно утверждается распоряжением Правительства РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» утвержден перечень ЖНВЛП на 2015 г. и в том числе на январь-февраль 2016 г.

С 1 марта 2016 г. вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Установление предельных размеров надбавок на ЖНВЛП входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ.

Приказом РЭк-департамента от 18.02.2010 № 1/2010-м «Об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» регулируются торговые надбавки на ЖНВЛП: единый уровень предельной оптовой надбавки — 15%; предельный уровень розничной надбавки на ЖНВЛП в зависимости от стоимости препарата в размере до 50 руб. включительно — 25%, свыше 50 руб. до 500 руб. включительно — 24%, свыше 500 руб. — 23%.

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ информация о предельных (максимальных) оптовых и розничных ценах на ЖНВЛП, реализуемых на территории Краснодарского края, должна находиться в каждой аптеке, аптечном пункте. Также информация о предельных ценах на ЖНВЛП публикуется на официальном сайте министерства здравоохранения Краснодарского края (www.minzdravkk.ru).

Лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, не подлежат государственному регулированию. Аптечные учреждения осуществляют формирование цены самостоятельно с учетом финансово-хозяйственного состояния, потребительского спроса и конкуренции на данную группу товаров на рынке фармацевтических услуг края.

В случае установления заявителем факта реализации ЖНВЛП выше установленных предельных (максимальных) розничных цен на лекарственные препараты, ему предлагалось письменно проинформировать РЭК-департамент, с указанием полного наименования лекарственного препарата, лекарственной формы и цены на препарат, а также адреса аптечной организации, реализующей данный лекарственные препарат.

Анализ поступивших в 1 квартале 2016 г. обращений по вопросу роста тарифов на услуги пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении показал, что большая часть обращений направлена жителями регионов Российской Федерации на стоимость проезда от станции « . Сочи» до «Роза Хутор» в период отдыха на горнолыжных курортах города Сочи.

Заявителям разъяснялось, что Федеральным законом от 10.01.2013 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают экономически обоснованные уровни тарифов и тарифы для расчёта с пассажирами на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении с возмещением потерь в доходах, возникающих вследствие установления тарифов для расчётов с пассажирами ниже экономически обоснованных уровней тарифов за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Приказом РЭК-департамента от 15.12.2015 № 15/2015-жд «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа в отношении услуг Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Краснодарском крае на 2016 год» установлен экономически обоснованный уровень тарифа в пригородном сообщении на маршрутах «Сочи — Роза Хутор — Сочи», «Туапсе — Имеретинский Курорт — Туапсе», «Имеретинский Курорт — Лазаревская — Имеретинский Курорт», «Роза Хутор — Адлер Аэропорт — Роза Хутор», «Лазаревская — Адлер Аэропорт — Лазаревская», «Туапсе — Адлер Аэропорт — Туапсе», «Сочи — Адлер Аэропорт — Сочи» в размере 70,0 рублей за каждую зону (10 пассажиро-километров) на период действия с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2016 г.

По результатам обсуждения на межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий приказом РЭК-департамента от 15.12.2015 № 16/2015-жд «Об установлении тарифа для расчётов с пассажирами в отношении услуг Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Краснодарском крае на 2016 год» с 1 января 2016 г. установлены тарифы для расчета с пассажирами на пригородные железнодорожные перевозки в следующих размерах: на участке от станции «Туапсе»

до станции «Адлер» — 24 руб. за зону, а от станции «Адлер» в направлении станций «Аэропорт», «Роза Хутор» и «Имеретинский курорт» (Олимпийский Парк) — исходя из экономически обоснованного уровня тарифа 70 руб. за зону.

Высокая себестоимость железнодорожных перевозок на маршрутах, обслуживаемых Дирекцией скоростного сообщения — филиалом ОАО «РЖД», обусловлена высокими эксплуатационными расходами, связанными с содержанием комфортабельных поездов «Ласточка», а также более высоким уровнем инфраструктурных расходов в ОАО «РЖД».

В сложившейся ситуации администрацией Краснодарского края принято решение об установлении на участке «Туапсе — Адлер» тарифа значительно ниже себестоимости и, приняты обязательства по выплате ОАО «РЖД» из бюджета Краснодарского края межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом 70 руб. за зону и тарифом для расчёта с пассажирами 24 руб. за зону.

В настоящее время администрацией Краснодарского края ведётся работа по передаче функции перевозчика на территории города-курорта Сочи ОАО «Кубань Экспресс-Пригород», что позволит снизить экономически обоснованный тариф на пригородные железнодорожные перевозки. Кроме того, рассматривается вопрос о гибкой системе оплаты проезда в зависимости от количества поездок, которая позволит снизить расходы на проезд в сочинских электричках для граждан, часто использующих данный вид транспорта.

Анализ поступивших в 1 квартале 2016 г. обращений по обоснованности повышения стоимости проезда в транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщениях и стоимости проездных билетов долговременного пользования показал, что в большинстве обращений содержались вопросы по вопросам стоимости проезда пассажиров в городском электротранспорте (трамвай, троллейбус) и пригородном автомобильном транспорте в муниципальном образовании город Краснодар.

По поставленным в обращениях вопросам о стоимости проезда в городском транспорте разъяснялось о полномочиях по установлению тарифов на проезд пассажиров в общественном транспорте, действующих на момент принятия тарифов (для предприятий транспорта всех форм собственности за исключением муниципальной — РЭК-департамент, для предприятий муниципальной формы собственности — органы местного самоуправления), о причинах их повышения и принимаемых мерах для максимального сдерживания роста тарифов.

По вопросам обоснованности взимаемой платы за проезд в межмуниципальном и муниципальном пригородном автомобильном транспорте заявителям разъяснялся порядок формирования стоимости проезда, с указанием нормативных документов и уровней действующих тарифов, установленных для перевозчиков, обслуживающих маршруты, на которые поступили обращения граждан. По каждому указанному в обращении пригородному маршруту проведена проверка стоимости проезда пассажиров до всех остановочных пунктов, предусмотренных в Паспортах маршрутов и действующих расписаниях движения автобусов, сделаны соответствующие выводы о правильности взимаемой перевозчиками стоимости

проезда. По результатам рассмотрения обращений завышений стоимости проезда на стоимость проезда в автобусах пригородного сообщения не выявлено. Заявителям даны рекомендации о дальнейших действиях, в случае выявления завышения стоимости проезда, рассчитанной РЭК-департаментом по каждому обращению.

По вопросам стоимости проездных билетов долговременного пользования (месячных) в городском транспорте заявителям разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование стоимости месячных проездных билетов. Стоимость месячного проездного билета (за исключением льготных) определяется предприятием-перевозчиком самостоятельно и утверждается приказом руководителя, исходя из количества поездок и тарифа на проезд, установленного уполномоченным органом. Каждый перевозчик самостоятельно принимает решение о предоставлении права пассажиру количества поездок по месячному проездному билету, исходя из экономических возможностей предприятия.